Право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:25, доклад

Описание работы

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений;
Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют две группы функции права.
1. К общесоциальным относят, в частности:
а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 24.06 Кб (Скачать файл)

1.Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений;

Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

общеправовые функции, относящиеся  ко всей внутригосударственной системе  права, которая объединяет на согласованных  началах норм, институты, отрасли  права;

межотраслевые функции, действующие  в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное  право, материальное или процессуальное право;

отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция  закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний  за их совершение);

функции отдельных норм права, имеющие  специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих  норм в уголовном праве; поощрительных  норм в трудовом праве, обязывающих  — в административном и др.

2. Норма права -регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

Признаки правовой нормы:

Норма права всегда обращена в будущее  и рассчитана на многократное применение.

Норма права имеет определённую внутреннюю структуру.

Регулирование поведения - нормы права  регулируют поведение людей (как  правило, в отношениях с другими  людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

 Общий характер - неконкретность  адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

 Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость - нормы  права, как правило, фиксируются  в правовых актах государства  и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура правовой нормы:

Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты). Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство. Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают  общие (абстрактные, определяющие условия  действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие  частные специальные условия  действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное  дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определенности общая  гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые  обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с  которыми связано ее действие, а  предоставляет право органам  власти в необходимых случаях  применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные  условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в  ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической  нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость  от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).

управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности). Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями считаются  правовые наказания, под которыми можно  понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного  поведения, в результате которого субъект  в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений  — отрасль права. Внутри отраслей, нормы также группируются в правовые институты.

4. Виды правовых норм

Классификация правовых норм может  быть осуществлена по различным основаниям.

1. По предмету правового регулирования  нормы права подразделяются на  конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные  и т. д. Иными словами, их  видовая принадлежность определяется  тем, к каким отраслям права  они относятся. Правовые нормы  каждой отрасли права регулируют  качественно однородную и относительно  самостоятельную группу общественных  отношений, что и обусловливает  подразделение норм права на  институты и отрасли права.

Нормы права также подразделяются на «материальные» и процессуальные. Нормы «материального» права  устанавливают права и обязанности  субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования  и т. д. Нормы процессуального права регулируют отношения, связанные с осуществлением, реализацией права. Главная особенность норм процессуального права – это их процедурный характер. Нормы процессуального права призваны обеспечить специальный порядок досудебной и судебной защиты общественных отношений, урегулированных правом.

2. По методу правового регулирования  правовые нормы подразделяются  на императивные и диспозитивные. Императивные нормы предусматривают строго обязательное выполнение субъектами правоотношений предписаний, предусмотренных в правилах поведения, т. е. не допускают никаких отклонений от содержащегося в норме предписания. Императивные нормы содержат абсолютно определенное правило, которое не может быть никем изменено. В основном это нормы административного, финансового, уголовного, некоторые нормы гражданского и трудового права. Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, т. е. они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях.

3. По функциональной направленности  правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений, т. е. возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» – ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – ст. 58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами» – ст. 60 ТК РФ).

Различие – в расставляемых  акцентах: на предоставлении права, запрете  или обязанности. В управомочивающих нормах делается акцент на предоставление права, в обязывающих нормах на субъекта правоотношений четко возлагается обязанность совершать определенные действия, а в запрещающих – обязанность не совершать то или иное действие.

4. Нормы-принципы – это нормы,  закрепляющие основополагающие, исходные  начала права. Они не создают  непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление  правового регулирования, в чем  и заключается их функциональное  предназначение. В главе 1 Конституции  Российской Федерации «Основы  конституционного строя» содержатся  нормы, закрепляющие принципы  организации и деятельности государственного  строя в Российской Федерации.  Например, ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской  Федерации осуществляется на  основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации.Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

5. Дефинитивные нормы дают определения  юридических понятий и категорий  таких, как преступление, наказание,  штраф, сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно  совершенное общественно опасное  деяние, запрещенное настоящим Кодексом  под угрозой наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ).

6. По кругу лиц, на которых  распространяются правовые нормы,  различаются общие и специальные  нормы. Общие нормы распространяют  свое действие на всех лиц  данной территории, а специальные  – действуют лишь в отношении  определенной категории субъектов  (военнослужащих, пенсионеров, женщин  и др.).

5.Система права и законодательства

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные  явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются  между собой как содержание и форма.Соотношение системы права и системы законодательства:

1)  система права как его  содержание – это внутренняя  структура права, отвечающая характеру  регулируемых им общественных  отношений;

2)  система законодательства  – это внешняя форма права,  показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях  взаимодействия и взаимосвязи  друг с другом, образующих определенное  единство, целостность, систему нормативно-правовых  актов;

3) право, таким образом, не  может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры  системы права необходимо вместе  с внешней формой права, которой  является система законодательства, что позволит правильнее и  полнее определить и различить  два на первый взгляд одинаковых  правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним  проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов  проявляется реальная, объективно обусловленная  потребность работы самостоятельных  отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким  образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный  элемент системы права. В то  же время первичным элементом  системы законодательства является  нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по  своему объему материала обширнее  системы права, так как включает  в свое содержание положения,  которые в собственном смысле  не могут быть отнесены к  праву;

3) деление права на отрасли  и институты, в отличие от  законодательства, базируется на  предмете и методе правового  регулирования;

Информация о работе Право