Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 19:26, реферат
Правосубъектность юридического лица – это объединительное понятие, которое отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино.
В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые, гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.
Правосубъектность юридического лица – это объединительное понятие, которое отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино.
В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые, гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
Правосубъектность юридических лиц определяется их местом в экономической системе государства. Юридические лица должны обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности и дееспособности, чтобы быть субъектами правоотношений.
Деятельность юридического лица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.
Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей — прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица — это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.
Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и несколько одновременно (например, директор и Дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в том случае, если другая сторона знала или ведомо должна была знать о таком превышении.
Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.
Осуществление приобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключенных договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность (см. ст. 402 ГК).
Гражданская правосубъектность характеризует юридических лиц как субъектов гражданского права. При этом следует заметить, что Гражданский кодекс РФ не пользуется термином «правосубъектность юридических лиц». Статья 49 ГК называется «Правоспособность юридического лица» и в ней указано, что юридическое лицо может иметь гражданские права и нести обязанности. Однако из анализа нормативных актов (в том числе и ГК РФ), судебных решений и доктринальных источников следует, что юридическое лицо обладает не только правоспособностью, но и дееспособностью (п. 1 ст. 48 ГК: «…может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права..»), а также деликтоспособностью (п.1 ст. 48, ст. 56 ГК РФ: «… отвечает по своим обязательствам…»).
Теоретические дискуссии о возможности отождествления правосубъектности и правоспособности были связаны с тем, что в свое время цивилистическая наука признавала правоспособность только в качестве категории гражданского и трудового права и рассматривала правосубъектность в качестве категории, равной правоспособности. Например, С.Н. Братусь, отождествляя правосубъектность с правоспособностью, рассматривал все права и обязанности, предоставленные субъекту в силу действия закона, как элементы правоспособности. Однако, как было отмечено выше, современные исследования в этом направлении, анализ законодательства и судебной практики приводят к выводу о том, что гражданская правосубъектность юридических лиц по своему содержанию есть понятие многоструктурное. Оно включает в себя: правоспособность (возможность приобретать права и обязанности); сделкоспособность (способность самостоятельно от своего имени приобретать права и обязанности); деликтоспособность (способность нести ответственность по своим обязательствам). Представляется, что такой системно-структурный подход и анализ гражданской правосубъектности в оптимальной степени обеспечивает всестороннее исследование и познание гражданской правосубъектности юридических лиц.
В качестве общего правила ГК РФ сохраняет положение о специальной (целевой) правоспособности юридических лиц. Оно определено в п. 1 ст. 49 ГК РФ, где указано, что «юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности».
В силу прямого указания закона некоторые коммерческие организации обладают только специальной правоспособностью, т.е. на них распространяется общее правило. В соответствии с частью 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ и Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» специальной правоспособностью обладают такие коммерческие организации, как государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица (как элемент правоспособности) на осуществление таких видов деятельности возникает не с момента создания юридического лица, а с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 3 ст. 49 ГК).
По долгам учреждений и казенных предприятий (т.е. организаций, основанных на праве оперативного управления) субсидиарную ответственность несут их собственники (ст.115, 120 ГК).
Гражданская правосубъектность
государства и других публично-правовых
образований в различных правовых системах
оформляется по-разному. Часто встречается
признание государства в целом и (или)
ряда его органов (учреждений), а также
административно-
Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.
Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов.
Очевидна, например, невозможность применения к ним правил о порядке создания и прекращения юридических лиц. Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются.
В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.
Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов. Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления.
Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника.
Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права.
Для сферы гражданского права имеет значение, прежде всего, их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.
При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников.
Имущество казны, состоящее, прежде всего, из средств соответствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы).