ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
§ 1. Право государственной
и муниципальной собственности
В соответствии со статьей 8
Конституции Российской Федерации1 в нашей стране признаются
и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные
формы собственности. Также в статье 9
данного основополагающего документа
говорится, что земля и другие природные
ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории. Земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся
в частной собственности граждан и юридических
лиц, либо в муниципальной собственности,
являются государственной собственностью.
Земли государственной собственности
подразделяются на федеральную собственность
(федеральные земли) и собственность области
(субъекта Федерации). При отнесении земельных
участков к той или иной форме собственности
государство руководствуется определенными
целями. В частности, могут быть выделены
следующие цели:
- предотвращение концентрации крупных земельных участков в руках одного лица;
- соединение собственника земельного участка и сельскохозяйственного производителя в одном лице;
- обеспечение выполнения экологических требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы;
- обеспечение целевого использования земельных участков в зависимости от их качественных характеристик, определяемых в соответствии с земельным кадастром;
- регулирование рынка земли с целью минимизации негативных социально-экономических последствий2. Большинство земель в РФ находится в основном в государственной собственности. Это связано, надо полагать, с тем, что государство в отличие от частных лиц выступает наиболее эффективным собственником3. Еще одним элементом государственной собственности является то, что в соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земли являются основой жизни и деятельности человека и общенациональным достоянием. Это выражение публично-правового интереса в земельном праве. Муниципальная собственность на землю - это собственность городских, сельских и иных населенных пунктов, других муниципальных образований. Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной. В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами. Территорию муниципального образования составляют: - земли городских; - сельских поселений; - прилегающие к ним земли общего пользования; - рекреационные зоны; - земли, необходимые для развития поселений; - и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. Основное назначение муниципальных земель - обеспечение проживания, работы и отдыха населения. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственности. В муниципальной собственности находятся земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях. Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципальной собственности, - служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с их уставами. До принятия специального федерального закона оборот земельных участков в крупных городах организуется на основе аренды, продажи права аренды. В.малых городах земельные участки могут передаваться в собственность для индивидуального жилого и гаражного строительства, коллективного садоводства. Передача застроенных земельных участков в собственность осуществляется с учетом планируемого целевого назначения участков согласно градостроительной документации. Вывод: Государственная собственность на землю имеет ряд уровней: федеральный и республиканский. Чем выше этот уровень, тем шире диапазон целевого использования земель и наоборот. От имени муниципальных образований осуществляются права владения, пользования, распоряжения муниципальными землями.
§ 2. Право частной собственности на землю
Право частной собственности граждан
на земельные участки - право владеть,
пользоваться и распоряжаться земельными
участками с соблюдением обременении
и иных условий, установленных законом. Право
частной собственности граждан и юридических
лиц на земельные участки возникает в
следующих случаях; 1) при приватизации
государственных муниципальных земель;
2) наследовании; 3) дарении; 4) купле - продаже;
5) обмена или сделках с землей; 6) в результате
внесения в уставной (паевой) капитал юридического
лица. Законодательством были предусмотрены
три различные процедуры приватизации
земель: - приватизация земель, предоставленных
для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства при реорганизации колхозов
и совхозов; - приватизация земель, предоставленных
в пользование гражданам для ведения личного
подсобного и дачного хозяйства, садоводства
и индивидуального жилищного строительства; -
приватизация земель при приватизации
государственных и муниципальных предприятий. Право
частной собственности граждан на землю
является одним из условий их экономической
свободы. К сожалению, в настоящее время
это право в ряде субъектов Российской
Федерации отсутствует. Но, поскольку
в Российской Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина,
это право должно распространяться на
всех граждан, проживающих на ее территории,
ибо право собственности граждан на землю
является одной из основ правового статуса
личности в РФ и не может быть изменено
иначе. В соответствии с земельным законодательством
Российской Федерации граждане вправе
иметь земельные участки в частной собственности
для ведения крестьянского (фермерского),
личного подсобного хозяйства, садоводства,
дачного, жилищного и гаражного строительства. Земельные
участки из государственных и муниципальных
земель граждане и их объединения получают
как бесплатно, так и за плату. В Конституции
Российской Федерации закреплено право
частной собственности граждан на землю,
отменила все имеющиеся в прежней Конституции
ограничения по распоряжению находящимися
в собственности земельными участками,
создала условия для кардинального реформирования
земельных отношений в России. Помимо земельных
участков, в собственности граждан и юридических
лиц могут находиться обособленные водные
объекты (замкнутые водоемы), небольшие
по площади и непроточные искусственные
водоемы, не имеющие гидравлической связи
с другими поверхностными водными объектами.
