Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа
Целью исследования в курсовой работе является авторское право как подотрасль гражданского права.
Данная цель достигается по средствам решения следующих задач:
- определение понятия, задач и принципов авторского права;
- изучение объектов авторского права;
- анализ субъектов авторского права;
- рассмотреть права авторов.
. Введение…………………………………………………………..стр. 3
1. Понятие, задачи и принципы авторского права………………..стр.
2. Объекты авторского права……………………………………….стр.
3. Субъекты авторского права……………………………………...стр.
4. Права авторов……………………………………………………..стр.
II. Заключение………………………………………………………..стр.
III. Список литературы ……………………………………………..стр.
На практике знак охраны авторского права проставляется не только на экземплярах произведения, но и на оригинале; этот знак применяется и для неопубликованных произведений. Проставляет этот знак зачастую не только правообладатель, но и лицензиат, причем даже в тех случаях, когда предоставленные ему права не являются исключительными. Во всех этих случаях нарушений правовых норм нет, по крайней мере существенных.
Однако использование в знаке охраны авторского права ложных сведений (самое распространенное - неверное указание года первого опубликования, объясняющееся естественным желанием сделать произведение более "молодым") зачастую дает основания говорить о наличии недобросовестной конкуренции (ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Личные неимущественные права.
Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения. Оно не совпадает с правом на имя.
Право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения.
Опираясь на право авторства, а не на иные принадлежащие ему правомочия, автор защищает свои права и интересы в случае прямого присвоения авторства другим лицом (плагиат - ч. 1 ст. 146 УК РФ) или если авторство приписывается другому лицу.
Право авторства может осуществлять только автор: только он может утверждать: "Я - автор произведения". После его смерти право авторства прекращается.
Право на имя есть право на выбор способа указания имени автора при использовании произведения. При этом имеется в виду использование, которое осуществляется как самим автором, так и иными лицами.
Есть три возможных способа указания имени автора: указание подлинного имени; указание вымышленного имени (псевдонима); использование произведения без обозначения имени (анонимно).
Авторское право на имя не совпадает с общегражданским правом на имя, принадлежащим любому физическому лицу.
Способ указания имени автора определяется в лицензионном или ином договоре. Разумеется, указание псевдонима может осуществляться только с согласия автора. Псевдоним не должен вводить потребителей в заблуждение, он не должен совпадать с именем известного лица.
При отсутствии особого указания со стороны автора произведение обозначается либо фамилией, именем и отчеством автора, либо его фамилией и инициалами (инициалом). Требования автора об изменении этих условий являются законными.
Порядок проставления имен соавторов определяется соглашением соавторов, которое должно соблюдаться пользователями как одно из проявлений права на имя. При отсутствии такого соглашения имена соавторов указываются в алфавитном порядке.
Автор вправе в любое время раскрыть или снять свой псевдоним (аноним).
Автор может иметь несколько псевдонимов. Он может пользоваться псевдонимом лишь для некоторых своих произведений.
Если произведение используется
под псевдонимом или без
Однако не совершает никакого нарушения личных авторских прав ученый, который в результате своих исследований приходит к выводу, что автором определенного произведения является какое-то лицо, и публикует этот вывод.
Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам не только в том случае, когда автор предоставляет другим лицам право использования произведения по лицензионному договору, но и в том случае, когда автор отчуждает свои исключительные права.
Издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, причем псевдоним "не раскрыт", т.е. автор публично не делал заявлений о принадлежности ему этого псевдонима. До тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве, либо личность автора не будет вызывать сомнений.
Издатель, действуя как представитель, имеет право не только защищать права автора (иного правообладателя) в случаях бездоговорного нарушения авторских прав, но и заключать лицензионные договоры с теми лицами, которые выразят желание использовать произведение.
Когда автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве, то начатый издателем судебный спор о защите авторских прав должен быть приостановлен (до вступления автора в дело). Что касается лицензионных договоров, заключенных издателем, то они сохраняют свою силу.
Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом несколькими издателями, каждый из них получает право считаться представителем автора.
