Понятие, виды и принципы государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

ЦЕЛЬ: Проанализировать основные требования, предъявляемые к государственным служащим Кодексе чести Республики Казахстан.
ЗАДАЧА:
1 Раскрыть содержание государственной службы
2 Конкретизировать особенности Кодекса чести, как нормативно-правового документа.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, виды и принципы государственной службы
1.1 Понятие государственной службы
1.2 Принципы государственной службы
2. Особенности Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан, как нормативно-правовой документ
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

План.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

План: 

 

Введение 

1. Понятие, виды и принципы государственной службы

1.1 Понятие государственной  службы

1.2  Принципы государственной службы 

2.  Особенности  Кодекса чести государственных  служащих Республики Казахстан, как нормативно-правовой документ

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Государство, являясь особой организацией публичной  политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока классовых  сил всего народа), имеет свои задачи и функции.     

Эти задачи и функции практически  реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.    

Государственная служба продолжает и завершает организацию  механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.    

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация  государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление  каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.    

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и  включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение  полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.    

Другая  сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных  служащих по реализации порученных им полномочий.    

Каждый  служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые  и подлежат реализации. Со стороны  материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).    

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права.    

В настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию и месте государственной службы в современном казахстанском государстве, а также с реформами проводящиеся в данном направлении.

ЦЕЛЬ: Проанализировать основные требования, предъявляемые к государственным служащим Кодексе чести Республики Казахстан.  

ЗАДАЧА:

1 Раскрыть содержание государственной службы

2 Конкретизировать особенности Кодекса чести, как нормативно-правового документа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ  И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

1.1 Понятие государственной  службы в Республике  Казахстан    

Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид  государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками  государственных органов в целях  выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им.    

При таком подходе к определению  государственной службы, выделяются , с одной стороны задачи и функции  государства, которые оно выполняет  в лице государственных органов  и служащих, а с другой - трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.     

Необходимость создания государственной службы и  её правого регулирования обусловлена  самим существованием государства  с его задачами и функциями, а  также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.     

Государственная служба - это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.    

В самом широком теоретическом  понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Алёхин А.П. и Козлов Ю.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах. Традиционным в научной литературе стало определение государственной службы, данное Манохиным В.М. : «государственная служба представляет собой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства».     

С точки зрения современного законодателя, государственная служба в Республики Казахстан - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими органов государственной власти РК и субъектов РК компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.    

Государственная служба - деятельность государственных  служащих в государственных органах  по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и  функций государственной власти. В этом определении можно выделить следующие аспекты: 1) государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий; 2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов; 3) эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов; 4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.     

Итак, легальное истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная  служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах  представительной, исполнительной и  судебной власти.    

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.    

Общими  признаками государственной службы являются: 1) замещение служащих государственной  должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа; 2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания. 

1. 2 Принципы  государственной службы    

Принципы  государственной службы это основополагающие идеи, установления выражающие объективные закономерности и определяющие научно - обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.    

Принципы  государственной службы обуславливают  значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в  системе государственной службы.    

Принципы  государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.     

Принципы  современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РК, и других законах, указах Президента РК, постановлениях Правительства РК, конституциях уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РК. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установление в Законе РК «О государственной службе», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.    

Принципы  государственной службы можно подразделить на конституционные и организационные.     

Конституционные принципы обусловлены положениями  Конституции РК, которые конкретизируются в соответствующих законодательных  актах. 

 

2.  ОСОБЕННОСТИ КОДЕКСА ЧЕСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ

 

 

        В декабре 1991г. Казахская  ССР провозгласила независимость  и стала Республикой Казахстан.  Год спустя молодое государство  установило основополагающие принципы  своего суверенного развития. В последствии эти принципы были закреплены в Конституциях 1993 и 1995 годов.   
        Проводимые в тот период организационные перестройки охватывали практически все уровни государственного управления. Основная их цель заключалась в обеспечении ускоренного внедрения рыночных форм и методов управления, создании собственных институтов государственного управления. Однако увеличение количества организационных преобразований в системе государственного управления Республики Казахстан, как показала практика, нередко приводило к таким нежелательным последствиям, как: нарушение преемственности в деятельности государственной службы, высокой текучести кадров в сферу бизнеса, потере престижа государственной службы и как следствие, проблеме поиска и подготовки высококвалифицированных кадров. Другими словами, система государственного управления и госслужбы в тот период кардинально не менялась, воспроизводя себя заново с каждой новой реорганизацией, что существенно снижало эффективность принятых решений.   
        Адаптация к новым реалиям потребовала повысить качественный состав государственной службы. Отмечу, что в период 1992-1994гг. отсутствовали законодательные положения о принципах функционирования госслужбы, поэтому на практике сосуществовали принципы постепенного номенклатурного продвижения, и быстрая карьера по причине неофициального патронажа, и принятия на государственную службу с учетом профессиональных требований.  
       Началом институциализации системы государственной службы в Казахстане явился Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 26 декабря 1995 года №2730 «О государственной службе». В нем были определены основы организации государственной службы в республике, правовое положение государственных служащих, их социальной защищенности и регулирования отношений в сфере государственной службы.  
        Во главу угла Указом ставилась задача исполнения государственных функций государственными служащими, исходя из принципа верховенства закона и единства государственной службы, несмотря на разделение власти.   
        В соответствии с нормами Конституции 1995 года, в государственных органах и их аппаратах не допускалось создание организаций политических партий. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей должны были руководствоваться требованиями законодательства и не быть связанными решениями политических партий, общественных объединении и их органов. Данная мера была введена для предотвращения политизации государственной службы и направлена на защиту интересов государства. Однако в целом Указ сохранил пережитки партийно-номенклатурной системы, поэтому государственная служба не могла соответствовать темпам и уровню реформированности экономики того периода. Необходимость реформирования прежней системы управления при движении к демократическому обществу и рыночным отношениям, во многом обусловливалась и тем, что органы государственного управления, при сохранении прежних функций, недостаточно четкого разграничения полномочий и ответственности, как по вертикали, так и по горизонтали, с соответствующим штатом сотрудников, сохранившие прежние методы управления человеческими ресурсами, могли бы стать тормозом в проведении социально-экономических преобразований, и обременительны для налогоплательщиков. Но главным недостатком системы госуправления была излишняя политизация и идеологическая заошренность кадров, которые были адекватны тоталитарной системе, и не могли соответствовать новым условиям. В результате это приводило к тому, что чиновники предоставляли гражданам Республики услуги низкого качества. Все большая часть населения находила государственную службу неэффективной, коррумпированной и забюрократизированной. Такое положение стало подрывать доверие населения к проводимым реформам и в целом к институтам государства.  
        В этих условиях дальнейшие пути реформы государственной службы нашли отражение в 1997 году в Послании Президента страны Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев» - Стратегия развития «Казахстан 2030». В нем особо выделен 7 приоритет «Профессиональное правительство», определивший основные направления реформы, охватывавшие как институциональные аспекты, так и вопросы совершенствования госслужбы и поставлена задача: «создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели; построить государство, стоящее на страже национальных интересов…».  
Для реализации этих задач Указом Президента 18 сентября 1998 года было создано Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы как уполномоченный орган в данной сфере. Создание Агентства явилось институциональным оформлением административной реформы.  
Благодаря этому в кратчайшие сроки был принят в новой редакции Закон «О государственной службе», разработанный Агентством и подписанного Главой государства 23 июля 1999 года. Основная цель Закона – правовое обеспечение реформирования государственной службы, направленное на повышение профессионализма государственных служащих, их социальной защищенности. Казахстанская модель государственной службы построена на принципах меритократии (личных заслуг), которая в свою очередь базируется на приеме на государственную службу из всех сегментов общества, через конкурсный отбор; казахстанского патриотизма; разделении должностей на политические и административные; на равной оплате труда за выполнение равнозначной работы; на стимулировании профессионального роста государственных служащих; соблюдения этических норм. К самым радикальным нововведениям можно отнести введение конкурсного отбора для административных государственных служащих и установление квалификационных требований к каждой административной должности. Впервые типовые квалификационные требования были разработаны 30 декабря 1999 года, в них предъявлялись требования только лишь к уровню образования и стажу государственной службы. В настоящее время типовые квалификационные требования предъявляются как к уровню профессионального образования, так и к стажу государственной службы с учетом стажа работы на нижестоящих должностях, опыту работы в областях соответствующих функциональным обязанностям конкретной должности.  
        Реформа государственной службы – это одна из сфер административно-политической жизни Казахстана, где заметен существенный прогресс в сфере законодательства и правового регулирования этой области. К позитиву относится наличие законодательной и концептуальной базы по совершенствованию государственной службы. К числу необходимых и прогрессивных новшеств относятся также нормативные акты по правовой защите административных государственных служащих, меры антикоррупционного характера, утверждение требований к морально-нравственному облику государственных служащих.  
        Особое место среди нормативных правовых актов антикорупционного характера занимает Указ Президента Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц».  
        Во исполнение данного Указа Агентством был разработан Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан и 3 мая 2005 года утвержден Указом Президента Республики Казахстан. До этого действовали Правила служебной этики государственных служащих. Кодекс чести кардинально отличается тем, что вобрал в себя новые детализированные нормы, предъявляемые к поведению госслужащих. Основными новеллами Кодекса чести являются запрет на участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе лицами, допущение фактов принятия подарков от граждан и организаций в связи с исполнением должностных обязанностей, лоббирование чьих-либо интересов и вмешательства в предпринимательскую деятельность. Госслужащие не должны использовать свое должностное положение при получении транспортных, сервисных и иных услуг.   
        Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа. Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитет государственной службы.   
        При наличии в адрес государственного служащего необоснованных публичных обвинений в управлении коммерческими организациями и/или занятии предпринимательской деятельностью, лоббировании чьих-либо интересов он должен соответствующим образом обнародовать информацию, опровергающую такие обвинения. 

Информация о работе Понятие, виды и принципы государственной службы