Предельные размеры обособленных водных
объектов определяются законодательством
Российской Федерации. Собственность юридических
лиц на земельные участки, наряду с собственностью
граждан, относится к частной форме собственности.
Наличие у юридического лица обособленного
имущества является одним из непременных
его признаков. Допустимо иметь имущество
не только на праве собственности, но и
в хозяйственном ведении или оперативном
управлении. Круг юридических лиц, названных
субъектами права собственности, довольно
широк: это хозяйственные общества и товарищества,
производственные и потребительские кооперативы,
общественные и религиозные организации
(объединения), ассоциации и союзы и др. Право
частной собственности граждан и юридических
лиц на земельные участки - право владеть,
пользоваться и распоряжаться земельными
участками с соблюдением обременении
и иных условий, установленных законом. Право
частной собственности граждан и юридических
лиц на земельные участки возникает в
результате приватизации государственных
и муниципальных земель, наследования,
купли-продажи, дарения, обмена, иных сделок
с землей, а также в результате внесения
в уставной (паевой) капитал юридического
лица. Российское законодательство под
частной собственностью понимает имущество
и земельные участки, находящиеся также
у юридических лиц. А между тем, юридические
лица неодинаковы. Есть среди них государственные
и муниципальные предприятия. Они иногда
осуществляют свою деятельность на землях,
не имеющих статуса частной собственности. Земельные
участки, используемые предприятиями
и общественными организациями, благотворительными
и общественными фондами, религиозными
организациями, функционируют на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления, предоставленного им учредителями. Поэтому
проблема определения субъектов частной
собственности на землю и другие природные
ресурсы требует своего решения. Существуют
общие закономерности, свойственные праву
собственности юридического лица безотносительно
к его конкретному виду: 1) именно юридическое
лицо является единым и единственным собственником
принадлежащего ему имущества; 2) в собственности
юридического лица находится имущество,
переданное ему в качестве взноса его
учредителем (участниками, членами), а
также имущество, произведенное по иным
основаниям в процессе деятельности; 3)
юридическое лицо, подобно другим собственникам,
вправе совершать в отношении своего имущества
любые действия, лишь бы они не противоречили
закону, иным правовым актам и не нарушали
права и охраняемые законом интересы других
лиц; 4) в определении правового режима
имущества, принадлежащего юридическому
лицу на праве собственности, в установлении
полномочий собственника по владению,
пользованию и распоряжению им велика
роль учредительных документов. В отношении
имущества, которое согласно закону может
находиться в собственности юридического
лица, законодателем установлено правило
о недопустимости стоимостного и количественного
ограничений объектов права собственности
юридических лиц. Земельные участки сельскохозяйственным
предприятиям (хозяйственным товариществам
и обществам, производственным кооперативам)
могут предоставляться (передаваться)
в собственность как юридическому лицу
в постоянное (бессрочное) пользование,
в аренду в соответствии с законами субъектов
РФ. Иностранные юридические лица, международные
организации с участием иностранных и
российских юридических лиц, иностранные
государства могут иметь земельные участки
только на правах аренды. Наряду с некоторыми
общими чертами, право частной собственности
на землю юридических лиц имеет специфические
особенности - обязанность использовать
землю в соответствии с основным целевым
назначением, бережно, рационально, повышать
ее плодородие и т. д. Земельные участки
других категорий (кроме земель сельскохозяйственного
назначения) передаются в частную собственность
юридическому лицу за плату в порядке,
определенном законодательством Российской
Федерации. Передача земельных участков
в собственность юридическим лицам производится
в соответствии с федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации. Законодательством
установлено, что земельные участки могут
принадлежать юридическим лицам на праве
долевой собственности с определением
для каждого из них конкретной земельной
доли без выдела ее в натуре. Передача земельных
участков в собственность юридическим
лицам производится в пределах норм, установленных
субъектами РФ, а сверх норм выкупается
по договорной цене. При приватизации предприятий
и других объектов, расположенных в городах,
земельные участки собственнику недвижимости
предоставляются в долгосрочную аренду. Общая
собственность на землю является одним
из видов частной собственности. Для общей
собственности характерна множественность
субъектов права собственности, которые
именуются участниками общей собственности.
Общая собственность возникает, прежде
всего, на имущество, которое не может
быть разделено без изменения ее назначения.
Недопустимость раздела вещи может быть
установлена непосредственно законом.
