Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-политическая ситуация в России неразрывно связана с государственно-конфессиональными отношениями и различными мировоззренческими ориентациями ее граждан. Россия является страной, народы которой исповедуют разные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие. По данным Федеральной регистрационной службы на 1 января 2008 года, в стране насчитывается 22 866 зарегистрированных религиозных организаций (в том числе 454 централизованных религиозных организаций, 21 550 местных религиозных организаций, 169 духовных образовательных учреждений, 414 монастырей, 279 других религиозных учреждений), принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………….……...…
3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИИ……………………..………...

7
1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России……………………………….....

7
1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»…………………………………………………………….….......

11
1.3 Иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений………………………………………………………………………


19
2. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ……………………………………………..…………...

23
2.1 Понятие свободы совести…….....……………………………..…..…...
23
2.2 Понятие свободы вероисповедания……………………..........…...…...
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………

Файлы: 1 файл

право на свободу.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

 

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………….……...…

3

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИИ……………………..………...

 

7

1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России……………………………….....

 

7

1.2 Федеральный Закон  «О свободе совести о религиозных  объединениях»…………………………………………………………….….......

 

11

1.3 Иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений………………………………………………………………………

 

 

19

2. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ……………………………………………..…………...

 

23

2.1 Понятие свободы  совести…….....……………………………..…..…...

23

2.2 Понятие свободы вероисповедания……………………..........…...…...

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………………......

ПРИЛОЖЕНИЕ…..………………………………………………………………

30

32


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем является проблема свободы совести и вероисповедания. После развала СССР в Россию хлынуло огромное количество религиозных организаций. Для регуляции отношений в сфере религиозных отношений был издан специальный Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I "О свободе вероисповеданий", последний из которых весьма лояльно относился ко всем религиозным группам, что фактически давало им огромную свободу в своих действиях. Эта лояльность проявлялась в том, что религиозные организации не подлежали обязательной регистрации. 

Современная социально-политическая ситуация в России неразрывно связана с государственно-конфессиональными отношениями и различными мировоззренческими ориентациями ее граждан. Россия является страной, народы которой исповедуют разные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие. По данным Федеральной регистрационной службы на 1 января 2008 года, в стране насчитывается 22 866 зарегистрированных религиозных организаций (в том числе 454 централизованных религиозных организаций, 21 550 местных религиозных организаций, 169 духовных образовательных учреждений, 414 монастырей, 279 других религиозных учреждений), принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица.

Такое многообразие конфессионального  пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике, а представляет собой объективно обусловленную реальность. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов экономического, политического, национального и военного характера. Это продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедавшими свои религии и культы. Это и развитие экономических связей России с зарубежными странами, культурный обмен, миссионерство, собственные духовные поиски россиян и т.п.

Самая крупная и влиятельная конфессия – Русская Православная Церковь (Московский патриархат) – имеет 12 586 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий и учреждений.

Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, пресвитериане и другие деноминации, имеющие около 4 750 зарегистрированных общин

Третье место по количеству зарегистрированных в России общин занимает ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 3 815 зарегистрированных организаций. Однако еще большее количество исламских общин существует без государственной регистрации.

Старообрядческие, иудейские, католические и буддийские объединения насчитывают соответственно 283, 286, 240 и 200 зарегистрированных организаций. Имеются и религиозные организации с незначительным количеством последователей, исчисляемые одним-двумя приходами. Это духоборы, толстовцы, копты, квакеры, сикхи, караимы другие.

По данным всероссийского опроса, проведенного в апреле 2008 года, к последователям православия себя относят 73% россиян, ислама – 6%, к другим конфессиям – менее 1%. Ещё 3% считают себя верующими, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежат; 7% колеблются между верой и неверием, и 10% причисляют себя к неверующим.

В современном обществе свобода совести и свобода вероисповедания представляется одной из глобальных проблем теоретического и отраслевого правоведения, которая активно дискутируется в современной российской и зарубежной науке. Актуальность проблемы обуславливается недостаточной и противоречивой научно-теоретической разработанностью, доминированием устаревших подходов к проблеме реализации свободы совести и свободы вероисповедания, а также отсутствием выработанного понятийного аппарата.

В настоящее время в России, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, и во всем мире ситуация в области свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется как кризисная, выход из которой необходим, так как право на свободу совести и вероисповедания является одним из базисных прав человека и гражданина, а его обеспечение играет решающую роль в вопросе прав человека в целом. Пренебрежение указанным правом превращает в фикцию такие понятия, как «правовое государство» и «гражданское общество».

