Понятие основ конституционного строя, их закрепление в Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:
- народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа);
- приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
- верховенство Конституции РФ и федерального законодательства

Файлы: 1 файл

ПКЗ Конст право ответ.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра Конституционного и муниципального права

 

 

Конституционное право

(дисциплина)

 

 

Письменное  контрольное задание

для студентов  дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент Рагзин Евгений Васильевич

 

Группа 13458

 

Дата 16.01.2014

   
 

Преподаватель Голик Юлия Витальевна

   
   
   
   

 

 

 

Новосибирск 2014г.

 

Задание 9

1. Рассмотрите понятие основ конституционного строя, их закрепление в Конституции РФ

Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя.1

Если сгруппировать  статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих:

- политические основы конституционного строя;

- экономические основы конституционного строя;

- социальные основы конституционного строя;

- духовные основы конституционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации  государства в его соотношении  с личностью и гражданским  обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

Выделяются следующие  основные принципы конституционного строя РФ:

- народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа);

- приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

- верховенство Конституции РФ и федерального законодательства ;

- федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета) ;

- государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

- социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

- светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

- республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ;

- политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

- многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

2. Какие существуют организационно-правовые формы общественных объединений, и какова их роль в становлении гражданского общества в России?

В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об общественных объединениях» с изменениями и дополнениями,2 различают шесть организационно правовых форм общественных объединений:

- общественные организации;

- общественные движения;

- общественные фонды;

- общественные учреждения;

- органы общественной самодеятельности;

- политические партии.

В соответствии с законодательством, общественные организации независимо от сферы своей деятельности имеют ряд общих отличительных признаков, а именно являются некоммерческими, неправительственным, самостоятельно объединившимися для защиты общих интересов и достижения уставных целей, а также совместного удовлетворения, прежде всего, духовных и иных нематериальных потребностей.

Закон об общественных объединениях закрепляет право общественных организаций  участвовать в выработке решений  органов государственной власти и органов местного самоуправления, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

В рамках развития гражданского общества и в России особое значение приобретает повышение  роли общественности в управлении делами государства, совершенствование взаимодействия общественных организаций с исполнительной властью, учет общественного мнения при решении актуальных проблем общества.

Формирование гражданского общества невозможно без взаимодействия государственных органов и общественных организаций. Только взаимодействие активного гражданского общества и сильного государства может привести к гармоничному развитию обоих сторон. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социальных и политических процессов.

3. Раскройте структуру, порядок формирования и компетенцию Совета Федерации

Структура Совета Федерации:

- Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

- комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов);

- постоянные и временные комиссии.

Порядок формирования Совета Федерации

Согласно ст. 1 ФЗ “О порядке  формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” В  Совет Федерации Федерального Собрания РФ в соответствии с Конституцией РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.3

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным  лицом субъекта РФ (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Принципы внутренней организации работы Совета Федерации  парламента закреплены в Конституции РФ. Так, ч. 1 ст. 101 указывает, что «Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей».

Избранные таким образом  Председатель палаты и его заместители  ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. К вопросам ведения Совета Федерации Конституция РФ относит следующие:

- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской Федерации от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты.

Согласно ст. 106 Конституции  РФ Совет Федерации обязательно  рассматривает и выносит решение  об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам:

- федерального бюджета;

- федеральных налогов  и сборов;

- финансового, валютного,  кредитного, таможенного регулирования,  денежной эмиссии;

- ратификации и денонсации  международных договоров РФ;

- статуса и защиты  государственной границы РФ;

- войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к ком-петенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред от 30.12.2008)// Российская газета, №7, от 21.01.2009.

2. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012)// Российская газета, №100, от 25.05.1995.

3. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ // СЗ РФ2000 г., N 32, ст. 3336.

 

Научная и учебная  литература

 

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 783 с.

2. Васильев В.Г. Конституционное право Российской Федерации : учеб. пособие для дистанц. обучения и самостоят. работы студентов по специальности 030501.65 - Юриспруденция / В. Г. Васильев ; Сиб. акад. гос. службы. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2011. – 306с.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред от 30.12.2008)// Российская газета, №7, от 21.01.2009.

2 Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012)// Российская газета, №100, от 25.05.1995.

3 Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ // СЗ РФ2000 г., N 32, ст. 3336.

 


Информация о работе Понятие основ конституционного строя, их закрепление в Конституции РФ