Правоспособность юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:25, реферат

Описание работы

В качестве цели курсовой работы мы выделяем анализ отношений создания и регистрации юридического лица, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи:
1. Рассмотреть способы образования юридических лиц;
2. Рассмотреть порядок образования юридического лица;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1. Порядок и способы создания юридического лица……………..5
1.1 Способы образования юридических лиц……………………….....5
1.2 Порядок образования юридического лица…………………………………….6
2. Государственная регистрация юридического лица …………..14
2.1 Порядок государственной регистрации юридических лиц…….14
2.2 Отказ в государственной регистрации юридического лица…....22
3. Заключение………………………………………………………….26
4. Список используемой литературы………………………………29

Файлы: 1 файл

контрольная ГП проблемы.docx

— 65.15 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

     Введение………………………………………………………………2

  1. Порядок и способы создания юридического лица……………..5

1.1 Способы  образования юридических лиц……………………….....5

    1. Порядок образования юридического лица…………………………………….6

2. Государственная регистрация юридического лица …………..14

     2.1 Порядок государственной регистрации юридических лиц…….14

     2.2 Отказ в государственной регистрации юридического лица…....22

     3. Заключение………………………………………………………….26

     4. Список используемой литературы………………………………29

 

 

Введение

 

Жизнь современного общества трудно представить без  объединения людей в группы, разного  рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в  гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция  юридического лица.

Причины появления института юридического лица, как и причины возникновения  и эволюции права обусловлены  усложнением социальной организации  общества, развитием экономических  отношений и впоследствии общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Юристы  Римской республики обсуждали идею существования союзов, которые обладали нераздельным, обособленным имуществом и выступали в гражданском  обороте от собственного имени. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы обязаны римскому праву.1

В Гражданском Кодексе Российской Федерации, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом2, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых, однако, не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.

Порядок образования и  государственной регистрации юридического лица помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируется также  Федеральным законом «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей».

Значение государственной регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации будет признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правопрекращающих юридических фактов.

Важность для создаваемого или  действующего юридического лица государственной  регистраций можно подтвердить  ссылками на нормы Гражданского кодекса:

1. в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания;

2. в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации;

3. в соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации данных изменений, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления регистрирующего органа об изменениях, внесенных в учредительные документы юридического лица.

Объектом  исследования курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и регистрации юридического лица.

Предметом нашего рассмотрения являются нормы, регулирующие отношения создания и регистрации юридического лица.

В качестве цели курсовой работы мы выделяем анализ отношений создания и регистрации юридического лица, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.

Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно  решить задачи:

  1. Рассмотреть способы образования юридических лиц;
  2. Рассмотреть порядок образования юридического лица;
  3. Рассмотреть порядок государственной регистрации юридического лица;
  4. Рассмотреть случаи отказа в государственной регистрации юридического лица и порядок действий при этом.

Проблема  создания и государственной регистрации  являлась объектом исследований таких  отечественных ученых как: А.С. Гуев, А.Н. Сергеев, Ю.К. Толстой, А.В. Масляев, В.Н. Елисеев, М.И. Кулагин, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, Г.Ф. Шершеневич, В.П. Грибанов, Н.В. Козлова, Д.И. Мейер, В.Е. Чиркин.

Нормативной основой исследования явились законы Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, регулирующие процедуру создания и регистрации юридического лица: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.10.1994 г. Часть 1; Гражданский Кодекс РФ от 22.12. 1995 г. Часть 2; Федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

1.Порядок и способы создания юридического лица.

1.1 Способы образования юридических лиц

 

В науке  гражданского права выделяют различные  способы и порядки создания юридического лица. И.В. Елисеев указывает, что в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права выделяет такие способы образования юридических лиц, как распорядительный; явочный; разрешительный; нормативно-явочный3.

Н.В. Козлова отмечает, что установленные в отдельных правопорядках способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права. Она различает концессионную (разрешительную) и явочную (регистрационную) системы создания юридических лиц, а также явочный, регистрационный, разрешительный и распорядительный порядки их создания4.

Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной  регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство  государственных предприятий и  учреждений. Главенствующая роль государства  в системе плановой экономики, его  доминирование над гражданским  обществом позволяли обойтись без  особой процедуры государственной  регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики  место распорядительного порядка  заступает, как правило, явочный  порядок образования юридических  лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации  организаций, которые создаются  в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

Статья 51 ГК не предусматривает никаких  исключений из общего правила о необходимости  государственной регистрации юридических  лиц, поэтому можно полагать, что  распорядительный, а также явочный  способы образования организаций  в настоящее время в России не применяются.  
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

При нормативно-явочном  порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган  лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации  и соблюден ли установленный порядок  ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок  образования юридических лиц  наиболее распространен и в России, и за рубежом.

 

1.2 Порядок образования юридического лица

 

Создание  субъектов предпринимательства  представляет собой порядок, состоящий  из ряда стадий, на каждой из которых  совершаются действия как правового характера, так и фактические. В литературе процесс создания юридического лица называют юридическим составом, системой взаимосвязанных организационных отношений.5

На первой стадии формируется состав учредителей, предварительно согласовываются организационно-правовая форма организации, структура ее органов, состав и стоимость вносимого  в уставный капитал имущества, а  также распределение долей между  учредителями, разрабатывается проект учредительных документов. При формировании состава участников необходимо учитывать  установленные законодательством  ограничения по составу участников и их количеству. Так, число учредителей обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ не должно превышать 50 (п. 3 ст. 7 Закона об АО, п. 3 ст. 7 Закона об ООО), причем государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 4 ст. 66 ГК). Число членов производственного кооператива не должно быть менее 5 (ст. 4 Закона о производственных кооперативах). Учредителем унитарного предприятия может быть только одно соответствующее публично-правовое образование. Существуют и некоторые другие ограничения, которые необходимо учитывать. Например, в соответствии с п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК РФ учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

В отношении  вопроса о вносимом в уставный капитал имуществе учредителям  следует определиться с составом имущества, оценкой вкладов, размером уставного капитала, способом внесения имущества.

До обращения  в регистрирующий орган следует  оплатить не менее 50% уставного капитала создаваемого юридического лица. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные либо иные права, имеющие денежную оценку.

Для оплаты уставного капитала деньгами необходимо обратиться в банк, в котором впоследствии будет открыт расчетный счет юридического лица. В банк необходимо предоставить уже утвержденный проект учредительных  документов и копию справки о  неповторяемости юридического лица. Затем необходимо оплатить не менее 50% уставного капитала и получить справку об оплате этой суммы. Справка об оплате уставного капитала предоставляется в регистрирующий орган при регистрации юридического лица.

Если  уставный капитал вносится имуществом или чем-либо иным, то в этом случае необходимы будут следующие документы: документальное подтверждение на приобретенное  учредителем имущество (гарантийный  талон, выписка из техпаспорта и т.д.) с указанием наименования этого имущества и его стоимости, копия платежного документа и копия счета-фактуры, акт оценки этого имущества, подписанный учредителями, а также акт приемки этого имущества на баланс в качестве взноса учредителя в уставный капитал, подписанный учредителями и генеральным директором юридического лица. В случае, когда стоимость такого имущества составляет более двухсот МРОТ, а также в случае, когда учредитель не может документально подтвердить стоимость такого имущества, это имущество оценивается независимым оценщиком.

Как правило, на первой стадии создания юридического лица кем-либо из учредителей разрабатывается  проект учредительных документов для  последующего официального утверждения  на учредительном собрании. Состав учредительных документов зависит  от организационно-правовой формы: для  общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются устав и учредительный договор; для унитарного предприятия, акционерного общества, производственного кооператива  – устав, товарищества действуют на основании учредительного договора. Перечень учредительных документов, предусмотренный ГК РФ и федеральными законами, носит исчерпывающий характер.

Требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов, определены Гражданским Кодексом и законами об отдельных видах юридических лиц.

В уставах  любых коммерческих организаций  независимо от их организационно-правовой формы должны содержаться сведения о фирменном наименовании, месте  нахождения организации, структуре  и компетенции органов управления, а также порядок принятия ими  решений.

В уставе общества с ограниченной ответственностью дополнительно должны содержаться  сведения о величине уставного капитала, размере и номинальной стоимости  доли каждого участника, их правах и  обязанностях, порядке выхода из общества, перехода доли участника к другому  лицу и некоторые другие.

Информация о работе Правоспособность юридического лица