Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:28, курсовая работа
Целью курсовой работы являются – определение, понятие, становление и влияние источников права на гражданское право в целом.
Задачами курсовой работы являются:
1. Определить понятие источников права;
2. Выявить место Гражданского кодекса как источника в гражданском праве России;
3. Выявить место обычаев, законов, подзаконных актов, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе источников гражданского права.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
1.1. Понятие источника гражданского права
1.2. Система нормативных актов гражданского права
1.3. Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу
1.4. Действие гражданского законодательства во времени
1.5. Применение гражданского законодательства по аналогии
1.6. Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц
2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РФ
2.1. Законы как источники гражданского права
2.2. Подзаконные нормативные акты.
2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
2.4. Комплексные нормативные акты.
2.5. Нормы международного права, международные договоры
2.6. Обычаи делового оборота, деловые обыкновения, правила морали и нравственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента и принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ). В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ, акт подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ». По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе. Официальной считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ».[6]
В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу, это может быть связано с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний - по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии Кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует РФ, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).
Иные правовые акты (Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ) также подлежат обязательной официальной публикации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну или носят конфиденциальный характер) в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ» в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ вступают в силу в течение 7 дней после дня их официального опубликования либо со дня их подписания. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их официального опубликования, а иные - со дня их подписания. Однако как в указах, так и в правительственных постановлениях может предусматриваться и иной порядок вступления их в силу.[7]
В связи с сохранением действия на территории РФ ряда актов бывшего СССР (или их отдельных разделов и норм) возникает необходимость использовать их официальный текст, а также определить момент вступления их в силу. Следует иметь в виду, что официальная публикация законов СССР и актов, имеющих силу закона, издавалась в «Ведомостях Верховного Совета СССР» (или «Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР»), а также в газете «Известия»; постановлений Совета Министров СССР - в «Собрании постановлений Правительства СССР» (СП СССР); актов министерств и ведомств СССР - в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР».
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, как уже отмечалось, подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и особой государственной регистрации. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистрации они должны быть опубликованы в газете «Российские вести» (либо также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»). Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер. Лишь после такого опубликования они вступают в силу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На них также нельзя ссылаться при разрешении гражданско-правовых споров.
Акты гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта, причем более высокого уровня, что характерно для подзаконных нормативных актов).
Для многих законов последнего времени, к сожалению, характерным стало отсутствие правил об отмене или изменении ранее действовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что вновь принятый нормативный акт по общему правилу погашает полностью или в соответствующей части действие ранее принятого, поэтому же поводу акта такой же или более низкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действие соответствующих правил ранее принятых законов и подзаконных актов).
Законом, однако, может быть установлено и иное положение. В частности, правило о необходимости соответствия ГК РФ гражданско-правовых норм, содержащихся в других законах (п. 2 ст. 3), указывает на необходимость руководствоваться нормами Кодекса даже при их коллизии нормам иных Федеральных законов (если, разумеется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такие коллизии).[8]
Таким образом, в гражданских правоотношениях должна быть исключена возможность применения неопубликованных или противоречащих закону нормативных актов.
Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей территории РФ. Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие (вступления их в силу) (ст. 4 ГК). Это правило определяется необходимостью обеспечения стабильности торгового оборота и жизни гражданского общества.
ГК устанавливает исключения из этого правила, предусматривающие более отдаленный срок введения акта в действие (например, по образцу ст. 13 Вводного закона к части первой ГК), или придание обратной силы закону или его отдельным нормам по отношению к определенным гражданско-правовым связям (как правило, в связи с отсутствием ранее правового регулирования определенных общественных отношений или его недостаточной полнотой, или неэффективностью применения старого закона в современных условиях и т.д.).
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется только к правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу (общее правило, п. 2 ст. 4 ГК). Но «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» (специальное правило, п. 2 ст. 422 ГК).
Придание обратной силы в отношении федеральных гражданских законов допустимо лишь в порядке исключения, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 ГК). Например, обратная сила придана ст. 234 ГК (ст. 11 Вводного закона к части первой ГК). О придании обратной силы иным правовым актам в ГК не упоминается.
Важное значение имеет также момент прекращения действия акта гражданского законодательства. Если в самом законе установлен срок его действия, то нормативный акт утрачивает юридическую силу с наступлением этого срока. Но в большинстве актов гражданского законодательства срок их действия заранее не определен, и они прекращают действие в результате их прямой отмены или принятия и вступления в силу нового нормативного акта, отменяющего или изменяющего содержание действовавшего ранее закона.
Каким бы широким ни было гражданское законодательство по объему используемого им нормативного материала, не исключается ситуация, при которой в действующем праве не окажется прямого ответа на вопрос, возникший у органа, который применяет право к конкретной ситуации. Имеется в виду пробел, который не восполняется ни условиями заключенного сторонами договора, ни обычаями делового оборота.
В указанных случаях возникает необходимость в применении законодательства по аналогии. Поскольку в ст. 6, посвященной аналогии, не содержится каких-либо оговорок на этот счет, под законодательством в соответствии с п. 1 ст. 3 ГК следует понимать только сам Кодекс и принятые в соответствии с ним Федеральные законы.
Как ранее Гражданский процессуальный кодекс, так и теперь ГК различают аналогию закона и аналогию права. К той и другой прибегают в одних и тех же случаях: когда определенное отношение прямо не урегулировано нормативными актами или соглашением сторон (договором). В указанной ситуации вначале стремятся применить аналогию закона и лишь при невозможности достичь подобным образом результата прибегают к аналогии права.
Действие гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм могут быть ограничены. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникающих между ними споров по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другой страны.
Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права. Кроме того, на лицо - гражданина или юридическое лицо одного государства может распространяться действие гражданского законодательства другого государства.
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Ст. 76 Конституции РФ разграничивает Федеральные Конституционные законы и Федеральные законы. Федеральные Конституционные законы обладают большей юридической силой, по сравнению с Федеральными законами. Среди Федеральных Конституционных законов наиболее высшей юридической силой обладает Конституция РФ.[9] Будучи основным законом нашей страны, КРФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского права. В частности основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории РФ составляет ст. 35, 36 Конституции РФ. Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ.
Особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства и Гражданского Кодекса. Отраслевые кодифицированные нормативные акты призваны урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и являются базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории РФ. Центральным актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс (ГК РФ). Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя были и приняты после введения в действие ГК РФ, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других Федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.[10] Такое положение отнюдь не означает ограничений законодателю в установлении новых правовых норм в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых изменений в ГК одновременно с принятием новых законов.
Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского законодательства (права) являются специальные законы,[11] регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права (например: Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирующий отношения по защите прав потребителей, отношения между потребителями и предпринимателями).
Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином Федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают Указы Президента. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила Указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему).
В соответствии с Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» проекты Указов Президента, издаваемые «в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами», представлялись на утверждение в парламент и в случае их не отклонения в семидневный срок вступали в силу, т. е. тем самым приобретали силу большую, чем закон. Этот порядок действовал в 1991- 1992 гг. и в настоящее время уже не используется. В случае противоречия Указа закону теперь применяется закон - как акт высшей юридической силы (п. 5 ст. 3 ГК). Многие Указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские Указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.
Информация о работе Понятие, становление и влияние источников права на гражданское право в целом