Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:17, реферат
Целью исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства; понять и изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений, рассмотреть механизмы реализации права на гражданство.
1. Введение……………………………………………………………….3-4
2. История возникновения гражданства………………………………..5-8
3. Приобретение гражданства РБ………………………………………8-13
4. Прекращение гражданства РБ………………………………………..13-15
5. Гражданство детей при изменении гражданства родителями и усыновлении…………………………………………………………..15-17
6. Заключение……………………………………………………………18-19
7. Литература…………………………………………………………….20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
“БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра “Философия, история и политология”
СУРС
по курсу «Права человека»
Право на гражданство и его
реализация в Республике
Засимчук Е.В.
Гомель, 2013
Содержание
Введение
Право на гражданство является естественным правом, обозначающее совокупность правил продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Право на гражданство определяется законодательством страны, однако оно зависит от естественного права и образует его продолжение, ибо установления государственной власти становится законом лишь в силу его соответствия естественному праву. Его получает каждый человек по рождению. Никто не вправе лишить человека гражданства.
Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы. В подтверждение актуальности данной темы можно привести документы, принятые на международном уровне. Например, «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о гражданстве».
Наличие
гражданства соответствующего государства
является естественным состоянием для
человека.
Законодательство о гражданстве
решает ряд актуальных правовых проблем,
возникших в связи с преобразованием политических,
экономических, социальных и иных форм
организации государственной и общественной
жизни, а также преодолением во многом
искусственной самоизоляции республики
и развитием отношений с другими странами.
Существенно
возрос интерес к гражданству и в связи
с провозглашением в нашей республике
высшей ценностью прав и свобод человека.
Гражданство является звеном между народным
суверенитетом и свободой личности. Гражданство
является непременной предпосылкой для
обладания лицом всей суммой конституционных
и иных прав и свобод, возложения на него
предусмотренных конституцией и другим
законодательством обязанностей, а также
для защиты его прав и интересов не только
внутри данного государства, но и за рубежом
в дипломатическом порядке и других в
межгосударственном общении формах.
Институт гражданства выполняет
двоякую социально-юридическую функцию.
С одной стороны, гражданство выступает
как средство и способ защиты прав индивида,
с другой – как институт защиты прав и
интересов государства. Равновесие между
этими двумя аспектами функциональной
характеристики гражданства является
отражением адекватного соотношения интересов
и прав личности и интересов общества
и государства.
Цель исследования является освещение
вопросов, касающихся института гражданства,
как одного из основных в правовой системе
демократического правового государства;
понять и изложить особенности функционирования
закона о гражданстве и его основных положений,
рассмотреть механизмы реализации права
на гражданство.
1. История возникновения гражданства
Вопрос об истории возникновения, этапах развития и современном состоянии гражданства имеет большое значение для науки конституционного права. Без его рассмотрения, как и без рассмотрения любого другого государственно-правового явления, изучение гражданства вряд ли может быть признано глубоким и всесторонним.
В 70-х – 80-х годах в отечественной науке сложились три основных позиции о возникновении института гражданства: институт гражданства существовал в древних республиках; античное гражданство есть правовое состояние личности; гражданство есть государственно-правовой институт, возникший в период буржуазно-демократических революций.
Одна из первых попыток теоретически осмыслить понятия "гражданин", "гражданство" была предпринята еще Аристотелем в Древнем Риме, который отмечал сложность этого явления. Изучая природу гражданства, он, в частности, указывал на тот факт, что совместное проживание с гражданами не означало признания за лицом права гражданства. Правами гражданства не обладали и не достигшие совершеннолетия юноши, хотя и рожденные от граждан полиса (общины), а также женщины и старцы. Качество гражданина Аристотель признавал только за теми, кто участвовал в суде и народном собрании. "В этом участии, - писал Г. Еллинек, — и усматривали существо гражданина, отличие его от простого жителя".
С развитием товарно-денежных отношений связано появление и развитие гражданского права как самостоятельной отрасли права. Гражданское право сформировалось на основе обычного права и судебной практики магистратов, разрешавших имущественные споры, а в дальнейшем и на основе принимаемых в законодательном порядке правовых положений, сформулированных римскими юристами. В то время гражданское право представляло собой разветвленную систему правовых институтов, регулировавших товарные отношения (куплю-продажу, имущественный наем, подряд, заем и др.). Римское право было наиболее развитой формой права в античное время и именно в нем впервые были сформулированы основные положения современного гражданского права. С падением Римской империи и воцарением на её территории варварских племен применение римского права прекратилось.
В средние века в условиях феодального общества, основой которого являлось натуральное хозяйство, гражданское право имело узкую сферу применения и представляло собой торговые обычаи и локальные (местные) правовые нормы вновь развивающихся и возникающих городов.
Исторически гражданство является порождением Французской революции. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолютизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности (семья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законодательстве понятие "гражданство" вместо "подданства". В основу теории гражданства изначально были положены идеи о национальном единстве и равноправии граждан. Они не были известны ни античному гражданству, ни феодальному подданству. Зарождение и формирование наций связано с развитием буржуазного общества. Что же касается равноправия, то гражданству древности оно также было незнакомо.
Французская буржуазная революция в "Декларации прав человека и гражданина" торжественно провозгласила: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах", "все граждане обладают правом участвовать в законодательной деятельности, как лично, так и через своих представителей. Закон должен быть равным для всех". Эта декларация затем была полностью воспроизведена в Конституции Франции 1791 года.
Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.
Существенный отпечаток на институт гражданства в нашей стране накладывает тот факт, что Республика Беларусь является молодым государством. В СССР институт национального гражданства не получил должного развития, т.к. единое союзное государство обеспечивало фактическое и юридическое равноправие в многонациональной стране, а национальный фактор недооценивался. Это привело к негативным последствиям в условиях приобретения и укрепления независимости новых государств.
После распада Союза гражданство явилось важнейшим средством достижения максимальной суверенизации, одним из краеугольных камней организации государства. Данный институт приобрел новую окраску и черты, что во многом обусловлено расширением сферы международных отношений Республики Беларусь с другими странами мира. Такие отношения затрагивают широкий круг проблем гражданства, которые все чаще приобретают международную значимость. От их разрешения зависят экономические, политические, социальные, этнографические и другие вопросы, касающиеся интересов не только отдельных личностей, но и целых групп людей, широких слоев населения, даже государства в целом.
2. Приобретение гражданства РБ
(согласно закону Республики Беларусь о гражданстве)
Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство Республики Беларусь приобретается (согласно закону Республики Беларусь о гражданстве):
по рождению:
ребенок
приобретает гражданство
в результате приема в гражданство Республики Беларусь:
любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно:
Информация о работе Право на гражданство и его реализация в Республике Беларусь