Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:38, курсовая работа
Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).
Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).
Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы возлагается обязанность защищать общество в целом и каждого отдельного человека от внутренних и внешних противоправных посягательств на жизнь, мирное созидательство, обладание материальными и интеллектуальными средствами. Эту задачу выполняют все государственные органы, каждый в своих сферах деятельности и своими специфическими методами.
Прежде всего, огромное
значение для налаживания действительной
безопасности и правопорядка в стране
имеет деятельность Президента РФ,
которого Конституция РФ называет гарантом
прав и свобод человека и гражданина
и возлагает на него важнейшую
ответственность по охране суверенитета,
независимости и
Этим вопросам посвящены многие указы Президента РФ, среди которых можно назвать:
o Указ об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации (1999 г. с изменениями 2000 г.);
o Указ о Государственном Совете Российской Федерации (2000 г.);
o Указ о дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации (2000 г.);
o Указ о некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов (2001 г.);
o Указ о вопросах Федеральной службы безопасности Российской Федерации (2001 г.) и т.д.
Органы законодательной
власти (прежде всего Федеральное
собрание РФ) должны обеспечить своевременную
разработку и принятие соответствующих
законов, которые своими правовыми
нормами охраняют и защищают законные
права граждан, их объединений и
организаций, способствуют укреплению
государства и консолидации общества.
Именно законодательное регулирование
обеспечивает сбалансированность интересов
личности, общества и государства, защиту
прав и свобод человека и гражданина
как часть концепций
Среди многих важных законов, принятых в последние годы, можно указать следующие федеральные законы:
o "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г. с изменениями 2001 г.);
o "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 г.);
o "О политических партиях" (2001 г.);
o "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"".
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. возлагает на исполнительные органы главную ответственность за организацию и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в государстве.
Правительством РФ, в частности, были приняты следующие постановления:
o "О Государственном комитете по охране окружающей среды" 1999 г.;
o "Об организации ведомственной охраны" 2000 г.;
o "О государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" 2001 г.;
o "О государственном предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах" 2001 г.;
o "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 2001 г.
Постоянное внимание Президента, парламента и Правительства уделяется и такому важному подразделению государства, как милиция, управление которой осуществляет Министерство внутренних дел. В 2001 г. в Закон "О милиции" были внесены поправки, касающиеся изменения порядка формирования органов внутренних дел.
«Готовых убеждений нельзя ни выпросить
Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку эта деятельность в той или иной мере всегда затрагивает интересы как всего общества, так и отдельных его членов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, исходя из специфики целей, содержания, форм, методов и средств в их деятельности. В современных условиях особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед правоохранительными органами, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средств в борьбе с преступностью. Предоставление сотрудникам правоохранительных органов властных полномочий и как следствие моральной санкции на проведение мероприятий по охране и защите прав граждан, налагает
на этих сотрудников высокую исполнение законности, и в том числе обязанность придерживаться границ допустимых действий,
связанных с выполнением Уже сегодня в России, современное общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и культура сотрудников приобрели огромную значимость. Соблюдение законности и служебной дисциплины определяется на сегодня не только, и не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют большую роль, чем профессиональная компетентность, что естественно не умаляет роли последней. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом. Недооценка этих факторов порождается распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями и инструкциями, что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это ошибочно по целому ряду причин, как то:
. деятельность правоохранительных органов, находится в условиях постоянного изменения, причем динамика этого явления, носит интенсивный, а зачастую непредсказуемый характер, в силу чего нормативные документы определяют только общий характер деятельности сотрудников. . все документы служебно – правового характера не содержат четких и определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты.
. функциональные обязанности можно выполнять по разному. В минимальном объеме,
компенсируя это видимым максимальной отдачей, где характер выполнения будет определять нравственность сотрудника, его совесть.