Право на неприкосновенность произведения - пассивное право запрета, как обязанность, налагаемая на третьих лиц.
И в то же время, именно личное право самого автора: право вносить в свое произведение различные (любые) изменения, сокращения и дополнения, право снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием или иными пояснениями. Этому - активному - личному праву автора соответствуют обязанности любых третьих лиц - не осуществлять указанные действия без согласия автора. Указанное согласие автора фиксируется в договоре.
Данное правомочие на неприкосновенность произведения, как это видно из приведенной выше нормы, касается как самого произведения, так и некоторых элементов, сопровождающих произведение, - иллюстраций, предисловия, послесловия, комментариев, пояснений, т.е. элементов, являющихся внешними по отношению к объективной форме произведения.
Следует считать, что
право автора определять и запрещать
использование вместе с произведением
этих внешних элементов
Особо необходимо остановиться на "иллюстрациях". Под этим термином следует понимать не только снабжение литературного произведения рисунками, но и любое иное сочетание разных произведений, например сопровождение музыкального произведения воспринимаемыми зрительно изображениями ("синхронизацией", цветомузыкой и т.д.). Любое "иллюстрирование" должно производиться с согласия автора. Однако помещение, предположим, в том же номере журнала, где помещено произведение, отдельной критической статьи об этом произведении не нарушает авторского права на неприкосновенность и не требует согласования с автором.
Лицо, осуществляющее правомочия по охране неприкосновенности произведения после смерти автора, вправе разрешить внести в произведение изменения, сокращения, дополнения, но лишь такие, которые не искажают замысел автора и не нарушают целостность восприятия произведения.
Кроме того, внесение таких изменений и т.п. не должно противоречить воле умершего автора, определенно выраженной им в завещании или в ином письменном документе (письмо, дневник и т.п.).
Право авторство, право на имя и неприкосновенность произведения охраняются без ограничения каким-либо сроком.
Право на обнародование произведения.
В отличие от других личных
неимущественных авторских
В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения.
Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е. с осуществлением какого-либо имущественного права.
При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике.
Кроме того, автор должен учитывать, что, хотя и необнародованное, и обнародованное произведение охраняются авторским правом, эта охрана имеет значительные различия:
1) к обнародованному
произведению применимы
2) срок действия исключительного
права на обнародованное
3) презумпция копирования
со стороны нарушителя
Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см. п. 5 ст. 1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения. Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.
Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.
Частным случаем обнародования является опубликования произведения. Опубликование (или выпуск в свет) произведения - эти выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения. Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст. 1227) и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.
Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения.
Важное значение для
решения этого вопроса имеет
и последующее депонирование
некоторых экземпляров
Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это - один из способов реализации права на обнародование произведения. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.
Опубликование произведения может быть как первым, так и последующим. Первое опубликование произведения означает и обнародование произведения, если оно до этого момента не было обнародовано.
Опубликование является
одним из самых надежных доказательств
факта обнародования
Опубликование ранее обнародованного произведения увеличивает число случаев, когда произведение может использоваться свободно.
По Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (ст. 3 (3)) произведение выпущено в счет, если экземпляры произведения выпущены в обращение в таком количестве, которое способно удовлетворить разумные потребности публики. При этом не считается выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.
На эти конвенционные
нормы могут ссылаться
Если автор передает по договору другому лицу произведение для использования, то считается, что он тем самым дает согласие на обнародование этого произведения.
Общий смысл этого правила состоит в том, что в договоре можно не отражать согласие автора на обнародование своего произведения, поскольку это согласие предполагается, презюмируется.
Иными словами, личное право
на обнародование считается
Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать новые лицензионные договоры об использовании этого произведения; он также сообщает о своем решении аккредитованным организациям, осуществляющим управление правами на коллективной основе (п. 4 ст. 1244 ГК РФ). После этого использование такого произведения ограничивается случаями свободного использования обнародованного (опубликованного) произведения (ст. 1273, 1274 ГК РФ и др.).
Информация о работе Понятие, задачи и принципы авторского права