Понятие, основные принципы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1 июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.

Файлы: 1 файл

гражданское право.docx

— 58.39 Кб (Скачать файл)

К государственным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, законом были отнесены;

Президент Российской Федерации; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; Министерство внутренних дел РФ; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Конституция РФ 1993 г. аккумулировала важнейшие положения о гражданстве, выработанные практикой его правового регулирования, и возвела их в ранг конституционных принципов. Это относится к установлению единого и равного гражданства; равного обладания каждым гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и выполнения равных конституционных обязанностей; невозможности лишения граждан РФ своего гражданства или права изменить его; невозможности высылки граждан РФ за пределы государства или выдачи другому государству; защиты и покровительства Российской Федерации своим гражданам за ее пределами; возможности иметь в соответствии с законом двойное гражданство; пользования в Российской Федерации правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации. кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства Российская Федерация в соответствии с общепризнанными нормами международного нрава предоставляет политическое убежище. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Лишь на основе закона или международного договора Российской Федерации допускается выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. За прошедший после принятия Конституции РФ период, сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г, Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации".

Новый закон вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, политологов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно. Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи нрава и свободы являются в соответствии со ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью.

Институт гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это несомненно так. Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям. Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик. Весьма показательны в этом отношении те изменения, которые внесены новым законом в уже сложившееся понятие гражданства.

 

 

2. Основания, порядок приобретения гражданства.

Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства.

Согласно ст. 11 Закона о гражданстве 2002 г. гражданство РФ приобретается:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство Российской Федерации;

- в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

- по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Главным, постоянно действующим основанием получения гражданства является его приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение гражданства зависит от принципов: "право крови" -jus sanginis, то есть с учетом гражданства родителей, и "право почвы" - jus soli, то есть зависимости от места рождения.  «В первом случае ребенок получает гражданство РФ, если хотя бы один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, признан безвестно отсутствующим или его место нахождения неизвестно.   В тех случаях, когда один из родителей гражданин РФ, а другой иностранный гражданин, ребенок приобретает российское гражданство при двух условиях: если он родился на территории России либо, не получая гражданства РФ, он становится лицом без гражданства.

Принцип «права почвы» относится к детям, родители которых неизвестны, к детям, родившимся на территории России от граждан других государств, которые не предоставляют ребенку своего гражданства»3. Отсюда следует, что такие дети становятся гражданами Российской Федерации. «Право почвы» применяется гораздо реже, чем «право крови».

«Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство  Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

- проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет непрерывно;

- обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

- имеют законный источник средств к существованию;

- владеют русским языком;

- обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства4.

«Срок проживания сокращается до одного года, при наличии одного из следующих условий:

- наличие у лица высоких достижений в области науки, техники или культуры;

- признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом;

- предоставление лицу политического убежища на территории российской федерации»5.

Гражданство Российской Федерации так же можно получить в упрощенном порядке, то есть без соблюдения условий о проживании предусмотренных ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в случае если эти лица:

- имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

- имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

- являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после вступления в силу нового ФЗ « О гражданстве российской Федерации» от 1 июля 2002 года.

В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Так же в гражданство принимаются без соблюдения условий предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В соответствии со статьей 15 «иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве в соответствии с частью 1 ФЗ. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до 3-х лет». При приеме в гражданство или восстановлении гражданства исключается дискриминация в зависимости от происхождения, социального положения, отношения к религии и иных фактов.

Гражданство Российской Федерации может быть так же приобретено путем усыновления, опекунства, попечительства и др. Эти способы относятся к детям и недееспособным и характеризуются упрощенным порядком приобретения гражданства опекаемым или находящимся под попечительством по воле усыновителя, опекуна, попечителя, но с учетом и исходя из интересов ребенка или опекаемого. В некоторых случаях гражданство ребенка или недееспособного при опеке, попечительстве остается прежним.

«При изменении государственной границы Российской Федерации приобретение российского гражданства может осуществляться в порядке оптации то есть выбора гражданства лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой меняется. Правила оптации и ее сроки устанавливаются соответствующим международным договором РФ»6.

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении гражданства РФ может быть отклонено, если податели заявления выступают за насильственное изменение основ конституционного строя, создают угрозу безопасности Р.Ф.; в течении пяти лет, предшествующих подаче заявления, выдворялись из Российской Федерации; использовали подложные документы или сообщили о себе заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, в органах безопасности, правоохранительных органах иностранного государства; имеют не снятую или не погашенную судимость за преступления, признаваемые таковыми законами РФ; преследуются в уголовном органами РФ или иностранного государства (до вынесения решения суда); осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы; не проживали непрерывно в течении пяти лет на территории РФ; не имеют законного источника существования на день обращения с заявлением.

Более детально, по сравнению с предыдущим законодательством, в новом законе урегулирован порядок приема в гражданство. Теперь закон выделяет общий порядок приема в гражданство (ст. 13) и упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации (ст. 14).

Общий порядок приема в гражданство предусматривает предъявление к соискателям российского гражданства более строгих требований, чем это было по Закону 1991 г. Ранее обычным условием приема в гражданство Российской Федерации дееспособных и достигших 18-летнего возраста лиц считалось постоянное проживание на территории России для иностранцев и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно непосредственно но перед обращением с ходатайством: для беженцев указанные сроки сокращались вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считался непрерывным, если ходатайствующее о гражданстве лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Сейчас право подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации у дееспособных и достигших 18-летнего возраста иностранных граждан и лиц без гражданства наступает лишь в том случае, если со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в российское гражданство они проживали на территории Российской Федерации непрерывно в течение пяти лет. Этот срок сокращается до одного года в одном из следующих случаев: если лицо родилось на территории РСФСР и имело в прошлом гражданство СССР; если лицо состоит в браке с российским гражданином не менее трех лет; если у нетрудоспособного лица имеются достигшие 18-летнего возраста дееспособные сын или дочь, являющиеся гражданами Российской Федерации, если лицу предоставляется на территории России политическое убежище, если лицо обладает представляющими интерес для Российской Федерации профессией либо квалификацией.

Кроме пятилетнего срока непрерывного проживания (непрерывным срок проживания считается в том случае, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Причины выезда новый закон не устанавливает) на территории Российской Федераций соискатель российского гражданств должен взять на себя следующие обязательства: соблюдать Конституции Российской Федерации и законодательство Poccийской Федерации; иметь законный источник средств к существованию: обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства (возможные исключения из этого требования изложены в законе); владеть русским языком на уровне знаний, устанавливаемых положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Лицо, имеющее особые заслуги пред Российской Федерацией, может быть принято в российское гражданство без соблюдения всех указанных условий. Новый закон предусматривает возможность приема в Российское гражданство в упрощенном порядке.

 

 

  1. Основания, порядок прекращения гражданства.

Согласно ст. 6 конституции Российской Федерации, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и , следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом президента).

Закон о гражданстве предусматривает несколько оснований его прекращения, в том числе:

- вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

- по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации. Если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом.

«Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, а если он проживает на территории иностранного государства, то в упрощенном порядке»7.

Информация о работе Понятие, основные принципы гражданства