Права несовершеннолетних и их защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 05:19, реферат

Описание работы

Защита прав несовершеннолетних детей осуществляется в особом порядке. Во многих случаях законодательство уделяет их правовому положению особое внимание. Почему? В первую очередь потому, что представители данной социальной группы являются максимально уязвимыми в самых разных отношениях. Государство должно сделать все возможное, чтобы ребенок правильно развивался, а негативное воздействие на него было минимальным.

Файлы: 1 файл

Реферат, Права несовершеннолетних и их защита.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

Московский университет имени С.Ю. Витте

 

Факультет «Управление»

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

 

Реферат

 

по дисциплине « Правоведение»

Тема: «Права несовершеннолетних и их защита»

 

 

 

Выполнила: студентка  Касакаускене Е.В.

Проверила: Чаганова Галина Викторовна

 

 

Москва 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Защита прав несовершеннолетних детей осуществляется в особом порядке. Во многих случаях законодательство уделяет их правовому положению особое внимание. Почему? В первую очередь потому, что представители данной социальной группы являются максимально уязвимыми в самых разных отношениях. Государство должно сделать все возможное, чтобы ребенок правильно развивался, а негативное воздействие на него было минимальным. Основные права родителей и детей прописаны в Семейном кодексе. Какая-то их часть содержится в Трудовом кодексе, различных федеральных законах и так далее.

Целью работы является уточнение сущности и значения прав несовершеннолетних и их защиты.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить основные положения  о правах несовершеннолетних;

- раскрыть основные направления защиты прав несовершеннолетних.

 Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности прав несовершеннолетних и их защиты.

 

 

 

1. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В РФ

 

Кто такой несовершеннолетний? Это тот, кто достиг четырнадцати лет, но еще не достиг восемнадцати. Восемнадцать лет – это возраст, с которого в нашей стране люди признаются совершеннолетними. В других странах взрослым человек может признаваться и с другого возраста (например, с двадцати одного года).

Личные неимущественные права несовершеннолетних многочисленны. К ним относится право на жизнь, а также получение семейного воспитания. Оно является чрезвычайно важным, поскольку именно семья дает максимум нравственности, только в ней ребенок может достичь максимальных успехов в физическом и интеллектуальном развитии. Родители должны беспокоиться о том, что происходит с ребенком. Нельзя, чтобы они применяли к нему хоть какое-то насилие. Что будет, если они нарушат данное правило? Будет произведено лишение родительских прав. Такое возможно только в судебном порядке.

Ребенок имеет полное право свободно общаться с ближайшими родственниками и, конечно же, со своими родителями. Данное право несовершеннолетний не потеряет даже в том случае, если его родители разведутся. Ребенок имеет право видеть любого из родителей и в случае, если они проживают в разных государствах1.

Право на защиту имеет каждый ребенок. Имеется в виду защита всех прав и законных интересов. Кем она осуществляется? В первую очередь родителями. В определенных ситуациях в качестве защитника может выступать законный представитель (например, опекун), орган опеки, прокурор. Часто права ребенка восстанавливаются через суд. Эмансипированный подросток может защищать свои права и обязанности и самостоятельно2.

Права несовершеннолетних включают в себя и право на защиту от злоупотребления властью над ними, производящегося со стороны родителей, а также лиц, их заменяющих.

Ребенок вправе выражать собственное мнение. Это касается любых вопросов, так или иначе затрагивающих его интересы. В определенных ситуациях он может выступать в суде, объясняя свою позицию по конкретным вопросам.

Ребенок имеет право на фамилию, отчество, имя. Эти данные, как правило, фиксируются в определенных документах после рождения.

Существуют и имущественные права несовершеннолетних. В первую очередь отметим то, что дети могут обеспечиваться не только родителями, но и любыми другими членами семьи, в которой воспитываются. Причитающиеся ребенку пенсии, алименты и прочие денежные выплаты поступают в распоряжение законных родителей, опекунов и так далее, однако расходоваться они должны именно на содержание несовершеннолетнего3.

Несовершеннолетние имеют право вполне свободно распоряжаться полученными доходами, а также переданным в дар или полученным как-то иначе имуществом. Однако отметим, что ограничения все-таки имеются.

Не достигшие четырнадцатилетнего возраста самостоятельно совершают мелкие бытовые сделки, распоряжаются доходами, выбирают материалы для изучения и так далее.

Дети имеют право пользоваться семейным имуществом. Это касается не всех его видов (например, к автомобилю это право не может относиться)4.

 

 

2. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

К сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что проблемы несовершеннолетних в нашей стране носят общегосударственные масштабы, имеют общенациональный характер. Это свидетельствуют о кризисном состоянии сферы детства. Общество и государство не используют все имеющиеся у них возможности для обеспечения должной заботы о своем будущем – детях. Поэтому, как никогда, особую актуальность приобретает дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав подрастающего поколения. И в этом направлении огромное значение имеет возрождающийся в России институт ювенальной юстиции.

Сейчас в нашей стране в порядке эксперимента реализуется проект программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Российской Федерации», в рамках которого созданы и осуществляют свою деятельность «детские суды» в городах: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Егорлык; городской округ Железнодорожный и др. Аналогичные проекты начали свое действие несколько ранее в городах Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, Саратовский областной суд также поддержал данную инициативу5.