Все
выше сказанное, можно смело
отнести к основам этики сотрудников правоохранительных органов, однако тут есть свои нюансы. Профессиональная
этика сотрудников отличается от этики абсолютного большинства профессией (встречаются исключения), своим преимущественно деонтологическим характером (от греческого deon – должное). Вообще,
одно из основных отличий сознания заключается в том, что в силу своего аксиологического характера ее нормы не являются обязательными и санкционируются исключительно силой общественного воздействия. Однако, применительно к требованиям предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия являются недостаточными , и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. Например, сотрудник органов внутренних дел может быть уволен «за совершение поступков, несовместимых с требованиями предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел …»[1]. Полномочия судьи в Российской Федерации могут быть прекращены в случае « совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти»[2] Основными деонтологическими нормативными документами Российских правоохранительных органов, являются: 1. Федеральный закон РФ, № М 144-Ф3, от 12.08.95г., «Об оперативно – розыскной деятельности» и в частности: . Статья 5, «… Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, запрещается: «… разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, стали известными в процессе проведения оперативно – розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
2. Закон РФ, № 3132-1, от 26.09.92г., «О статусе судей в Российской Федерации», и в частности: . Статья 3, Требования предъявляемые к судье, «…2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего,
что могло бы умалить судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности» (В ред Федерального закона от 21 июня 1995г., № 91- Ф3
3. Закон РСФСР, № 1026-1, от 18.04.91г., «О милиции», и в частности: . Статья 3, Принципы деятельности милиции, «Деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности» . Статья 5, Деятельность милиции и права граждан, «… Милиции запрещается прибегать
к обращению, унижающему
4. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ, № 1039, от 18.07.96г., и в частности: . «п.4 Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности …»
5. Федеральный закон РФ, № 40-Ф3, от 03.04.96г., Об органах Федеральной службы безопасности в РФ, и в частности: . Статья 5, Принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности,
«Деятельность органов осуществляется
на основе принципов: прав
и свобод человека и
6. Федеральный закон РФ, № 5-Ф3, от 10.01.96г., О внешней разведке, и в частности: . Статья 4, Принципы разведывательной деятельности, «Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов: … законности, уважения прав и свобод человека и гражданина …»
7. Положение
о прохождении службы в Федерации, приложение 1, к постановлению ВС РФ от 20 мая 1993г., № 4991-1, и частности: . Статья 2, Принципы службы в органах налоговой полиции, «Служба в органах налоговой полиции строится в соответствии с принципами законности,
уважения и соблюдения прав
и свобод человека и гуманизма,
гласности, … соблюдения
8. Приложение 2, к постановлению ВС РФ от 20 мая 1993г., № 4991-1, и частности: . Присяга
сотрудника налоговой полиции, налоговую
полицию …, клянусь соблюдать
Конституцию и законы Федерации, права человека и гражданина … Клянусь быть честным, мужественным сотрудником …, строго хранить служебную тайну». . Присяга сотрудника органов внутренних дел РФ, «Я …, поступив на службу в органы внутренних дел РФ … Клянусь достойно переносить связанные со службой о органах внутренних дел трудности, быть честным и мужественным, бдительным сотрудником, … не щадя своей жизни охранять установленный конституцией и законам РФ правовой порядок».
9. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, № 4002-1, от 23.12.92г. . Кодекс
чести рядового и Российской Федерации, ( о нем подробнее в части 2, настоящей работы)
10. Директива
о неотложных мерах по составом в системе МВД РФ, №1, от 19.06.96г., и частности: «… Первостепенное внимание сосредоточить на воспитании у личного состава гордости за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, гражданской ответственности за соблюдение норм морали исполнение служебного долга …».
Кроме
того к сотруднику специфических моральных требований. Частично они содержатся в перечисленных выше нормативных документах, и тогда они носят деонтологический характер, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания традиций. В самом общем моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем: . отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав и свобод, человеческого достоинства в соответствии с признанными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали; . понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма,
ответственности перед . разумное и гуманное использование предоставленных сотруднику правоохранительных органов прав в соответствии с принципами справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга; . принципиальность, мужество и самоотверженность в борьбе с преступностью,
объективность и . безупречность личного поведения на службе и в быту, честность и неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации; . сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность и взаимопомощь.
Таким образом мною рассмотрены такие вопросы как приоритеты нравственности и культуры сотрудников правоохранительных органов, и их взаимосвязь. Понятие Деонтологии, основные нормативные деонтологические документы Российских правоохранительных органов. Далее будут рассмотрены вопросы о примерности или примере в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, постатейный анализ применимо к современным условиям, а также значение высоких моральных качеств работника современной российской милиции.
«Милиционер поставленный блюсти общес- твенную нравственность, сам должен быть нравственно безупречен» из Приказа Наркома внутр. Дел РСФСР, 1922г.
