Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:22, реферат

Описание работы

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" дает следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства".

Файлы: 1 файл

ад.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7) в иных случаях, предусмотренных  федеральным законом12.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное  изменение основ конституционного  строя Российской Федерации, иными  действиями создает угрозу безопасности  Российской Федерации или граждан  Российской Федерации;

2) финансирует, планирует  террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи  заявления о выдаче разрешения  на временное проживание, подвергался  административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные  или подложные документы либо  сообщил о себе заведомо ложные  сведения;

5) осужден вступившим  в законную силу приговором  суда за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления  либо преступления, рецидив которого  признан опасным;

6) имеет непогашенную  или неснятую судимость за  совершение тяжкого или особо  тяжкого преступления на территории  Российской Федерации либо за  ее пределами, признаваемого таковым  в соответствии с федеральным  законом;

7) неоднократно (два и  более раза) в течение одного  года привлекался к административной  ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации  в части обеспечения режима  пребывания (проживания) иностранных  граждан в Российской Федерации;

8) не может представить  доказательств возможности содержать  себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех  лет со дня въезда не имеет  в Российской Федерации жилого  помещения на основаниях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской  Федерации в иностранное государство  для постоянного проживания;

11) находится за пределами  Российской Федерации более шести  месяцев;

12) заключил брак с гражданином  Российской Федерации, послуживший  основанием для получения разрешения  на временное проживание, и этот  брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата  об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита  человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает  одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность  для окружающих.

Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность13.

Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований, при условии, что иностранный гражданин проживал в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

Итак, исследовав особенности категорий иностранных граждан в российском законодательстве можно сделать следующие выводы:

1. перечень иностранных  граждан, классифицируемых по времени  пребывания на территории Российской  Федерации, условно выделил 3 категории, а именно временно пребывающих, временно проживающих и постоянно  проживающих;

2. для пребывания иностранного  гражданина на территории РФ  требуется наличие у гражданина  соответствующего разрешительного  документа, такого как виза, разрешение  на временное проживание или  вид на жительство;

3. вид разрешающего документа, необходимого иностранному гражданину, для нахождения на территории  Российской Федерации определяется  исходя из сроков  и причин  пребывания.

 

 

2.3 Особенности  применения административной ответственности  к иностранным гражданам и  лицам без гражданства

 

Иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность наравне с гражданами Российской Федерации. Помимо этого иностранцы, совершившие преступление на территории России подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящееся на территории Российской Федерации для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос.

Исключение составляют иностранные граждане с дипломатическим иммунитетом, которые на основании международных договоров и соглашений, участниками которых стала Россия, и по принципу взаимности не привлекаются к административной ответственности в Российской Федерации. 14

Согласно п.1 ст.2.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. 15

Сказанное, однако, не означает освобождение таких лиц от ответственности. Они могут быть привлечены к ответственности за совершение в России правонарушения в своих странах и по их законам, если последние предусматривают ответственность за их деяния. 16

Могут быть и такие нарушения законодательства, субъектами которых являются только преимущественно иностранцы. В основном это деяния, связанные с правилами пересечения границы и пребывания в России. 17

Следует обратить внимание на некоторые наиболее характерные составы административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Первая группа - это правонарушения, связанные с Государственной границей Российской Федерации, субъектами которых могут быть и граждане России и иностранцы: 18

нарушение режима Государственной границы Российской Федерации;

ведение на Государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления органов пограничной службы либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности;

нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне;

ведение в территориальном море и во внутренних водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов промысловой, исследовательской, изыскательной и иной деятельности без разрешения (уведомления) органов пограничной службы либо с разрешения таких органов, но с нарушением условий такого разрешения;

нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации.

Вторая группа - это нарушения иностранными гражданами или лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации. Они выражаются в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации. 19

Если иностранный гражданин незаконно въехал в Россию, его пребывание автоматически становится незаконным. Нахождение на территории государства законно прибывшего гражданина, но не выехавшего в срок, либо не оформившего продление пребывания также является несоответствующим законодательству. 20

Иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". 21

Как уже отмечалось выше, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В качестве административных могут применяться следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. 22

Штраф является наиболее распространенным видом административного наказания. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5000 рублей; для должностных лиц - 50000 рублей; для юридических лиц - 1000000 рублей, или может выражаться в величине, кратной: 23

1) стоимости  предмета административного правонарушения  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных  и подлежащих уплате на момент  окончания или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов  или таможенных пошлин, либо сумме  незаконной валютной операции, либо  сумме денежных средств или  стоимости внутренних и внешних  ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных  с невыполнением установленного  требования о резервировании, либо  сумме денежных средств, не зачисленных  в установленный срок на счета  в уполномоченных банках, либо  сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