Делимое имущество поступает в общую собственность.
Общая собственность на имущество является
долевой за исключением случаев, когда
законом предусмотрено образование совместной
собственности на это имущество. Так, собственность
членов крестьянского (фермерского) хозяйства
на землю и средства производства является
совместной. Члены крестьянского хозяйства
своим соглашением могут перейти на режим
общей долевой собственности лишь тогда,
когда это допустимо законом. В общую совместную
собственность могут быть переданы земли
колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных
предприятий, акционерных и иных хозяйственных
обществ и товариществ, в том числе созданных
на базе государственных обществ и товариществ,
сельскохозяйственных предприятий, а
также земли общего пользования садоводческих
товариществ, животноводческих, жилищных,
дачных и гаражных кооперативов. В общую
совместную собственность граждан, являющихся
членами указанных сельскохозяйственных
предприятий, передаются сельскохозяйственные
угодья в пределах среднерайонной нормы
бесплатной передачи земли в собственность,
умноженной на число членов (работников)
данного конкретного хозяйства. Остающиеся
сельскохозяйственные угодья включаются
в фонд перераспределения на конкурсной
основе членами данного сельскохозяйственного
предприятия, другими гражданами и юридическими
лицами для сельскохозяйственных целей. В
отличие от долевой собственности, где
замена выдела доли в натуре (на местности)
денежной компенсацией без согласия, выделяющегося
собственника имеет место лишь как исключение,
член крестьянского хозяйства может при
выходе из него получить только денежную
компенсацию стоимости части земельного
участка и средств производства. Итак,
земельный участок может находиться в
общем владении с определением доли каждого
из владельцев (долевое владение) или без
определения долей (совместное, владение). Если
размер участков долевой собственности
на земельный участок не может быть определен
на основании закона и не установлен соглашением
всех ее участников, земельные доли являются
равными. Соглашением всех участников
долевой собственности может быть установлен
порядок определения, и изменения их земельных
долей в зависимости от вклада каждого
из них в приобретение и освоение общего
земельного участка. Каждый участник общей
долевой собственности обязан соразмерно
со своей долей участвовать в уплате налогов,
сборов и иных платежей по общему земельному
участку, а также в издержках по его содержанию
и сохранению. При продаже земельной доли
в праве общей собственности на земельный
участок постороннему лицу остальные
участники долевой собственности имеют
преимущественное право продаваемой земельной
доли по цене, за которую она продается,
и на прочих равных условиях, кроме случаев
продажи с аукциона. В сельскохозяйственных
организациях, которые являются собственниками
земли, происходит своеобразное двойное
действие правомочий земельного собственника: а)
граждане - собственники своей доли, участвуя
в хозяйственной деятельности предприятия,
осуществляют правомочия по владению,
пользованию и распоряжению своей земельной
долей, повышая плодородие почв, выращивая
сельскохозяйственные культуры, увеличивая
поголовье скота и т.п.; б) предприятие осуществляет
эксплуатацию земельных массивов, исходя
из коллективных, а не индивидуальных
интересов. Например, не каждому из работников
хотелось бы использовать участок (свою
долю) под пашню как интенсивную форму
хозяйственной эксплуатации земли, но
в интересах ведения целостного хозяйства
это необходимо. В земельные отношения
вмешивается и государство как собственник,
поскольку часть земель, не закрепленная
в общую собственность, является собственностью
государства. Основой производственных
отношений, как известно, является собственность
(производство было бы бессмысленно, если
бы не было присвоения его средств и результатов)
Поэтому повышение эффективности производства
находится в прямой зависимости от включения
производителей сельхозпродукции в механизм
отношений земельной собственности. Устранению
и предотвращению земельных споров у сельскохозяйственных
организаций - собственников земли способствует
порядок определения земельных долей
граждан, при общей совместной собственности
граждан на землю доля каждого определяется
конкретно, когда она выделяется в натуре
при выходе гражданина из сельскохозяйственной
организации. Право собственников на земельную
долю при долевой собственности удостоверяется
специальными документами, выдаваемыми
органами Комитета по земельным ресурсам
и землеустройству, в которых указывается
размер земельной доли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку тема «Понятие права
собственности на землю» достаточно
объемна, в данной курсовой работе рассмотрены
лишь важнейшие ее аспекты. Права на
земельные участки возникают из оснований,
предусмотренных законом и иными правовыми
актами, а также из действий граждан и
юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены
законом или такими актами, но в силу общих
начал и смысла гражданского законодательства
порождают гражданские права и обязанности. Право
собственности может также возникнуть
на земельный участок из судебного решения,
установившего гражданские права и обязанности,
а также в результате приобретения имущества
по основаниям, допускаемым законом. Право
собственности может также возникнуть
из актов органов государственной власти.
