Московский университет
имени С.Ю. Витте
Факультет «Управление»
Кафедра «Государственно-правовые
дисциплины»
Реферат
по дисциплине « Правоведение»
Тема: «Права несовершеннолетних
и их защита»
Выполнила: студентка
Касакаускене Е.В.
Проверила: Чаганова Галина Викторовна
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Защита прав несовершеннолетних
детей осуществляется в особом порядке.
Во многих случаях законодательство уделяет
их правовому положению особое внимание.
Почему? В первую очередь потому, что представители
данной социальной группы являются максимально
уязвимыми в самых разных отношениях.
Государство должно сделать все возможное,
чтобы ребенок правильно развивался, а
негативное воздействие на него было минимальным.
Основные права родителей и детей прописаны
в Семейном кодексе. Какая-то их часть
содержится в Трудовом кодексе, различных
федеральных законах и так далее.
Целью работы является уточнение сущности
и значения прав несовершеннолетних и
их защиты.
Достижение поставленной цели предполагает
решение следующих задач:
- определить основные положения
о правах несовершеннолетних;
- раскрыть основные направления
защиты прав несовершеннолетних.
Теоретико-методологическую и информационную
основу исследования составили работы
отечественных и зарубежных ученых по
вопросам сущности прав несовершеннолетних
и их защиты.
1. ПРАВА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В РФ
Кто такой несовершеннолетний?
Это тот, кто достиг четырнадцати лет,
но еще не достиг восемнадцати. Восемнадцать
лет – это возраст, с которого в нашей
стране люди признаются совершеннолетними.
В других странах взрослым человек может
признаваться и с другого возраста (например,
с двадцати одного года).
Личные неимущественные
права несовершеннолетних многочисленны.
К ним относится право на жизнь, а также
получение семейного воспитания. Оно является
чрезвычайно важным, поскольку именно
семья дает максимум нравственности, только
в ней ребенок может достичь максимальных
успехов в физическом и интеллектуальном
развитии. Родители должны беспокоиться
о том, что происходит с ребенком. Нельзя,
чтобы они применяли к нему хоть какое-то
насилие. Что будет, если они нарушат данное
правило? Будет произведено лишение родительских
прав. Такое возможно только в судебном
порядке.
Ребенок имеет полное
право свободно общаться с ближайшими
родственниками и, конечно же, со своими
родителями. Данное право несовершеннолетний
не потеряет даже в том случае, если его
родители разведутся. Ребенок имеет право
видеть любого из родителей и в случае,
если они проживают в разных государствах1.
Право на защиту
имеет каждый ребенок. Имеется в виду защита
всех прав и законных интересов. Кем она
осуществляется? В первую очередь родителями.
В определенных ситуациях в качестве защитника
может выступать законный представитель
(например, опекун), орган опеки, прокурор.
Часто права ребенка восстанавливаются
через суд. Эмансипированный подросток
может защищать свои права и обязанности
и самостоятельно2.
Права несовершеннолетних
включают в себя и право на защиту от злоупотребления
властью над ними, производящегося со
стороны родителей, а также лиц, их заменяющих.
Ребенок вправе
выражать собственное мнение. Это касается
любых вопросов, так или иначе затрагивающих
его интересы. В определенных ситуациях
он может выступать в суде, объясняя свою
позицию по конкретным вопросам.
Ребенок имеет право
на фамилию, отчество, имя. Эти данные,
как правило, фиксируются в определенных
документах после рождения.
Существуют и имущественные
права несовершеннолетних. В первую очередь
отметим то, что дети могут обеспечиваться
не только родителями, но и любыми другими
членами семьи, в которой воспитываются.
Причитающиеся ребенку пенсии, алименты
и прочие денежные выплаты поступают в
распоряжение законных родителей, опекунов
и так далее, однако расходоваться они
должны именно на содержание несовершеннолетнего3.
Несовершеннолетние
имеют право вполне свободно распоряжаться
полученными доходами, а также переданным
в дар или полученным как-то иначе имуществом.
Однако отметим, что ограничения все-таки
имеются.
Не достигшие четырнадцатилетнего
возраста самостоятельно совершают мелкие
бытовые сделки, распоряжаются доходами,
выбирают материалы для изучения и так
далее.
Дети имеют право
пользоваться семейным имуществом. Это
касается не всех его видов (например,
к автомобилю это право не может относиться)4.