Как, известно, главной сущностью службы работника милиции является служение закону. Но при этом следует всегда помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон – благо только при том условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости, воплощение высшего нравственного начала. Работник милиции постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной структуры. С одной стороны, он испытывает воспитательное нравственное воздействие общества, формирующее его в соответствии с принципами общественной нравственности, с другой, он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан. Это те основания на которых построена воспитательная служба в правоохранительных органах. Требования к этой области деятельности правоохранительных органов запечатлены в ряде служебных документов с самого начала их деятельности. Одним из первых было требование внимательного отношения к людям. Подчеркивалось, что грубость, хамство, бестактность, черствость, превышение власти несовместимы с пребыванием в органах. В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 г., была напечатана передовая статья «Каким должен быть работник милиции». В ней говорилось: «В нашем милицейском работнике должно сочетаться: высокая бдительность, политическая острота в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид. Нарушение или невыполнение одного из показателей данных условий будет говорить о неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемые к органам милиции». Это написано в газете города, находящегося в блокаде, где свирепствовали голод и холод, болезни и смерть. В дальнейшем эта сторона деятельности правоохранительных органов периодически находила отражение в соответствующих документах. В частности: Приказ МВД СССР № 235, 1969г., «О вежливом и внимательном обращении с гражданами», Закон РСФСР «О милиции», 1991г., в 1992 году руководством МВД СССР утверждена и разослана «Концепция перестройки системы идейно – нравственного и
культурно – эстетического органов внутренних дел РФ», и наконец самым интересующим нас документом такого рода является «Кодекс чести рядового и начальствующего состава внутренних дел Российской Федерации» действующий с 1993 года. Кодекс, определяя нравственные обязанности и этические нормы поведения, является основой единых требований к профессиональным качествам каждого сотрудника.[3] В его преамбуле обозначено: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти соблюдать высоконравственные нормы поведения». Не ставя под сомнение, ни одно из этих положений, надо все же ответственно представлять, гражданин принимая эту ответственную обязанность, вправе ожидать что и государство выполнит свои обязанности по отношению к нему. Это главный принцип взаимоотношений человека и гражданина с государством. Здесь и далее я не ставлю своей целью ставить под сомнение наличие у абсолютного большинства сотрудников внутренних дел нравственных или моральных качеств перечисленных в Кодексе, сомневаться в выполнении ими всех перечисляемых требований. Мое небольшое исследование направлено на выявление несоответствий, между установками провозглашаемых в Кодексе и реальной жизнью, и лишь в той мере, на сколько это затрагивает каждого сотрудника внутренних дел. «… Долг чести сотрудника органов внутренних дел – быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали. Сотрудник органов внутренних дел не должен допускать влияния любых политических взглядов на свои действия …»[4]. Признавая это как данность, следует признать и следующее: Наличие «двойного стандарта» в исполнении законов Российской Федерации, одни их исполняют всегда, вторые иногда, третьи когда вздумается (Тянущиеся неделями скандалы «с неплательщиками налогов», «бандой олигархов», «человеком похожего на Генерального прокурора» и т.п. лишнее тому подтверждение). Такое положение вещей всегда рождает внутренний конфликт, работники внутренних дел не исключение. « … Помнить старинное российское правило: «Честь - в службе!». Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию преступлений, охране общественного порядка …»[5]. Примечательно, что само правило вырвано из контекста … материального обеспечения российских[6] блюстителей закона, достаточного идеологического обеспечения проводимых мероприятий и государственной политики и т.д. « … Быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допуская, чтобы на них влияли какие - либо предубеждения, враждебные или дружеские чувства. Быть постоянно готовым бескорыстно прийти на помощь тем кто в ней нуждается, но никогда не принимать подношений за действия в качестве должностного лица, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними, как с подрывающим авторитет органов внутренних дел в глазах народа …»[7]. Было бы нелепо вообще рассуждать о борьбе с подношениями, так как с этим не могут справиться нигде в мире, а ряде крупнейших демократических государств это официально признается. Например в США все чиновники обязаны зарегистрировать получение подарка ценой более 50 долларов. Стало быть что менее, то твое. В Швейцарии можно официально задекларировать энную сумму, указав официально «как направляемые для дачи взятки». Что касается коррупции, то если ответа на этот вопрос не могут, либо не хотят дать высшие чиновники государства (тот же «человек похожий на генерального прокурора»), то и вовсе неясен смысл борьбы с ней сотрудников внутренних дел. Они что, где то другую коррупцию будут выискивать. Выходит что так, имеющаяся будто легализована. «… Считать своим моральным долгом высокую организованность, дисциплинированность, исполнительность, проявлять в работе инициативу …, С честью и достоинством носить форменную одежду, заботиться о своем внешнем виде, быть всегда подтянутым и аккуратным. