Порядок приобретения гражданства во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:47, реферат

Описание работы

Франция - это страна со стабильной политической системой, мощной и сравнительно стабильной экономикой. Кроме того, Франция является одним из лидеров Европейского Союза. Поэтому это государство особо привлекательно для иммигрантов со всего мира. Двойное гражданство во Франции разрешено с 1973 года. Таким образом, например, для российского гражданина законно иметь два паспорта – российский и французский, это не запрещено ни законодательством России, ни законодательством Франции. Однако нынешнее иммиграционное законодательство Французской Республики является трудным препятствием для иностранцев, желающих получить ее гражданство.

Файлы: 1 файл

Порядок приобретения гражданства во Франции..docx

— 25.30 Кб (Скачать файл)

 

Франция - это страна со стабильной политической системой, мощной и сравнительно стабильной экономикой. Кроме того, Франция является одним из лидеров Европейского Союза. Поэтому это государство особо привлекательно для иммигрантов со всего мира. Двойное гражданство во Франции разрешено с 1973 года. Таким образом, например, для российского гражданина законно иметь два паспорта – российский и французский, это не запрещено ни законодательством России, ни законодательством Франции. Однако нынешнее иммиграционное законодательство Французской Республики является трудным препятствием для иностранцев, желающих получить ее гражданство. В этой работе я рассмотрю проблемы связанные с получением французского гражданства на основании  закона «О гражданстве Франции» (от 2006 года), гражданского кодекса Франции, закон «об иммиграции» Франции и Маастрихтского договора.

В настоящее  время многие люди, претендующие на французское гражданство,  сталкиваются с рядом проблем по его приобретению. Причинами тому являются исторически сложившиеся мышление французских политиков и общества в целом, а наряду с этим и появление некоторых ограничений по приобретению французского гражданства. В этой связи, я считаю необходимым проанализировать исторический аспект этой проблемы и связать его, прежде всего, с процессом иммиграции во Франции, впоследствии которого Французская республика приняла решение ужесточить иммиграционное законодательство в 2007 году.

Исторически сложилось, что Франция на сегодняшний  день является наиболее привлекательной  страной для иммигрантов в  Европе. Франция впервые начала принимать иммигрантов с различных европейских стран после произошедшей Великой Французской революции.

Факт  образования первой республики в Европе способствовал формированию благоприятного авторитета новоиспеченной французской политической системы, которая подавала большие надежды европейскому народу на более справедливую жизнь, уставшего жить в Старом порядке монархий. Таким образом, Французская республика стала для европейцев ничем иным как политическим убежищем, гарантировавшее людям свободу и гражданское равенство в обществе.

В итоге  Великая Французская революция  способствовало притоку иммигрантов  во Франции. Во второй половине XIX века насчитывалось уже более 1 миллиона человек, иммигрировавших из других стран, многие из которых уже успели получить гражданство. Конечно, в этот период процесс иммиграции для Франции имел весьма весомое значение с точки зрения внешнеполитических позиций: в числе иммигрантов были поляки, бежавшие из России, а также армяне, бежавшие из Османской империи.

Затем, к  XX веку политическое значение иммиграции для Франции начало сменяться в пользу трудовой деятельности. Особенно этот фактор стал приоритетным после I мировой войны, когда истощенная Франция нуждалась в восполнении рабочих рук, требующиеся для восстановления экономики и хозяйства. Эта новая волна иммиграции также характеризовалась своим, преимущественно, европейским составом.

Вторая  волна трудовой иммиграции во Францию  началась после II мировой войны. Однако этот период отличался от предыдущего одной важной особенностью, которая заключалась в этническом составе иммигрантов, прибывших во Францию. В данном случае в составе иммигрантов преобладали представители других континентов, тогда как доля европейцев, переехавших во Францию, значительно снизилась. Этот приток иммигрантов, в основном, состоял из представителей бывших французских колоний, прежде всего, арабских стран северной Африки.

Очередным историческим событием, повлиявшим на иммиграционный процесс во Франции  и на дальнейшее ужесточение порядка  приобретения французского гражданства, стал нефтяной кризис 1973 года, который  вынудил французов внести изменения  в иммиграционную политику, с целью ограничения притока иммигрантов. Это событие стало определяющим в нынешней иммиграционной политике Франции. Ужесточив иммиграционное законодательство в 2007 году, Французская республика тем самым усложняет и ограничивает процесс приобретения гражданства для иностранцев.

