Право на гражданство и его реализация в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Целью исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства; понять и изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений, рассмотреть механизмы реализации права на гражданство.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….3-4
2. История возникновения гражданства………………………………..5-8
3. Приобретение гражданства РБ………………………………………8-13
4. Прекращение гражданства РБ………………………………………..13-15
5. Гражданство детей при изменении гражданства родителями и усыновлении…………………………………………………………..15-17
6. Заключение……………………………………………………………18-19
7. Литература…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

“БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА”

 

 


 

 

 

Кафедра “Философия, история и политология”

 

 

                                        

    

СУРС

по  курсу «Права человека»

  Право на гражданство и его  реализация в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

                                            Студентки

                                           гр. СВ-31

                                                  Засимчук Е.В. 

 

 

 

 

                                                                   Научный руководитель

                                                              доцент Г.И. Близнец

 

 

 

Гомель, 2013

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….3-4 
  2. История возникновения гражданства………………………………..5-8                                        
  3. Приобретение гражданства  РБ………………………………………8-13                                            
  4. Прекращение гражданства РБ………………………………………..13-15
  5. Гражданство детей при изменении гражданства родителями и усыновлении…………………………………………………………..15-17
  6. Заключение……………………………………………………………18-19 
  7. Литература…………………………………………………………….20                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Право на гражданство является естественным правом, обозначающее совокупность правил продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Право на гражданство определяется законодательством страны, однако оно зависит от естественного права и образует его продолжение, ибо установления государственной власти становится законом лишь в силу его соответствия естественному праву. Его получает каждый человек по рождению. Никто не вправе лишить человека гражданства.

   Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы. В подтверждение актуальности данной темы можно привести документы, принятые на международном уровне. Например, «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о гражданстве».

Наличие гражданства соответствующего государства является естественным состоянием для человека.  
   Законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции республики и развитием отношений с другими странами.

Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей республике высшей ценностью прав и свобод человека. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других в межгосударственном общении формах. 
   Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой – как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

   Цель исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства; понять и изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений, рассмотреть механизмы реализации права на гражданство.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения гражданства

Вопрос об истории возникновения, этапах развития и современном состоянии гражданства имеет большое значение для науки конституционного права. Без его рассмотрения, как и без рассмотрения любого другого государственно-правового явления, изучение гражданства вряд ли может быть признано глубоким и всесторонним.

В 70-х – 80-х годах в отечественной науке сложились три основных позиции о возникновении института гражданства: институт гражданства существовал в древних республиках; античное гражданство есть правовое состояние личности; гражданство есть государственно-правовой институт, возникший в период буржуазно-демократических революций.

Одна  из первых попыток теоретически осмыслить понятия "гражданин", "гражданство" была предпринята еще Аристотелем в Древнем Риме, который отмечал сложность этого явления. Изучая природу гражданства, он, в частности, указывал на тот факт, что совместное проживание с гражданами не означало признания за лицом права гражданства. Правами гражданства не обладали и не достигшие совершеннолетия юноши, хотя и рожденные от граждан полиса (общины), а также женщины и старцы. Качество гражданина Аристотель признавал только за теми, кто участвовал в суде и народном собрании. "В этом участии, - писал Г. Еллинек, — и усматривали существо гражданина, отличие его от простого жителя".

С развитием товарно-денежных отношений связано появление и развитие гражданского права как самостоятельной отрасли права. Гражданское право сформировалось на основе обычного права и судебной практики магистратов, разрешавших имущественные споры, а в дальнейшем и на основе принимаемых в законодательном порядке правовых положений, сформулированных римскими юристами. В то время гражданское право представляло собой разветвленную систему правовых институтов, регулировавших товарные отношения (куплю-продажу, имущественный наем, подряд, заем и др.). Римское право было наиболее развитой формой права в античное время и именно в нем впервые были сформулированы основные положения современного гражданского права. С падением Римской империи и воцарением на её территории варварских племен применение римского права прекратилось.

В средние века в условиях феодального общества, основой которого являлось натуральное хозяйство, гражданское право имело узкую сферу применения и представляло собой торговые обычаи и локальные (местные) правовые нормы вновь развивающихся и возникающих городов.

Исторически гражданство является порождением Французской революции. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолютизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности (семья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законодательстве понятие "гражданство" вместо "подданства".  В основу теории гражданства изначально были положены идеи о национальном единстве и равноправии граждан. Они не были известны ни античному гражданству, ни феодальному подданству. Зарождение и формирование наций связано с развитием буржуазного общества. Что же касается равноправия, то гражданству древности оно также было незнакомо.

Французская буржуазная революция в "Декларации прав человека и гражданина" торжественно провозгласила: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах", "все граждане обладают правом участвовать в законодательной деятельности, как лично, так и через своих представителей. Закон должен быть равным для всех". Эта декларация затем была полностью воспроизведена в Конституции Франции 1791 года.

Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.

Существенный отпечаток на институт гражданства в нашей стране накладывает тот факт, что Республика Беларусь является молодым государством. В СССР институт национального гражданства не получил должного развития, т.к. единое союзное государство обеспечивало фактическое и юридическое равноправие в многонациональной стране, а национальный фактор недооценивался. Это привело к негативным последствиям в условиях приобретения и укрепления независимости новых государств.

После распада Союза гражданство явилось важнейшим средством достижения максимальной суверенизации, одним из краеугольных камней организации государства. Данный институт приобрел новую окраску и черты, что во многом обусловлено расширением сферы международных отношений Республики Беларусь с другими странами мира. Такие отношения затрагивают широкий круг проблем гражданства, которые все чаще приобретают международную значимость. От их разрешения зависят экономические, политические, социальные, этнографические и другие вопросы, касающиеся интересов не только отдельных личностей, но и целых групп людей, широких слоев населения, даже государства в целом.

 

 

2. Приобретение гражданства  РБ

(согласно закону Республики Беларусь о гражданстве)

 

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

   Гражданство Республики Беларусь приобретается (согласно закону Республики Беларусь о гражданстве):

по рождению:

ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

  • Хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;
  • Родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
  • Родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
  • Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

 

 

 

в результате приема в гражданство Республики Беларусь:

любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о  приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно:

  • Соблюдает и уважает Конституцию Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь, берет на себя обязательство в дальнейшем соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
  • Знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
  • Проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;
  • Имеет законный источник получения доходов, обеспечивающих ему и находящимся на его иждивении нетрудоспособным членам семьи прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь;
  • Не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.

Информация о работе Право на гражданство и его реализация в Республике Беларусь