2. СИСТЕМА
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К сожалению, в настоящее
время приходится констатировать, что
проблемы несовершеннолетних в нашей
стране носят общегосударственные масштабы,
имеют общенациональный характер. Это
свидетельствуют о кризисном состоянии
сферы детства. Общество и государство
не используют все имеющиеся у них возможности
для обеспечения должной заботы о своем
будущем – детях. Поэтому, как никогда,
особую актуальность приобретает дальнейшее
развитие и совершенствование системы
защиты прав подрастающего поколения.
И в этом направлении огромное значение
имеет возрождающийся в России институт
ювенальной юстиции.
Сейчас в нашей стране
в порядке эксперимента реализуется проект
программы развития ООН «Поддержка осуществления
правосудия по делам несовершеннолетних
в Российской Федерации», в рамках которого
созданы и осуществляют свою деятельность
«детские суды» в городах: Ростов-на-Дону,
Азов, Таганрог, Егорлык; городской округ
Железнодорожный и др. Аналогичные проекты
начали свое действие несколько ранее
в городах Москве и Санкт-Петербурге. Кроме
того, Саратовский областной суд также
поддержал данную инициативу5.
Необходимость возрождения
ювенальной юстиции в Российской Федерации
подтверждает и целый ряд международно-правовых
документов. Так, Российская Федерация,
признавая Конвенцию ООН о правах ребенка
1989 г., заявила о своем обязательстве гарантировать
соблюдение главной цели Конвенции –
максимальную защиту интересов ребенка;
реализация которой в полном объеме возможна
при реформировании российской судебной
системы в отношении несовершеннолетних
(ч. 3 ст. 40). На необходимость изменения
«системы» работы с детьми указывают и
замечания Международного комитета по
правам ребенка на последний доклад РФ,
касающийся правового положения несовершеннолетних
в России: «Комитет рекомендует государству
участнику гарантировать полную реализацию
стандартов правосудия в отношении несовершеннолетних.
В связи с этим, Комитет призывает государство-участник
в качестве первоочередных мер … ускорить
работу по реформированию системы правосудия
в отношении несовершеннолетних, с тем,
чтобы уголовные дела лиц, не достигших
18 лет, рассматривались в системе правосудия
в отношении несовершеннолетних, а не
в системе обычного правосудия»6.
Не оставляет без
внимания исследуемую область и законодательство
РФ. Так, еще в Указе Президента РФ от 14
сентября 1995 г. № 942, утвердившим Основные
направления государственной социальной
политики по улучшению положения детей
до 2000 г., в числе мер по укреплению правовой
защиты детства было предусмотрено создание
системы ювенальной юстиции, специальных
составов судов по делам семьи и несовершеннолетних.
В последующем, необходимость создания
ювенальной юстиции, была отмечена в ходе
состоявшихся в Государственной Думе
Федерального Собрания РФ 6 февраля 2001
г. парламентских слушаний «Законодательное
регулирование вопросов, связанных с осуществлением
судебной реформы в Российской Федерации».
Верховный Суд Российской Федерации в
Постановлении от 1 февраля 2011 г. № 1 «О
судебной практике применения законодательства,
регламентирующего особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних»,
также признал необходимость специализации
судей по делам несовершеннолетних, повышения
их профессиональной компетенции путем
обеспечения и повышения квалификации
не только по вопросам права, но и вопросам
педагогики, социологии и психологии7.
На необходимость
становления и развития исследуемого
института указывает целый ряд других
обстоятельств. Особую тревогу вызывают
цифры статистики:
– ежегодно в России
от насилия в семье погибают 30 тысяч детей,
около 60 тысяч убегают из дома, спасаясь
от побоев;
– ежегодно в нашей
стране лишаются родительских прав 63500
семей. Это происходит вследствие того,
что органы правосудия встречаются с такими
делами нечасто, не отдают им должного
внимания, и не видят масштабов трагедии
на уровне страны. «За горами «взрослых»
дел – дел детских не много…»;
– около 800 000 детей
в России являются сиротами; для порядка
200 000 детей домом является сиротское учреждение;
– ежегодно в нашем
государстве детьми совершается около
100 тыс. преступлений;
– мы находимся
на первом месте в мире по количеству самоубийств
среди несовершеннолетних.
Приведенные цифры
официальной статистики свидетельствуют
о незначительной эффективности действий
существующих органов, призванных решать
эти проблемы.
Законодательные
акты, непосредственно регулирующие общественные
отношения с участием несовершеннолетних,
в числе которых ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»
от 24 июля 1998 г., «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
от 24 июля 1999 г. отличаются неполнотой
и декларативностью.
Задачи органов
государственной власти, содержащиеся
в них, зачастую не адресованы конкретному
субъекту исполнения и тем самым невыполнимы.