Нынешнее  миграционное законодательство Франции неодинаково затрагивает различные группы населения мира. Вне поля зрения миграционной политики остаются сейчас жители стран Европейского Союза, а также заморских департаментов и территорий Франции. Первые – потому что французское законодательство рассматривает их как европейских граждан, имеющих полное право на свободное передвижение, проживание и работу внутри Европейского союза, а вторые – потому что являются полноправными гражданами Франции и имеют право на свободное перемещение по всей территории государства, в том числе и по метрополии. Что касается остальных иммигрантов, основной целью французской политики натурализации является индивидуальная интеграция каждого иммигранта во французское общество через школу и иные социальные институты.

Трудовая  иммиграция сейчас очень сильно ограничена, так как работодатель должен доказать, что работа, на которую претендует иммигрант, не заинтересовала французского гражданина. Однако существует список профессий, для которых установлен особый режим. В этот список входят артисты, модели, инженеры, деятели науки и искусства. Этим лицам въезд на работу во Францию заметно облегчён. Так или иначе, статус иммигрантов во Франции не располагает к их нормальному существованию во французском обществе.

В основе французского законодательства о гражданстве  лежит принцип права почвы. В 1993 году была проведена реформа, согласно которой, дети, рожденные от родителей  иностранцев на территории Франции, могли просить гражданство Франции  только по достижении совершеннолетия, что не позволяло получать его автоматически. Требование «волеизъявление» было впоследствии отменено законом 1998 года, однако, все дети, рожденные от родителей иностранцев, остаются иностранцами до достижения юридического совершеннолетия.

Итак, какие  же существуют особенности в порядке  приобретения французского гражданства? Самый простой способ, это получение гражданства на основе права крови. Согласно этому принципу, французское гражданство автоматически предоставляется ребенку, если один из его родителей (мать или отец) имеет гражданство Франции.

Однако, дети, родившееся на территории Франции от родителей иностранцев, могут также получить гражданство (по праву почвы) в случаях если: родители ребенка являются лицами без гражданства; по достижению 18-летия, если ребенок проживает во Франции с 5-летним разрешением на проживание с возраста 11 лет; в возрасте 16 лет по требованию, если ребенок проживает во Франции. Также акт полного усыновления ребенка дает ему право автоматически получить гражданство страны, уничтожая этим все его связи со страной происхождения.

Для иностранцев, желающих получить французское гражданство, существует процесс натурализации. Этот процесс сводится к тому, что иностранный гражданин должен полностью офранцузиться, чтобы доказать, что он достоин стать гражданином Франции. В этом случае перед иностранцем стоит целый ряд задач, выполнив которые он может получить гражданство. Для прохождения процесс натурализации, иностранец должен хорошо владеть французским языком, знать все права и обязанности граждан страны, знать местные обычаи, а самое главное, иметь нормальные условия проживания в течение пяти лет. Этот срок может снизиться до двух лет, если иностранец уже является выпускником французского высшего учебного заведения. Кроме того, если иностранец уже трудоустроен во Франции, то дает ему также преимущество для сокращения срока процесса натурализации. Также преимуществом обладают иностранцы, обладающие какими-либо талантами или достижениями в области науки, спорта или в другой сфере. Такие иностранцы представляют больший интерес для французских властей, поэтому для них в приоритетном порядке осуществляется оформление гражданства.

Также существует возможность пройти процесс натурализации  без испытательного срока и непременно получить гражданство. Такая возможность распространяется на лиц, которые отслужили во французской армии, или на тех, кто имеет статус беженца и может это подтвердить. Необязателен период резиденции и для граждан, прибывших из франкоговорящих стран, особенно, если они обучались в течение пяти лет в высшем учебном заведении на французском языке.

Как и  в большинстве других стран, дети, родившиеся во Франции от туристов или лиц, которые находятся с  краткосрочным визитом, не могут  получить гражданство Франции по праву рождения на территории. Резиденция родителей (вид на жительство во Франции) должна быть подтверждена. Несмотря на плохую демографическую ситуацию, и левые и правые правительства с 1980-х и по сей день выпустили несколько законов, которые все более ограничивают возможности натурализации во Франции.

