Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:20, курсовая работа
Поскольку завещание, как говорилось ранее, является односторонней сделкой и порождает определённые правовые последствия, законодательство содержит ряд требований предъявляемых к форме и порядку совершения завещания. Достаточно подробная регламентация порядка и формы совершения завещания обусловлена стремлением законодателя предотвратить возможные споры, связанные с наследованием по завещанию, а также стремлением обеспечить соблюдение принципов совершения завещания (свободы, тайны и т.д.).
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I
1.1 Понятие объекта гражданских правоотношений.......................................5
1.2 Виды материальных объектов гражданских правоотношений.................6
1.3 Виды вещей являющиеся объектами гражданских правоотношений…..8
1.4 Ценная бумага как объект гражданских правоотношений………………12
ГЛАВА II
2.1 Понятие субъекта гражданских правоотношений………………………..15
2.2 Граждане как субъекты гражданского права……………………………...15
2.3 Юридические лица как субъекты гражданского права…………………...23
2.4 Государство и государственные (муниципальные) образования………...34
как субъекты гражданского права
Заключение…………………………………………………………………………..36
Библиография………………………………………………………………………...37
Юридические лица, в зависимости
от характера участия
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;
Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;
Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.
Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) – учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор можно считать
разновидностью договора о совместной
деятельности. Он регулирует отношения
между учредителями в процессе создания
и деятельности юридического лица.
В отличии от учредительного договора,
устав не заключается, а утверждается
учредителями. Отличие между уставом
и учредительным договором не
носит принципиального
Как уже отмечалось выше, каждое юридическое
лицо должно быть зарегистрировано в
соответствии с законом. Государственная
регистрация является завершающим
этапом образования юридического лица,
на котором компетентный орган проверяет
соблюдение условий, необходимых для
создания нового субъекта права, и принимает
решение о признании
Кроме процедур регистрации юридических
лиц законом также оговорены
вопросы прекращения
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (за исключением случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательных характер. Однако законом предусмотрена и возможность приостановления (временного прекращения) деятельности ряда организаций. Данная мера может быть применена по отношению к общественным объединениям как санкция за нарушение Конституции и законодательства Российской Федерации только по решению суда на срок до шести месяцев.
При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться:
Как правило, реорганизация проводится
по решению участников юридического
лица или собственника его имущества,
т.е. добровольно. Однако в отношении
коммерческих организаций закон
предусматривает и такие
При выделении, разделении или слиянии
нескольких организаций возникает,
как минимум, один новый субъект
права, поэтому в таких случаях
реорганизация считается
Во многих случаях проведение реорганизации способно привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции на рынке, поэтому для предотвращения таких последствий пункт 1 статьи 17 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100.000 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние и присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.
Так как реорганизация юридического лица может существенно затрагивать интересы кредиторов, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.
Ликвидация юридического лица предусматривает
прекращение его деятельности без
перехода прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам. По решению
участников или органа юридического
лица, уполномоченного на то учредительными
документами, оно может быть ликвидировано
добровольно, в связи с нецелесообразностью
дальнейшего существования
Для отдельных видов юридических
лиц законом установлены
Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса. Эти этапы таковы:
Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.
В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.
В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).
Состав учредителей также
Различный характер прав участников
в отношении юридического лица позволяет
классифицировать: организации, на имущество
которых учредители имеют право
собственности или иное вещное право
(государственные и
В зависимости от объема вещных прав
(права самого юридического лица на
используемое им имущество) можно различать:
юридические лица, обладающие правом
оперативного управления на имущество
(учреждения и казенные предприятия);
юридические лица, обладающие правом
хозяйственного ведения на имущество
(государственные и
Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).
Также может выступать в качестве
критерия классификации уже упомянутый
ранее порядок образования
По составу учредительных
И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные.
Все юридические лица можно разделить
на четыре большие категории: хозяйственные
товарищества и общества, производственные
кооперативы, государственные и
муниципальные предприятия и, наконец,
некоммерческие организации. Также
можно упомянуть и филиалы
и представительства
Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:
Информация о работе Понятие объекта гражданских правоотношений