Цель и задачи исследования. Цель исследования: изучения права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Для достижения цели в  работе поставлены на рассмотрение следующие  задачи:

– рассмотреть  нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России.

– изучить понятие «свободы совести» и «свобода вероисповедания».

– рассмотреть  число религиозных организаций в России

Объектом исследования является вероисповедание, а предметом  исследования выступает право на свободу его реализации.

Нормативная база. При подготовке курсовой работы были использованы работы ученых-правоведов, политологов, социологов, исследовавших в своих трудах различные аспекты темы, также использовались научные статьи, и значительное внимание было уделено нормативно правовым актам.

Теоретическая основа – труды авторов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, так же включает в себя список использованных источников и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИИ

1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России

 

 

Законотворческая деятельность и общественно-политические изменения, происшедшие в стране за последние десять-пятнадцать лет, оказали самое серьезное влияние на этноконфессиональную жизнь, как на Северном Кавказе, так и в Российской Федерации в целом. Начала положительных изменений были положены законом «О свободе вероисповеданий» (1990 г.) и закреплены в ныне действующем законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), которые существенно расширили религиозные свободы граждан.

Теперь религиозные  организации органично включены в общественную жизнь, занимаясь  социальной, благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и хозяйственной  деятельностью. Есть все основания утверждать, что в основном сложилась нормативно-правовая база для практической реализации прав граждан и религиозных объединений. Ее развитие и строгое соблюдение всеми субъектами взаимоотношений (государство - неправительственные организации, в том числе этнические и конфессиональные группы, - гражданин) действующего российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях - важный путь формирования веротерпимости, толерантности, обеспечения межрелигиозного и межнационального мира и безопасности1.

Данное законодательство представляет собой совокупность нормативных  правовых актов, относящихся к обеспечению  прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система. На федеральном уровне - это: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) и другие Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. В своей совокупности они призваны «регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина» в сфере убеждений (п. «в» ст. 71 Конституции РФ). На региональном уровне - Конституции республик, входящих в состав РФ, Уставы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, призванные обеспечить «защиту прав и свобод человека и гражданина» в сфере убеждений (п. «б» ст. 72 Конституции РФ). Местный уровень включает в себя решения органов муниципального (местного) самоуправления, принятые ими в рамках своей компетенции по обращениям граждан и религиозных объединений.

Общее число нормативных  актов, непосредственно регулирующих различные аспекты свободы совести  и деятельность религиозных объединений, или включающих в себя отдельные  положения и нормы, относящиеся  к этой сфере, по мнению исследователей, составляет на сегодня более сотни. Уже в силу этого обстоятельства трудно дать полное и детальное представление о российском законодательстве о свободе совести.

Если говорить о главном - конституционных принципах свободы вероисповедания и свободы совести, то следует отметить, что Основной закон нашей страны вобрал в себя все достижения современного правоведения и соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, относящихся к регулированию и обеспечению свободы вероисповедания и свободы совести. В первых двух главах Конституции РФ «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» представлены и охарактеризованы те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства и чрезвычайно важны для обеспечения религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести.

Конституция регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести. К числу таких  вопросов относятся:

  • в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст.13);
  • Российская Федерация — светское государство (ст.14);
  • никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14);
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14);
  • государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст.19);
  • каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28);
  • не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст.29);
  • никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30);
  • гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59).2

Конституция 1993 г. предусматривает, что каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания». Таким образом, на конституционном уровне теперь свобода совести, хотя и связывается со свободой вероисповедания, тем не менее, не отождествляется с ней, как это было ранее. В чем же дело? Очевидно, в том, что их в принципе стали считать близкими, но самостоятельными понятиями. Свобода совести имеет как бы два аспекта.3 Один – это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Другой аспект свободы совести – это как раз и есть внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему. Поскольку подобному существу принадлежат все самые лучшие качества – это сближает, а то и идентифицирует свободу вероисповедания со свободой совести.

Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести и вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч.4 ст.15). Данное положение включено в Конституцию впервые в истории России. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и т.д.

Положения Конституции  РФ и норм международного права в  области свободы совести и вероисповедания получили развитие во многих нормативных правовых актах.

 

 

1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»

 

 

В России государство  в настоящее время, наряду с такими характеристиками, как демократическое, социальное, правовое, определяется и  как светское. В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Принцип светскости имеет ключевое значение для обеспечения религиозных свобод, поэтому его развернутое понимание содержится в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Информация о работе Право на свободу совести и свободу вероисповедания