Получение французского гражданства через  брак с гражданином Франции является еще одним способом применяемыми иностранцами. Раньше французское законодательство позволяло получить гражданство иностранцу, который в течение 2 лет проживает во Франции и состоит в браке с гражданином (гражданкой) Франции. Однако внесенные изменения в  2006 году в  закон «О гражданстве Франции» гласят, что, если один из супругов, прожив в браке четыре года, является гражданином другой страны, то при условии идеального знания французского языка он может претендовать на получение гражданства. При этом второй супруг (супруга) должен быть гражданином Франции. Если семья проживает не во Франции, то необходимо пять лет, чтобы претендовать на гражданство. Такие изменения во французском законодательстве демонстрируют жесткую политику в отношении обычных иностранцев, стремящихся получить гражданство Франции.

Бизнес-иммиграция является самым сложным способом приобретения французского гражданства  на сегодняшний момент. Дело в том, что французские власти рассматривают  заявки на приобретение гражданства  только очень крупных бизнесменов, которые готовы инвестировать в  экономику Франции миллионы евро. То есть, покупка дорогостоящей недвижимости во Франции не является инвестицией  и не может быть основанием для  приобретения гражданства.

Однако, бизнесмены, желающие получить французское  гражданство, могут действовать по одной простой разработанной схеме, которая позволяет вполне легально стать гражданином Франции. Общая практика показывает, можно сначала получить гражданство любой другой страны Европейского Союза (например, Польши, Словакии, Болгарии и т.д.), где это сделать гораздо проще, чем во Франции. Таким образом, став гражданином одной из стран ЕС, иностранец автоматически получает гражданство ЕС (на основании Маастрихтского договора), что дает ему право свободно перемещаться по всем странам Европейского Союза. А гражданам ЕС достаточно прожить всего 2 года на территории Франции, чтобы получить ее гражданство. Из этого следует, что для бизнесменов, преследующих цели получения французского гражданства это способ является самым простым и логичным.

Наряду  с этими порядками получения  французского гражданства следует  рассмотреть современное состояние  иммиграционного законодательства Франции, которое непосредственно  связано с трудностями приобретения гражданства и отражает взгляд французских  политиков на новоиспеченных граждан  Франции, прибывших с разных концов света.

В 2007 году были приняты поправки, ужесточающие иммиграционное законодательство Франции и ограничивающие права претендентов на получение гражданства. Приняты ограничения, которые призваны сократить «семейную» иммиграцию, когда к обосновавшемуся во Франции иммигранту могут присоединиться другие члены семьи. Теперь, чтобы установить истинность родственной связи выходцев из разных стран с гражданами Франции, необходимо сдать дорогостоящий тест ДНК, которые оплачивается самим иностранцем. Деньги за тест возвращают иностранцу в случае, если он докажет родственную связь с гражданином Франции. Кроме того, новым законодательством предусмотрено, что любой иностранный гражданин, достигший 16 лет и желающий воссоединиться с родственниками во Франции, должен сдать экзамен по французскому языку и доказать, что он разделяет ценности Республики. На мой взгляд, формулировка «ценности Республики» является неконкретной и может подразумевать тезисы, о которых может знать только будучи гражданином Франции. Поэтому эти поправки можно оценивать как жесткое ограничение неприемлемых для французских властей потенциальных граждан. Этот закон способствует увеличению числа экономических иммигрантов, так выгодных для французских властей.

Еще одно нововведение,  вызывающее недовольство в обществе - это введение квот на иммиграцию. Сторонником этой меры является президент Франции Николя Саркози. Поправка также направлена против всеобщей легализации незаконных иммигрантов. Стартовавшая в 2005 году, она предполагает получение права на проживание и работу в стране для 800 тысяч из примерно полутора миллионов незаконных иммигрантов. Во Франции насчитывается от 200 тыс. до 400 тыс. незаконных иммигрантов. Таким образом, во Франции начался процесс массовой депортации незаконных иммигрантов.

Однако  процесс ужесточения иммиграционного  законодательства продолжается и сегодня. Сейчас эта работа направлена на привлечение  высококвалифицированных иммигрантов. В перспективе таким иммигрантам будут предлагаться все необходимые условия для благополучной жизни на территории Франции. В частности, Президент Саркози предлагает предоставлять им специальное разрешение на проживание, возобновляемый каждые три года. Кроме того, он также хочет, чтобы разрешения на проживание для студентов были связаны с гарантиями их возвращения домой после завершения курсов.

Информация о работе Порядок приобретения гражданства во Франции