Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 08:39, курсовая работа
Отдельный субъект имеет свои, характерные только ему, признаки, свойства. Но все же все участники (физические лица, юридические лица и государство) являются субъектами правоотношений. Важность темы в том, что субъекты - отдельный являющийся элемент отношений. Поэтому не изучать ее нельзя. Для более подробного изучения темы следует рассматривать субъекты в отдельности
Введение_________________________________________________________
1. Понятие субъектов гражданских правоотношений____________________
1.1 Граждане как субъекты гражданского права. Понятие правоспособности
и дееспособности граждан__________________________________________
1.2 Юридические лица как субъекты гражданского права________________
1.3 Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права________________________________________
Заключение_______________________________________________________
Список литературы________________________________________________
Товарный знак – эмблема или логотип. Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т. д. ) ;
Знак обслуживания – приравнен к товарному знаку и используется организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по оказанию услуг;
Наименование места происхождения – определяется условиями конкретной местности (природные условия, людские факторы). Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности.
Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами: Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;
Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;
Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.
Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере)–учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор можно считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В отличии от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.
Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органам, хотя в соответствии со статьей 51 Гражданского Кодекса проведение регистрации возложено на органы юстиции. Однако в настоящий момент времени органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому в настоящий момент регистрацией юридических лиц занимаются:
Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления - в отношении общественных и религиозных учреждений;
Местные органы власти (районные администрации) – в отношении товариществ домовладельцев, потребительских кооперативов и их предприятий;
Государственная регистрационная палата и ее местные отделения – в отношении предприятий с иностранными инвестициями; Центральный Банк – в отношении коммерческих банков.
Кроме процедур регистрации юридических лиц законом также оговорены вопросы прекращения деятельности юридических лиц.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (за исключением случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательных характер. Однако законом предусмотрена и возможность приостановления (временного прекращения) деятельности ряда организаций. Данная мера может быть применена по отношению к общественным объединениям как санкция за нарушение Конституции и законодательства Российской Федерации только по решению суда на срок до шести месяцев.
При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться: путем слияния нескольких организация в одну новую;
- путем разделения юридического лица на несколько новых организаций; путем присоединения юридического лица к другому;
- путем выделения из состава организации других юридических лиц; путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.
Как правило, реорганизация проводится по решению участников юридического лица или собственника его имущества, т. е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно (например, такую возможность предусматривает статья 19 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).
При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает, как минимум, один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.
Во многих случаях проведение реорганизации способно привести к негативным последствиям, в виде ограничения конкуренции на рынке, поэтому для предотвращения таких последствий пункт 1 статьи 17 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100. 000 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние и присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций. Так как реорганизация юридического лица может существенно затрагивать интересы кредиторов, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.
Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. По решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, оно может быть ликвидировано добровольно, в связи с нецелесообразностью дальнейшего существования такого юридического лица, истечению срока, на который оно было создано, либо по иным причинам. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т. е. уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.
Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса. Эти этапы таковы: Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок должен быть не менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении или отклонении выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;
В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Если денежных средств организации недостаточно для расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;
После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц.
Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.
В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).
Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.
Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).
В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица). Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).
Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные –общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.
И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае на лицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные.
Информация о работе Понятие субъектов гражданских правоотношений