Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 14:05, курсовая работа
Признание суверенитета верховной власти сыграло важную роль в объединении государств, их внутреннем сплочении, преодолении феодальных распрей и укрепления их внутреннего мира. Сочетание этих двух начал - верховенства и независимости в понятии суверенитет означает соединение в нем прав и свободы. Поэтому в истории политики понятие суверенитет имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы и права для человека
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА……….5
1.1. Понятие, признаки и виды государственного суверенитета……………...5
1.2. Суверенитет государства…………………………………………………..10
1.3. Народный суверенитет………………………………………………..……13
1.4. Национальный суверенитет…………………………………………..……15
ГЛАВА II. РОССИЯ – СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА…………………………………………………………….…18
2.1. Характеристика государственного суверенитета России………………..18
2.2. Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации………………………………………...21
2.3. Формы защиты государственного суверенитета России………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....…31
Основу основ обороны составляли Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). В результате распада СССР ракетные соединения и части оказались на территории четырех республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Как заявил на процессе по «делу ГКЧП» бывший министр обороны СССР маршал Советского Союза Д. Язов, «нарушилось централизованное управление войсками, практически вся система командных пунктов перестала действовать. Средства разведки и дальнего обнаружения также оказались разобщенными». Даже ракетные армии оказались разделенными - в России и Казахстане. Разобщение распространилось и на все сопутствующие ракетным войскам службы. Все это «практически делало РВСН или мало, или почти неспособными нанести ответно - встречный удар. Гарантированность терялась».
Важным шагом вперед в деле защиты государственного суверенитета России является решение вопроса о Байконуре, В результате которого, Россия арендует у Казахстана космодром и город Ленинск на 20 лет, с пролонгацией данного соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено пребывание на космодроме российских граждан, а также его обслуживание военнослужащими Военно-космических сил (ВКС) России.
Решение вопроса о Байконуре - это, пожалуй, на данном этапе один из самых позитивных моментов военной формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Дипломатическая форма защиты государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в международных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ).
В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.
Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: «Судебная власть - возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы».
Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.
Таким образом, главную роль в защите государственного суверенитета выполняет Президент России. Будучи главой государства, Основным Законом страны он наделяется полномочиями по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.
Заключение
В рамках настоящего исследования были сделаны следующие выводы:
Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Существует три вида государственного суверенитета: суверенитет государства, национальный суверенитет, народный суверенитет.
государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
3. Выявлено, что суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
4. Установлено, что суверенитет – это один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.
5. Обнаружено, что главную роль в защите государственного суверенитета выполняет Президент России. Будучи главой государства, Основным Законом страны он наделяется полномочиями по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.
В результате настоящего исследования была выявлена следующая проблема, а точнее, возник конкретный вопрос: может ли суверенитет Российской Федерации быть разделен между Федерацией и ее субъектами и могут ли быть признаны республики в составе Федерации суверенными?
На сегодня, взаимоотношения Российской Федерации с республиками это – с теоретической и практической точек зрения – проблема номер один и решать ее нужно не откладывая. Россия – это огромная, многонациональная страна, состоящая из множества республик, которые, в свою очередь, имеют право на собственный суверенитет, конституцию и государственный аппарат управления.
Я считаю, что признание республик в составе Российской Федерации суверенными вполне возможно и допустимо.
Для устранения следующей проблемы и ответа на возникший вопрос, мы предлагаем:
1.Проанализировать
все плюсы и минусы признания
республик в составе
2.Провести в каждом субъекте Российской Федерации всенародное голосование, тем самым узнать мнение граждан по данному вопросу;
3.В случае положительного результата, закрепить поправки в Конституцию Российской Федерации, предусматривающие право республик Российской Федерации на свой суверенитет, собственную конституцию и собственный государственный аппарат для осуществления государственной власти, всех трех ее ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. При этом «материальные придатки» государства в лице вооруженных сил, исправительных учреждений и так далее, по нашему мнению, разумно оставить у Федерации.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
Литература:
1 Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) М.: Проспект, ТК Велби. 2012. – С. 56.
2 Бабаев В.К. Теория государства и права Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Institutiones») (ГРИФ). М.: Юристь. 2011. – с. 136.
3 Клепицкая Т.А. Теория государства и права: Учеб. Пособие - 2-е изд. («Карманное учебное пособие»). М.: РИОР. 2011. – с. 67.
4 Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. - М.: НОРМА. 2010. – с. 189.
5 Кикоть В.Я. Теория государства и права: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - («Высшее образование») (ГРИФ) / Кикоть В.Я., Лазарев В.В. М.: Форум. 2014. – с. 201.
6 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. – с.129.
7 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - («Классический университетский учебник») (ГРИФ). М.: Проспект ТК, Велби. 2011. – с. 84.