Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:25, доклад
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений;
Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют две группы функции права.
1. К общесоциальным относят, в частности:
а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;
1.Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений;
Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют две группы функции права.
1. К общесоциальным относят, в частности:
а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;
б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;
в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
г) экологическую функцию.
2. Специально-юридические функции:
а) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;
в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.
В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:
общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);
функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.
2. Норма права -регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.
Признаки правовой нормы:
Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.
Норма права имеет определённую внутреннюю структуру.
Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.
3. Структура правовой нормы:
Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты). Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство. Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:
а) по характеру содержания различают
общие (абстрактные, определяющие условия
действия норм общими родовыми признаками)
и конкретные (казуистические, устанавливающие
частные специальные условия
действия нормы, например нормы УПК,
где по пунктам перечислены
б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);
в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).
управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности). Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.
Позитивные санкции
Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей, нормы также группируются в правовые институты.
4. Виды правовых норм
Классификация правовых норм может быть осуществлена по различным основаниям.
1. По предмету правового
Нормы права также подразделяются
на «материальные» и процессуальные.
Нормы «материального» права
устанавливают права и
2. По методу правового
3. По функциональной
Различие – в расставляемых акцентах: на предоставлении права, запрете или обязанности. В управомочивающих нормах делается акцент на предоставление права, в обязывающих нормах на субъекта правоотношений четко возлагается обязанность совершать определенные действия, а в запрещающих – обязанность не совершать то или иное действие.
4. Нормы-принципы – это нормы,
закрепляющие основополагающие, исходные
начала права. Они не создают
непосредственно прав и
5. Дефинитивные нормы дают
6. По кругу лиц, на которых
распространяются правовые
5.Система права и законодательства
Система права и система
1) система права как его
содержание – это внутренняя
структура права, отвечающая
2) система законодательства
– это внешняя форма права,
показывающая строение его
3) право, таким образом, не
может работать вне
4) проводить анализ структуры
системы права необходимо
Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.
Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.
Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.
Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:
1) норма права – это первичный
элемент системы права. В то
же время первичным элементом
системы законодательства
2) система законодательства по
своему объему материала
3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;