Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:13, курсовая работа
Исходя из актуальности проблемы права собственности на современном этапе целью курсовой работы является комплексное исследование сущности права собственности в целом и особенностей, разновидностей данного права собственности в частности.
Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
а) с различных позиций исследовать понятие собственности и права собственности, изучить общие положения, а именно с точки зрения гражданского права;
б) рассмотреть основные формы разновидности права собственности;
в) исследовать защиту права собственности и иных вещных прав.
Введение
1. Право собственности. Общие положения
1.1 Понятие собственности и права собственности
1.2 Содержание права собственности
1.3 Приобретение и прекращение права собственности
2. Основные формы собственности
2.1 Право собственности физических лиц
2.2 Право собственности юридических лиц
2.3 Право государственной и муниципальной собственности
2.4 Право общей собственности
3. Защита прав собственности
Заключение
Список использованной литературы
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе (п.2 ст.129 ГК РФ). Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.(абз.2 п.2 ст.129 ГК РФ).
Итак, гражданин может иметь в собственности не только предметы потребления, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие средства производства. При этом имущество может быть как движимым (ценные бумаги, предметы домашнего обихода, автомашины и прочее), так и недвижимым (жилой дом, квартира и прочее).
Содержание права собственности граждан составляют триада правомочий (владения, пользования и распоряжения). Гражданин осуществляет их своей властью, по своему усмотрению, но в пределах, установленных законом, и в установленном законом порядке (существует ряд ограничений, связанных с целевым использованием имущества).
При осуществлении права собственности с нарушениями законодательства применяются различные санкции, включая меры ответственности (например, изъятие по решению суда квартиры, земельного участка для продажи с публичных торгов).
Субъектом права собственности выступает гражданин, но в разных правовых качествах. В одних случаях - наемный работник. В других - индивидуальный предприниматель, в-третьих - предприниматель, выступающий в маске юридического лица, и т.д. Все это сказывается на положении гражданина как субъекта права собственности. Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь, будучи зарегистрированным в установленном законом порядке, поэтому все случаи, когда гражданин вводит свое имущество в гражданский оборот, следует разбить на 2 группы. К первой следует отнести те, когда выступления гражданина в качестве собственника регистрации не требует, ко второй те, когда такая регистрация необходима.
В первом случае регистрация не требуется, если гражданин выступает в качестве наемного работника, а также лица, которые занимаются экономической деятельностью, не направленной систематически на извлечение прибыли. При этом в собственности гражданина может находиться имущество, подлежащее специальной регистрации (например, недвижимость). Он может также совершать подлежащие регистрации сделки (например, приватизировать занимаемое им жилое помещение). В указанных случаях собственником соответствующего имущества продолжает оставаться сам гражданин и никакого субъекта права не происходит.
В другом случае, регистрация требуется, когда гражданин, выступая в гражданском обороте в качестве собственника, занимается предпринимательской деятельностью. Этот случай в свою очередь сводятся к трем: когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью, основанной на собственном труде; когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда, но без образования юридического лица; и когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда на базе образования юридического лица.
В первых двух случаях, удвоение субъекта права не происходит. Регистрация направлена на то, чтобы установить контроль законности предпринимательской деятельности и обеспечением поступление в казну налогов. В случай, когда гражданин занимается предпринимательством, создав самостоятельно или с другими лицами юридическое лицо, которому выделил свое имущество, собственником становится само юридическое лицо, а гражданин имеет в отношении него обязательственные права. Здесь как раз и происходит удвоение субъекта права, причем в этом может быть заинтересован и сам гражданин, который, по общему правилу, не отвечает по обязательствам учрежденного им юридического лица и в случае финансового краха рискует потерять лишь то имущество, которое он в это юридическое лицо вложил.
Что касается содержания права собственности, гражданин, в силу ст.18 ГК РФ, может иметь имущество на праве собственности. Чтобы это право возникло, необходимо наступление юридического факта. Иными словами, необходимо, чтобы гражданин купил какое-то имущество, принял его в дар, унаследовал и т.д. При определении границ права собственности граждан, а следовательно и границ его осуществления, надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивности. Действие первого принципа означает, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и права собственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права и средства их достижения.
