Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 19:45, курсовая работа
Цель исследования определила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие государственной гражданской службы, ее правовую основу, цели, функции и виды;
- раскрыть понятие государственного гражданского служащего и его правовой статус;
- показать порядок поступления и перемещения по государственной гражданской службе Российской Федерации;
- рассмотреть особенности увольнения с государственной гражданской службы России.
- рассмотреть негативные явления в системе государственной службы и возможные пути их преодоления.
владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;
иметь общую и профессиональную подготовку;
знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.
Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ. Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих. Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д.
Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др. Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки. Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как специфика организационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несения службы, принятия воинской присяги.
2. Понятие, правовой статус государственного гражданского служащего
2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего
Правовой статус государственных гражданских служащих представляет собой правовое положение служащих в государственном органе, в системе соответствующих внутренних и внешних административных и государственно-служебных правоотношений и включает в
права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность государственных гражданских служащих.
Основные права гражданского служащего:
Под правами гражданского служащего имеется в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения государственных органов.
Частично права гражданского служащего конкретизируются в статьях федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», другая часть - в нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ. Служащий имеет право на отдых; время отдыха это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 ТК РФ существует несколько видов времени отдыха:
перерывы в течение рабочего дня (смены);
ежедневный (междусменный) отдых;
выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
нерабочие праздничные дни;
отпуска.
Для гражданских служащих нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю при пятидневная служебной неделе (п.2, п.3 ст. 45 закона). Предусмотрена возможность установления ненормированного служебного дня для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом. Право на такой вид отдыха как отпуск гражданские служащие реализуют посредством трех видов отпусков:
основной ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от выслуги лет.
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, дифференцированного в зависимости от групп должностей гражданской службы, и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется в соответствии со ст. 46 закона.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (п. 1 ст. 50). Служащий имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Предусмотрено право гражданского служащего на доступ в установленном порядке к сведениями, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.
Право гражданского служащего на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации предполагает, что служащий может посещать указанные организации для получения необходимой информации, материалов, справок и т.д.
Гражданский служащий имеет право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов.
Государственный служащий имеет право на защиту сведений о себе. В соответствии с п. 1 ст. 42 федерального закона №79-ФЗ защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами.
Гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе. Для создания условий продвижения по службе гражданский служащий может принять участие в конкурсе. Гражданский служащий может быть назначен на должность гражданской службы без конкурса, если он состоит в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Законом предусмотрено право гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами. Право гражданского служащего на членство в профессиональном союзе связано с возможностями защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. Служащий имеет право как вступать, так и не вступать в профессиональные союзы.
Гражданский служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров. Гражданский служащий имеет право на проведение по его заявлению служебной проверки. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (п. 1 ст. 59).
Также определены обстоятельства, вызвавшие необходимость служебной проверки, а именно - вопрос о применении дисциплинарного взыскания.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на государственной службе, включая обжалования в суд их нарушения. Служащий самостоятельно решает, куда ему обратиться в случае возникновения индивидуальных служебных споров: в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Некоторые виды прав гражданского служащего могут быть отнесены к социальным правам. Предусмотрено право гражданских служащих на медицинское страхование. Содержание права гражданского служащего на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества раскрывается более подробно в подп. 10 п. 1 ст. 52 закона о государственной гражданской службе. Служащему гарантируется защита его и членов семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом. Законом предусматривается право гражданского служащего на пенсионное обеспечение. В статье 52 федерального закона №79-ФЗ среди других основных государственных гарантий гражданских служащих указана гарантия на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подп. 11 п. 1).
Государственный служащий имеет право, с предварительным уведомлением нанимателя, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При решении вопроса о возможности выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы необходимо учитывать как минимум три обстоятельства:
необходимость соблюдения установленных законом ограничений (ст. 16) и запретов (ст. 17),
необходимость уведомления представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы,
необходимость предотвращения возможного конфликта интересов (ст. 19).
Основные обязанности гражданского служащего:
Законом «О государственной гражданской службе РФ» перечислены общие для всех гражданских государственных служащих обязанности, возведенные в разряд законодательных предписаний. Конкретизация обязанностей по должностям гражданской службы производится в административных регламентах государственных органов и в должностных регламентах.
Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение обусловлена тем, что государственная служба призвана обеспечивать и гарантировать реализацию целей и функций государства, соучаствовать в государственном управлении общественными делами.
Гражданский служащий должен исполнять свои обязанности в духе конституционных принципов: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; равноправия и полноправия граждан; законности, гуманизма и др. Применительно ко всем отраслям законодательства, включая и законодательство о государственной службе, Конституция стоит не в ряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а выше их.
В случае коллизии между требованиями Конституции РФ и другими нормативными правовыми актами государственный служащий обязан руководствоваться конституционной нормой.
Установлена обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Отказ от существующей системы должностных инструкций и трудовых договоров и переход к внедрению служебных контрактов и регламентов должен создать предпосылки для увязки системы оплаты труда и результатов службы. Фактически должностной регламент строится на основании описания деловых процессов и операций. Должностной регламент, согласно п.3 ст.24 закона, является обязательным элементом служебного контракта.
Гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации т.к. государственная служба основана на принципе законности (п.1 ст.3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ). Гражданский служащий обязан выполнять общие инструкции, указания, приказы и распоряжения вышестоящих руководителей. В том случае, когда служащий получает неправомерное поручение, он не вправе исполнять такое поручение.
Гражданский служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
Законом предусматривается обязанность гражданского служащего соблюдать служебный распорядок государственного органа. Служебный распорядок в государственном органе устанавливается руководителем с учетом действующего законодательства. Кроме типичных правил внутреннего трудового распорядка, в государственных органах разрабатываются административные регламенты как комплексное описание отдельного делового процесса, обеспечивающего реализацию функции или нескольких функций. Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Уровень требований к квалификации гражданского служащего определяется в соответствии с иерархической позицией должности государственной службы в системе государственной службы.
Устанавливается обязанность гражданского служащего не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
Информация о работе Порядок прохождения государственной гражданской службы