Понятие, виды и юридическая сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное - новых знаний.
За словами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно- хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги

Содержание работы

Введение 3
Раздел Ⅰ. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
1.1. Понятие предпринимательства и его юридическая сущность 5
Раздел Ⅱ . ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА в РФ. 9
2.1. Виды и назначения предпринимательства в РФ. 9
2.2. Предпринимательство по формам собственности. 15
2.3. Предпринимательство по количеству собственников. 25
Заключение 43
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

Курсач гражданка оригинал.docx

— 103.46 Кб (Скачать файл)

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ- республикам, краям, областям, автономным округам(собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью2. 

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.        Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.         Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

- Ресурсы континентального  шельфа, территориальных вод и  морской экономической зоны Российской  Федерации.

- Охраняемые или особым  образом используемые природные  объекты (заповедники, в том числе  биосферные, национальные природные  парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

- Объекты историко-культурного  и природного наследия и художественные  ценности, учреждения культуры общероссийского  значения, расположенные на территории  Российской Федерации.

Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

- Государственная казна  Российской Федерации (средства  республиканского бюджета Российской  Федерации, Пенсионного фонда Российской  Федерации, фонда социального страхования  и других государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации, Центрального  банка Российской Федерации; золотой  запас, алмазный и валютный фонды).

- Имущество вооруженных  сил, железнодорожных, пограничных  и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской  Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется  из республиканского бюджета  Российской Федерации, а также  расположенных на территории  Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

- Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты  Российской Академии наук, отраслевых  академий наук, Министерства образования  Российской Федерации, Министерства  науки и технической политики  Российской Федерации, Министерства  здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

- Предприятия и объекты  геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

- Предприятия и учреждения  санитарно-эпидемиологической и  ветеринарной службы, службы защиты  растений.

- Предприятия патентной  службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и  полигоны.

- Государственные запасы  и мобилизационные резервы, а  также предприятия, обеспечивающие  их сохранение.

- Предприятия исправительно-трудовых  учреждений и лечебно-трудовых  профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Объекты оборонного производства:

- Все предприятия, производящие  системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные  материалы, ракетные носители, космические  и летательные аппараты, военное  снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск  и сопровождение космических  аппаратов, осуществляющие НИР и  ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

- Защищенные рабочие помещения  запасных пунктов управления  всех органов государственной  власти и управления, а также  объекты связи и инженерной  инфраструктуры, предназначенные для  использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

- Предприятия добывающей  промышленности, за исключением  добычи местного сырья (определяемого  в соответствии с законодательством  Российской Федерации).

- Предприятия топливно-энергетического  комплекса.

- Предприятия и объекты  электроэнергетики

- Предприятия и объекты  отраслей железнодорожного, воздушного  и трубопроводного транспорта, речного  и морского флота, предприятия газификации. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

- Предприятия связи, телевизионные  и радиопередающие центры.

- Государственные племенные  и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Прочие объекты:

- Предприятия фармацевтической  промышленности, промышленности медико - биологических препаратов.

- Предприятия и организации  по производству спиртовой и  ликеро - водочной продукции.

Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относится как собственник-пользователь.

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:

1) государственная собственность  создает материальные предпосылки  для обеспечения устойчивого  воспроизводства общественного  капитала. Это становится возможным  потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы  экономики, имеющие общенациональное  значение, ключевые отрасли производственной  инфраструктуры. Государство нередко  является собственником важнейших  природных ресурсов, интеллектуальных  и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную  науку, разработку и внедрение  высоких технологий, ему принадлежит  значительная часть информационной  продукции и т.д.;

2) она позволяет государству  быть самостоятельным элементом  в экономических правоотношениях  с другими субъектами собственности  внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных  и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового  права;

3) государственная собственность  обеспечивает функционирование  капиталоемких отраслей, производств  и сфер экономики, имеющих высокий  уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

4) государство создает  благоприятные условия для развития  частного предпринимательства, принимая  на себя долю издержек в  тех сферах деятельности, которые  не выгодны последнему.

5) государственная собственность  обеспечивает функционирование  некоммерческой социальной сферы  и производство общественных  благ; национальную безопасность;

6) она позволяет сглаживать  удары кризисов, мобилизуя ресурсы  на быстрейший выход из них  путем снижения налогообложения  и использования государственных  резервных фондов, осуществляя интервенцию  закупок товара, помогая ускорять  освоение высших технологий, национализируя  собственность обанкротившихся  предприятий.

Муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве  собственности городским и сельским поселениям, а так же другим муниципальным образованиям3.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной, это самостоятельная форма(вид) собственности. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество4.

Различия муниципальной собственности и государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям: 
По субъектам. Субъектом государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти. 
По объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности. 
По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор). 
По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).

Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно»4.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета5.

Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ. 
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое. 
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Информация о работе Понятие, виды и юридическая сущность предпринимательства