Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:23, контрольная работа
Государственная собственность - совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов - по отношению к государственному имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.
Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.
Задание 1. Право государственной и муниципальной собственности……….3
Задание 2. Перечислите статьи Гражданского кодекса РФ, в которых предусматривается ответственность независимо от вины……………………19
Задание 3. Задача………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…23
Реквизиция (ст. 242 ГК) является принудительным изъятием имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемым при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Реквизиции может быть подвергнуто имущество собственника в случаях, когда эта мера вызывается неотложными общественными нуждами и сопряжена со стихийными бедствиями, с авариями, эпидемиями, эпизоотиями, другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция проводится по решению органов государственной власти, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.
Под конфискацией (ст. 243 ГК) понимается принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение. Конфискация - карательная мера, применяемая в случаях, предусмотренных законом. Решение о конфискации выносится судом. Конфискация может проводиться в административном порядке (например, при нарушении таможенных правил - ст. 16.1 КоАП). Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде (ст. 30.1 КоАП).
К иным случаям принудительного изъятия имущества из частной собственности относятся:
Указанные случаи принудительного прекращения права собственности предполагают переход имущества не только в государственную (муниципальную), но и частную собственность посредством продажи с публичных торгов. Однако требование о принудительном выкупе указанных выше объектов может быть заявлено только государством.
При изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд выносится решение о выкупе земельного участка, которое может быть принято федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Решение об изъятии (выкупе) земельного участка подлежит государственной регистрации. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты, а также о предстоящем выкупе принадлежащего ему земельного участка не позднее, чем за год до его изъятия.
Изъятие земельного участка в связи с ненадлежащим его использованием предполагает установление фактов использования земельного участка не по целевому назначению (ст. 284 ГК) либо использования с нарушением законодательства (ст. 285 ГК).
Принудительный выкуп государством у собственника бесхозяйственно содержимых им культурных ценностей допускается правилами ст. 240 ГК. Этими правилами предусмотрен выкуп не любых культурных ценностей, а лишь тех из них, которые в соответствии с законом отнесены к особо ценным и охраняемым государством и подлежат включению в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Государственная собственность прекращается также в результате такого специального способа прекращения права собственности, каким является приватизация.
Под приватизацией понимается переход имущества из публичной (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации. При приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законом о приватизации не предусмотрено иное (ст. 217 ГК). Это означает, что "в соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия общего закона отношения приватизации выведены в основном из-под действия правил Кодекса".
Основными нормативными актами, регламентирующими приватизацию, являются Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон), другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, в том числе Программы приватизации, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
Государственное и муниципальное имущество может быть продано не только на аукционе. Законом предусмотрена продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения. Такая форма приватизации возможна, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Сведения о продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения публикуются в информационном сообщении, где обязательно указываются цена первоначального предложения, которая должна быть не ниже начальной цены указанного имущества на аукционе; величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).
Основания возникновения права муниципальной собственности.
1)путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет. Имущество, созданное или приобретенное за счет средств местного бюджета, является муниципальной собственностью;
2)путем приобретения имущества на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации;
3)при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее – разграничение государственной собственности в Российской Федерации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4)при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
5)путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
6)по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Основания возникновения права муниципальной собственности: - поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.
Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т.е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.
Право государственной собственности в субъективном смысле включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения.
Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся материальные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению.
Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное предприятие, а также казенное унитарное предприятие, государственное учреждение, как определенный имущественный комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собственности, следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.
Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.
Право муниципальной собственности прекращается:
Остановимся на особенностях прекращения права муниципальной собственности в результате приватизация муниципального имущества, в связи с тем, что приватизация является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества».
Содержание права муниципальной собственности.
Собственность - это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.
Муниципальная собственность, в отличие от частной, призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях собственности выступает муниципальная собственность.
В ситуации, когда муниципальные образования, являющиеся субъектами права, вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие в этих отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов 7.
Правовое регулирование института муниципальной собственности в РФ: порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения осуществляется целым рядом нормативных актов.
Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.
→Статья 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает статус муниципальной собственности как имущества, принадлежащего на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
→Статья 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает для городских, сельских поселений и других муниципальных образований равный с иными участниками режим регулирования гражданских отношений.
→Статья 125 определяет, что от имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях приобретают и осуществляют права и обязанности собственника органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
→Статья 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
Универсальная норма о порядке установления специфики правового регулирования прав собственности изложена в пункте 3 статьи 212 ГК РФ: «Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом». Во исполнение данной нормы Гражданского кодекса в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены такие специфические черты реализации права на муниципальную собственность, как:
Информация о работе Право государственной и муниципальной собственности