Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:23, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в определении понятия и характеристике признаков юридического лица. Из цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть, что представляет юридическое лицо, дать понятие
Охарактеризовать признаки юридического лица
Сделать выводы по работе
Безусловно, государственное и муниципальное предприятие не может быть создано само по себе, так как учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. И в связи с этим в главе II федерального закона сказано, что государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:
Что касается условий создания казенных предприятий, то здесь в основном рассмотрены случаи государственных заказов, реализация различных стратегических интересов Российской Федерации. Поэтому в казенных унитарных предприятиях уставной фонд не формируется. В остальных унитарных предприятиях статьей 12 ФЗ установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия - не менее чем 1000 МРОТ.
В главе IV закона регулируется управление унитарными предприятиями , а именно права собственника имущества унитарного предприятия, права и обязанности руководителя унитарного предприятия.
Несомненно, как и любое юридическое лицо унитарные предприятия могут быть ликвидированы и реорганизованы. Реорганизация является распространенным действием среди операций юридических лиц. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
Мы рассмотрели подробно вид юридического лица, такой как унитарные предприятия. Проанализировали унитарные предприятия по определенным критериям. И аналогичным способом можно проанализировать и все остальные виды юридических лиц.
Итак, унитарные предприятия занимают особое положение в гражданских правоотношениях, ведь они не являются собственниками имущества. В связи с этим в Федеральном Законе N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" прописаны ограничения и порядок управления данными унитарными предприятиями.
Под правосубъектностью понимается наличие у юридического лица качеств субъекта права, а именно правоспособности и дееспособности. Определим эти понятия. Правоспособностью юридического лица называется признаваемая гражданским законодательством РФ, способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Под дееспособностью юридического лица понимается способность юридического лица, своими действиями приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, в т.ч. ответственность. В принципе, правоспособность и дееспособность юридического лица понятия очень схожие, в отличии от определений правоспособности и дееспособности физического лица. У юридических лиц они возникают одновременно, а именно с момента регистрации того, или иного юридического лица. Поэтому в данном случае мы можем уравнять данные понятия. Рассмотрим подробно правоспособность юридического лица.
Правоспособность в гражданском праве разделяется на общую и специальную. Схематично правоспособность можно представить так:
Общая правоспособность подразумевает под собой возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, естественно, не запрещенные законом. К юридическим лицам, обладающим общей правоспособностью можно с уверенностью отнести коммерческие организации, опять же за исключением унитарных предприятий. Так же общей правоспособностью обладают хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. Примером общей правоспособности могут послужить акционерные общества. Так, в Федеральном законе «Об акционерных обществах»11 говорится, что общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Специальная правоспособность применяется только в отношении ограниченного перечня юридических лиц. К ним можно отнести учреждения, финансируемые собственником, а так же иные некоммерческие организации, унитарные предприятия.
Правоспособность, конечно, регулируется законом о том или ином виде юридического лица. И в законе прямо указывается характер правоспособности предприятия. Приведем пример специальной правоспособности, указанной в законе. Так, в Федеральном законе12 «О некоммерческих организациях» говорится, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта…. и т.п. , но слов «для осуществления любых видов деятельности» здесь не найдешь, то есть некоммерческие организации не могут создаваться по иным целям.
Говоря о правоспособности юридического лица, нельзя не сказать что отдельными видами деятельности, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии. Поскольку, лицензия является официальным документом, который разрешает указанные в нем виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства13, в течение установленного срока, и определяет условия его осуществления, то основные принципы и виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются соответствующим Федеральным Законом. Причем, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Поэтому, вступая во взаимоотношения с юридическими лицами стоит обязательно проверить лицензию данного юридического лица на вид деятельности, которым оно занимается. Иначе могут возникнуть проблемы в дальнейшем.
Если есть права, значит они могут быть и ограничены. Любое юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренном законом14. Примером послужат рассмотренные выше унитарные предприятия, поскольку государственному или муниципальному унитарному предприятию имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, то оно не вправе продавать принадлежащее ему имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника, то есть государства.
Правоспособность юридического лица возникает, как уже упоминалось, в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации и соответственно прекращается в момент его ликвидации, т.е. с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Здесь хочется заметить что как правоспособность, так и дееспособность (составляющая правосубъектности юридического лица) возникают и прекращаются одновременно.
Правосубъектность юридического лица проявляется через его органы. Сама по себе деятельность любого юридического лица является, в сущности, деятельностью людей работающих в определенной организации. Часть юридического лица не являющаяся самостоятельным субъектом гражданского права, представляющая все юридическое лицо в целом в отношениях с другими субъектами, обладающая, как правило, управленческой компетенцией называется органом юридического лица. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами15. Способы и условия приобретения полномочий органов, в разных случаях различны. Они подразделяются на выборные и назначаемые, единоличные и коллегиальные.
Как известно, основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Именно они отражают правоспособность того или иного юридического лица, то есть в уставе закреплены основные положения по которым конкретное юридическое лицо может действовать. Наряду с действующим законодательством они конкретизируют общие нормы права в свете разрешения своих интересов. В учредительных документах юридического лица должны обязательно определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а так же содержатся другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица, как было сказано выше. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным16. Но для разных видов юридических лиц перечень учредительных документов различен.
Таким образом, специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений. Различные виды юридических лиц обладают разной правоспособностью, либо общей, либо специальной. Определение правоспособности того или иного юридического лица регулируются соответствующими Федеральными Законами. Я считаю, что законодательство достаточно хорошо регулирует отношения в сфере правосубъектности юридических лиц, так как для каждого вида юридических лиц существуют определенные права и обязанности.
Признаки юридического лица – это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.
Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способную решать определенные задачи. Иными словами организация должна иметь17:
Связав в единое целое элементы организационного единства, можно сказать что оно состоит в том, что искусственное соединение лиц обладающих общим интересом или иначе организация, как единое целое способное решать определенные задачи должна иметь четкую внутреннюю структуру, а так же органы управления и соответствующие структурные подразделения для выполнения своих функций , то есть их деятельность должна быть подчинена общему руководящему органу. Организационное единство юридического лица определяется действующим законодательством и должно быть закреплено учредительными документами такими, как устав, учредительный договор. В уставе , как мы уже говорили, обязательно определяются – наименование организации, предмет и цели деятельности, его место нахождения, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения его деятельности. Здесь следует отметить что, в уставах предприятий могут быть предусмотрены и другие пункты, в соответствии с особенностями их деятельности, но в любом случае они не должны противоречить закону.
Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.
Под имуществом можно понимать только вещи, а значит, отсутствие вещей в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении организации препятствует признанию ее юридическим лицом. С другой стороны, в понятие имущества наряду с вещами можно включить и обязательственные права. Ведь могут существовать и такие юридические лица, все имущество которых исчерпывается средствами на банковском счете и арендуемым помещением, то есть юридические лица могут не иметь ничего в собственности. Обе эти позиции объединяет то, что наличие имущества рассматривается как необходимый атрибут юридического лица. Но признаком юридического лица является, скорее, не наличие обособленного имущества, а такой принцип функциионирования организации, как имущественная обособленность, а это не одно и то же.
Информация о работе Понятие, правосубъектность и признаки юридического лица