Помимо оснований, собственно установленных
гражданским законодательством, к таким
относятся, в частности, нормы ст.20 и 21
ЗК РФ о праве граждан и юридических лиц
приобрести земельные участки, используемые
ими на праве постоянного (бессрочного)
пользования или пожизненного наследуемого
владения, в собственность. Гражданское
законодательство предусматривает также
возможность возникновения права собственности
на земельный участок на основе иных действий
граждан и юридических лиц, к которым можно
отнести, например, приобретательскую
давность. Особенно следует отметить то,
что право собственности на землю возникает
с момента его государственной регистрации,
если иное не установлено законом. При
этом необходимо учитывать особенности
возникновения права собственности такого
субъекта, как РФ. Касаемо РФ также стоит
обратить внимание на то, что ряд оснований
для возникновения права собственности
данного субъекта является основаниями
для прекращения права собственности
иных субъектов земельных правоотношений.
Нормативно-правовая база должна обеспечивать
регулирование оборота земельных участков
независимо от деятельности и организационно-правовой
формы различных субъектов имущественных
правоотношений, а также от способа возникновение
права собственности на землю, в том числе
совершаемых сделок с земельными участками. Важнейшим
условием эффективного управления таким
видом недвижимого имущества, как земельный
участок, является принятая в стране система
учета земельных участков посредством
их кадастрового учета, а также государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. Однако, критический анализ
нормативно-правовых актов, регулирующих
возникновение права собственности на
земельные участки, обобщение теоретического
материала по данной теме позволяют выделить
ряд проблем и причин, тормозящих развитие
рынка недвижимости, препятствующих нормативно-правовому
регулированию данного правового института. 1.
В действующем законодательстве отсутствуют
нормы о сроке действия решения о предоставлении
земельного участка из земель, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, что является проблемой. В
Земельный Кодекс Российской Федерации
необходимо включить положения с требованиями
к решениям органов государственной власти
и местного самоуправления, в частности,
и о сроке их действия. 2. Следует обратить
внимание на тот факт, что закон, предусмотрев
возможность внесение земельного участка
в качестве взноса в паевой фонд кооператива
с условием обязательного возврата земельного
участка при выходе, не учел важного момента.
Так, при внесении земельного участка
в паевой фонд кооператива, последний
становится его собственником, приобретая
правомочия распоряжения, в том числе
отчуждать земельный участок, принадлежащий
ему на праве собственности. На практике
может возникнуть ситуация, когда к моменту
выхода лица, внесшего земельный участок
в качестве паевого взноса, кооператив
может отказаться от права собственности
на землю. Действующее законодательство
не предполагает для подобных ситуаций
права собственности с обременением. Следует
ввести норму, устанавливающую в качестве
обременения земельного участка правами
на него третьих лиц – лица, внесшего земельный
участок в качестве паевого взноса в кооператив. Подводя
итог всему вышеизложенному, хотелось
бы заметить, что, несмотря на то, что земля
является основой института собственности
и всей экономики в целом, проблема правового
регулирования отношений, связанных с
земельными участками все еще остается
достаточно актуальной. И основной задачей
законодателя в ближайшем будущем должно
стать совершенствование юридической
техники, разработка новых, более универсальных
правовых институтов, а также, более универсальных
приемов правового регулирования земельных
отношений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
- Земельный Кодекс Российской Федерации от 10 октября 2001 года.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.01.2013).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996
N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012).
- Федеральный закон от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Литература:
- Пашова М.С. Земельное право РФ. М.: Юридическая литература, 2008
- Решетников В.И. Земельное право России: Курс лекций. -М.:
Издательство «Щит-М», 2009
- Толстой Ю.К. Гражданское право РФ. – М.: Смарт, 2010
- Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учеб. М.:
Юристъ, 2009.
- Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших
юридических заведений. - М.:
ООО «Профобразование», 2009
- Гражданское право. Часть I: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П.
Сергеева. М.: Издательство ТЕИС,
2008.
- Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М.:
Издательство МГУ, 2008
1 Конституция
РФ 12 декабря 1993 года.
1 Иконицкая
И. А. Земельное право Российской Федерации:
учеб. М.: Юристъ, 20099. С. 65.
2 Васильева
М. И. Публичные интересы в экологическом
праве. М.: Издательство МГУ, 2008. С. 169.