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими как на службе, так и в семье и в быту»[8]. С внешнего вида как известно создается первичное впечатление о человеке, а если это представитель власти?! Даже современное удостоверение сотрудника внутренних дел, сработанное по неизвестной технологии производит впечатление пропуска или талона. Остается только завидовать кожаным черным бумажникам американским полицейских с фирменным значком и фотокопией ?! удостоверения. Сам вид говорит за себя. Форменная одежда помимо внешнего значения, как отличия власти, подразумевает что ее иногда стирают, извините за банальность. Стиральный порошок продается исключительно за деньги, заработанную плату сотрудникам внутренних дел забывают выдавать неделями, а то и месяцами. Казалось бы мелочь, но таких мелочей которых оказывается не хватает, из которых складывается тот
самый внешний вид и налаженный быт можно насчитать десятки. Таким образом получается как у персонажа фильма «Тот самый Мюнхгаузен» который говорит: «Я вынужден каждый день ходить на работу, и не считаю что это подвиг, но что то героическое в этом есть»
Анализируя все выше сказанное, надо отметить никто не ставит под сомнение значение нравственности и культуры сотрудника внутренних дел, его моральные качества которыми он руководствуется в работе. Но надо иногда выбираться из- за всех этих нравственных, культурных и моральных хитросплетений, что бы за ними увидеть конкретного человека. Моральный фактор в деятельности правоохранительных органов, вообще, можно охарактеризовать «как конкретное проявление моральных сил личного состава в процессе выполнения им служебных задач. Здоровый моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов, служит повышению ее морального авторитета в обществе»[9]. Моральный фактор оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности органов внутренних дел: на эффективность выполнения служебных задач, сплоченность коллектива, отношение сотрудников к своей профессии, их профессиональный
рост, удовлетворенность своим дисциплинарного воздействия. При этом здоровые моральные качества каждого конкретного сотрудника органов внутренних дел имеют определяющее значение в морально – психологическом климате, традициях коллектива, коллективного мнения, формируют преобладающие мотивы поведения и деятельности личного состава, в соотношении мер морального воздействия на сотрудников и т.д. Как правило делается ставка на эти самые моральные качества как, уже высокие и резко осуждаются невысокие моральные качества. Никого не устраивают эти самые низкие качества. Однако еще более безнравственно, я считаю, например, подменять смысл «просьбы о выдачи честно заработанной платы», намеками на «несознательность, отсутствие правильных моральных ориентиров и т.д.» К сожалению упомянутая проблема задержки заработанной платы, плохое материально – техническое обеспечение, отсутствие должного комфорта служебных помещений и т.п. называется всего лишь объективными или субъективными причинами, и рассматривается лишь в связи как с причиной могущей поколебать моральный фактор[10]. И до тех пор пока сохраняется подобное положение вещей поддерживаемое официальной идеологией, «низкие» моральные качества не перейдут в «высокие», несмотря ни на какую «всестороннюю поддержку» государства, и несмотря ни на какие всесторонние изучения профессиональной этики.
Литература: Булденко К.А., Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудника органов внутренних дел, -Хабаровск, 1993 Волченко Л.Б, Добро и зло как этические категории, -Москва, 1975 Дубов Г.В., Взаимосвязь морали, культуры поведения и этикета сотрудника органов внутренних дел // Труды Академии МВД СССР, -Москва, 1990 Профессиональная этика, под ред. Дубова Г.В., Опалева А.В., Москва, 1998 Кукушин В.М., Твоя профессиональная этика, -Москва, 1994 Подоляк Я.В., Офицеру об этикете, -Москва, 1991
----------------------- [1] Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Ст. 58, п. «л» [2] Закон РФ, О статусе судей в Российской Федерации, Ст. 14, п. 1/9 [3] Приказ МВД РФ № 1, 1993г. [4] Кодекс чести
рядового и начальствующего РФ, параграф 1 [5] Там же, параграф 4 [6] имеется ввиду дореволюционная Россия [7] Там же, параграф 6 [8] Кодекс чести
рядового и начальствующего РФ, параграф 9 [9] Профессиональная этика, под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева, М – 1998, стр. 120 [10] Профессиональная этика, под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева, М – 1998, стр. 121 Скачать | Найти похожие документы |
|