Необходимость возрождения ювенальной юстиции в Российской Федерации подтверждает и целый ряд международно-правовых документов. Так, Российская Федерация, признавая Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г., заявила о своем обязательстве гарантировать соблюдение главной цели Конвенции – максимальную защиту интересов ребенка; реализация которой в полном объеме возможна при реформировании российской судебной системы в отношении несовершеннолетних (ч. 3 ст. 40). На необходимость изменения «системы» работы с детьми указывают и замечания Международного комитета по правам ребенка на последний доклад РФ, касающийся правового положения несовершеннолетних в России: «Комитет рекомендует государству участнику гарантировать полную реализацию стандартов правосудия в отношении несовершеннолетних. В связи с этим, Комитет призывает государство-участник в качестве первоочередных мер … ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем, чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия»6.

Не оставляет без внимания исследуемую область и законодательство РФ. Так, еще в Указе Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942, утвердившим Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей до 2000 г., в числе мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних. В последующем, необходимость создания ювенальной юстиции, была отмечена в ходе состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 6 февраля 2001 г. парламентских слушаний «Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации». Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», также признал необходимость специализации судей по делам несовершеннолетних, повышения их профессиональной компетенции путем обеспечения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии7.

На необходимость становления и развития исследуемого института указывает целый ряд других обстоятельств. Особую тревогу вызывают цифры статистики:

– ежегодно в России от насилия в семье погибают 30 тысяч детей, около 60 тысяч убегают из дома, спасаясь от побоев;

– ежегодно в нашей стране лишаются родительских прав 63500 семей. Это происходит вследствие того, что органы правосудия встречаются с такими делами нечасто, не отдают им должного внимания, и не видят масштабов трагедии на уровне страны. «За горами «взрослых» дел – дел детских не много…»;

– около 800 000 детей в России являются сиротами; для порядка 200 000 детей домом является сиротское учреждение;

– ежегодно в нашем государстве детьми совершается около 100 тыс. преступлений;

– мы находимся на первом месте в мире по количеству самоубийств среди несовершеннолетних.

Приведенные цифры официальной статистики свидетельствуют о незначительной эффективности действий существующих органов, призванных решать эти проблемы.

Законодательные акты, непосредственно регулирующие общественные отношения с участием несовершеннолетних, в числе которых ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г., «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 г. отличаются неполнотой и декларативностью.

Задачи органов государственной власти, содержащиеся в них, зачастую не адресованы конкретному субъекту исполнения и тем самым невыполнимы.

Мы абсолютно солидарны с Л.Н. Симанович, что «пришло время в корне изменить отношение к проблеме соблюдения прав и интересов несовершеннолетних …». Построение в России системы ювенальной юстиции стало той ситуацией, которая назрела и должна быть реализована8.

В. Петренко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, предлагает следующий вариант решения проблем: «Первое – надо создать национальную стратегическую программу действий по детям. Второе – под эту программу сформировать структуру, которая будет осуществлять законодательную и исполнительную части. И третье – определить источники финансирования»9.

В свою очередь, В. Толмачев, председатель Ростовского областного суда, член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, член Президиума Совета судей РФ в своей статье «Ювенальный суд – самый праведный» указывает: «Ювенальная юстиция должна существовать повсеместно. И не столько потому, что ее создание является реализацией обязательств России по применению общепризнанных принципов и норм международного права, сколько потому, что это отвечает национальным интересам России. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть составной частью процесса национального развития страны»10.

Несмотря на то, что в сегодняшней России множество государственных органов занимается проблемами детей в той или иной сфере их жизни и деятельности: суды, прокуратура, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы управления социальной защитой населения, органы управления здравоохранением, органы управления образованием, службы занятости и многие другие, не обеспечивается в полной мере защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Поэтому, еще раз подчеркнем необходимость возрождения в Российской Федерации института ювенальной юстиции, благодаря которому можно добиться скоординированной деятельности органов, занимающихся проблемами подрастающего поколения. Центральное же звено в данной системе должно быть отведено институту Уполномоченного по правам ребенка.

На данном этапе развития российского законодательства мы считаем возможным создание специализированных неюридических учреждений и служб ювенального профиля – медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров, а также введение в деятельность суда квалифицированных работников, педагогов, психологов, социальных работников и т.п.

Деятельность всех вышеуказанных органов должна отвечать требованиям единства, системности, осуществляться с учетом передовых научных разработок в сфере детской психологии. Следует принять меры и по обеспечению специализации судей, прокуроров, а также следователей, инспекторов уголовно-исполнительной системы и даже адвокатов в рассматриваемой области отношений.

В перспективе же мы считаем возможным создание целостной автономной судебной системы по делам несовершеннолетних (ювенальных судов), взаимосвязанной и взаимодействующей с государственными и общественными органами, учреждениями и организациями, а также со специализированными органами защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации.

Представляется, что именно «в рамках реализации в стране концепции судебной реформы сегодня как никогда важно, прежде всего на законодательном уровне, проработать весь комплекс вопросов, связанных с созданием надежной, разноуровневой в территориальном отношении системы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, принципиально отличной от действующей в настоящее время системы мер карательной направленности, применяемых фактически без каких-либо серьезных ограничений»11. Поэтому, с целью повышения эффективности работы органов ювенальной юстиции необходимо разработать и принять ФЗ «Об основных направлениях становления и развития института ювенальной юстиции в Российской Федерации». Пока же 9 октября 2010 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отклонила во втором чтении проект ФКЗ “«О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»”.

Итак, мы считаем, что становление и развитие ювенальной юстиции является весьма актуальным, значимым на сегодняшний день, как для детей в целях наиболее целенаправленной защиты их прав, так и для всего государства в целом, так как рассматриваемые нововведения могут послужить основой для построения в Российской Федерации правового государства, гражданского общества и, тем самым, наиболее прогрессивного развития нашей страны.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. Даже еще более важными, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества. Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав. Защита детей в РФ подчинена основным положениям, разработанным Организацией Объединенных Наций.

Информация о работе Права несовершеннолетних и их защита