2.2 Право собственности юридических лиц
Статья 213 ГК относит к числу права собственности юридических лиц коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником. Круг юридических лиц довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также другие организации предусмотренные федеральными законами.
Коммерческие и некоммерческие организации - это юридические лица, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками, которые являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов их учредителями, участниками, пайщиками, а также имущества, которое приобретено этими лицами в результате их деятельности, а также по другими основаниям (например, в порядке дара или наследования).
Именно юридическое лицо является единым и единственным собственником, принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица на его имущество либо имеют обязательственные права, если речь идёт о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах, либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идёт об общественных и религиозных организациях, ассоциациях и союзах.
Юридические лица, вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерчески организации, имеющие общую правоспособность.
Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество - как движимое, так и недвижимое (за исключением имущества, которое в соответствии с законом отнесено к федеральной и иной государственной или муниципальной собственности). Это могут быть: предприятия, земельные участки, здания, жилищный фонд, оборудования, денежные средства и прочее. При этом круг объектов такого имущества различен для коммерческих и некоммерческих организаций. Круг объектов права собственности некоммерческих организаций уже, чем коммерческих. В него входит лишь имущество, которое необходимо им для выполнения их уставных целей.
В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица, Гражданским кодексом РФ установлено правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничения объектов права собственности юридических лиц.
Собственность юридических лиц подразделяется на фонды. Все юридические лица имеют уставный фонд, или уставный капитал, который состоит из вносов учредителей и пайщиков (акционеров). Юридические лица имеют производственные основной, оборотный и страховой фонды и т.д.
Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц являются общие основания, предусмотренные в главах 14 и 15 ГК РФ: гражданско-правовые сделки, объединение имущества, создание его в процессе производственной деятельности и т.п. Вместе с тем законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности юридических лиц.
Так, источниками формирования имущества благотворительной организации могут быть благотворительные пожертвования, поступления из государственного и местного бюджетов, труд добровольцев и другие юридические факты, не относящиеся к общим основаниям приобретения права собственности.
2.3 Право собственности государственных и муниципальных организаций
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт.
Законодательство предусматривает ведение Реестра федеральной собственности и Реестра собственности субъектов РФ.
Права собственности Российской Федерации является разновидностью государственной формы собственности (ст. 214 ГК РФ). Субъектом гражданско-правовых отношений является само государственное образование. Органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125 ГК РФ выступают от его имени и зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.
Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации. Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляет специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом МГИ РФ (Мингосимущество РФ). В систему государственных органов входит Федеральное казначейство РФ. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. «О Федеральном казначействе». Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ). Приведем пример из судебной практики.
Первый заместитель областного прокурора обратился в Арбитражный областной суд с иском к Государственному унитарному предприятию и открытому акционерному обществу о признании недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между предприятием (продавцом) и обществом (покупателем), и государственной регистрации за обществом права собственности на указанное имущество. Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение ст. 295 ГК РФ отчуждение федерального имущества в частную собственность произведено без согласия собственника, при заключении договора купли-продажи оценка имущества независимым оценщиком не производилась, объект недвижимости участвует в производственном процессе по оказанию автотранспортных услуг, сделка является ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ. Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. ФАС округа постановлением, названные судебные акты оставил без изменения. Так как вопрос о применении последствий недействительности ничтожной сделки судами не рассматривался, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда по делу и постановление Федерального арбитражного суда округа по тому же делу отменить. Договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный между Государственным унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, признать недействительным. Из этого следует то, что вещные права государственных юридических лиц ограниченны тем, что этим лицам необходимо обязательное разрешение собственника госимущества - Российской Федерации, для осуществления своих вещных прав.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абз.2 п.4 ст. 214 ГК РФ).
Согласно ст.126 ГК Российская Федерация призвана отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет её государственную казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.
Управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ. Если учесть, что гражданское законодательство - предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать гражданско-правовые нормы.