Мы абсолютно солидарны
с Л.Н. Симанович, что «пришло время в корне
изменить отношение к проблеме соблюдения
прав и интересов несовершеннолетних
…». Построение в России системы ювенальной
юстиции стало той ситуацией, которая
назрела и должна быть реализована8.
В. Петренко, председатель
Комитета Совета Федерации по социальной
политике, предлагает следующий вариант
решения проблем: «Первое – надо создать
национальную стратегическую программу
действий по детям. Второе – под эту программу
сформировать структуру, которая будет
осуществлять законодательную и исполнительную
части. И третье – определить источники
финансирования»9.
В свою очередь,
В. Толмачев, председатель Ростовского
областного суда, член Совета при Президенте
РФ по вопросам совершенствования правосудия,
член Президиума Совета судей РФ в своей
статье «Ювенальный суд – самый праведный»
указывает: «Ювенальная юстиция должна
существовать повсеместно. И не столько
потому, что ее создание является реализацией
обязательств России по применению общепризнанных
принципов и норм международного права,
сколько потому, что это отвечает национальным
интересам России. Правосудие в отношении
несовершеннолетних должно быть составной
частью процесса национального развития
страны»10.
Несмотря на то,
что в сегодняшней России множество государственных
органов занимается проблемами детей
в той или иной сфере их жизни и деятельности:
суды, прокуратура, органы внутренних
дел, комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, органы опеки и попечительства,
органы управления социальной защитой
населения, органы управления здравоохранением,
органы управления образованием, службы
занятости и многие другие, не обеспечивается
в полной мере защита прав, свобод и законных
интересов несовершеннолетних. Поэтому,
еще раз подчеркнем необходимость возрождения
в Российской Федерации института ювенальной
юстиции, благодаря которому можно добиться
скоординированной деятельности органов,
занимающихся проблемами подрастающего
поколения. Центральное же звено в данной
системе должно быть отведено институту
Уполномоченного по правам ребенка.
На данном этапе
развития российского законодательства
мы считаем возможным создание специализированных
неюридических учреждений и служб ювенального
профиля – медико-психологических, социально-психологических,
социальных служб, консультационных центров,
а также введение в деятельность суда
квалифицированных работников, педагогов,
психологов, социальных работников и т.п.
Деятельность всех
вышеуказанных органов должна отвечать
требованиям единства, системности, осуществляться
с учетом передовых научных разработок
в сфере детской психологии. Следует принять
меры и по обеспечению специализации судей,
прокуроров, а также следователей, инспекторов
уголовно-исполнительной системы и даже
адвокатов в рассматриваемой области
отношений.
В перспективе же
мы считаем возможным создание целостной
автономной судебной системы по делам
несовершеннолетних (ювенальных судов),
взаимосвязанной и взаимодействующей
с государственными и общественными органами,
учреждениями и организациями, а также
со специализированными органами защиты
прав, свобод и законных интересов детей
в Российской Федерации.
Представляется,
что именно «в рамках реализации в стране
концепции судебной реформы сегодня как
никогда важно, прежде всего на законодательном
уровне, проработать весь комплекс вопросов,
связанных с созданием надежной, разноуровневой
в территориальном отношении системы
защиты прав, свобод и законных интересов
несовершеннолетних, принципиально отличной
от действующей в настоящее время системы
мер карательной направленности, применяемых
фактически без каких-либо серьезных ограничений»11. Поэтому, с целью
повышения эффективности работы органов
ювенальной юстиции необходимо разработать
и принять ФЗ «Об основных направлениях
становления и развития института ювенальной
юстиции в Российской Федерации». Пока
же 9 октября 2010 г. Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации
отклонила во втором чтении проект ФКЗ
“«О внесении дополнений в Федеральный
конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации»”.
Итак, мы считаем,
что становление и развитие ювенальной
юстиции является весьма актуальным, значимым
на сегодняшний день, как для детей в целях
наиболее целенаправленной защиты их
прав, так и для всего государства в целом,
так как рассматриваемые нововведения
могут послужить основой для построения
в Российской Федерации правового государства,
гражданского общества и, тем самым, наиболее
прогрессивного развития нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права детей являются
не менее важными и обязательными, чем
права взрослых людей. Даже еще более важными,
поскольку дети нуждаются в особой защите
государства и международного сообщества.
Детям сложнее всего защитить свои права
самим, поэтому в международной практике
и уделяется так много внимания законодательству,
посвященному защите их основных индивидуальных
прав. Защита детей в РФ подчинена основным
положениям, разработанным Организацией
Объединенных Наций.