Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:14, курсовая работа
Целью данной работы является выявление пробелов, существующих в российском законодательстве, по вопросу о правовом регулировании биржевой деятельности и пути их устранения.
Достижение данной цели осуществлялось по средствам решения следующих основных задач: раскрытие сущности биржевой деятельности, анализа российского законодательства и пути совершенствования законодательства регулирующего биржевую деятельность в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Биржевая торговля как основа биржевой деятельности
1.2 Функции биржи
1.3 Виды бирж
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ российского законодательства регулирующего деятельность бирж
2.2 Пути совершенствования российского законодательства регулирующего биржевую деятельность
Заключение
Список использованных источников
В мировой практике
в зависимости от вида
Валютные биржи создаются для организации и обслуживания рынка иностранной валюты. Они наиболее жестко контролируются со стороны государства (в лице Банка России) в отличие от других видов бирж. Мировой опыт показывает, что в дальнейшем торговля валютой вряд ли будет обособлена от торговли ценными бумагами.
Основное количество бирж, возникших в России пришлось на товарные и товарно-фондовые. Чисто фондовых и валютных бирж практически не было. В первые годы деятельности в нашей стране отсутствовало законодательное разделение бирж на товарные, фондовые и валютные, поэтому товарные биржи торговали как товарами, так и ценными бумагами, а фондовые – специализировались только на ценных бумагах. В настоящее время товарные биржи имеют право торговать ценными бумагами только при наличии специального фондового отдела и соответствующей лицензии на торговлю ценными бумагами[4].
Смешанные товарно-фондовые биржи появились как результат деятельности посредников, цель которых получить выгоду от одновременной работы на одном рынке одновременно как с товарами, так и с ценными бумагами. Дальнейшее развитие рынка и усиление конкурентной борьбы в экономике России потребует специализации бирж. Это будет результат развития самого рынка независимо от вмешательства государства в рыночные отношения.
По принципу организации (роли государства в создании бирж) различают два вида бирж:
2.1. публично-правовые (государственные биржи);
2.2. частно-правовые (частные биржи);
Биржи, носящие публично0правовой характер, в России контролируются государством и создаются на основе Закона РФ «О биржах». Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, не являющиеся членами биржи, также допускаются к совершению операций согласно приобретаемым ими разовым билетам.
Биржи, имеющие частно-правовой характер, доступны только узкому кругу лиц, входящих в биржевую корпорацию. Число членов таких бирж ограничено. Биржи такого вида являются паевыми обществами. Их уставной капитал делится на определенное количество паев (сертификатов). Каждый член биржи должен быть владельцем хотя бы одного пая (сертификата), который дает ему право заключать сделки в помещении биржи.
Многие экономисты относят российские биржи к частным торговым ассоциациям, которые руководствуются на руду с официальным законодательством собственными правилами самоуправления[5].
Биржи в России имели статус публично-правового института, находящегося под контролем или в непосредственном ведении специальных государственных органов управления. Это был результат неразвитости торгово-посреднической деятельности и недостаток в крупных частных капиталах. В последнее время биржи создаются не как государственные организации, занимающие определенное место в иерархии государственного управления, а как акционерные общества.
1. Созданные биржи в основном
регистрировались как
2. По форме участия посетителей
в торгах биржи могут быть
открытыми и закрытыми. В
В торгах на открытых биржах, кроме постоянных членов и биржевых посредников, могут принимать участие и посетители. При этом открытые биржи бывают двух типов:
3. чисто («идеально») открытая биржа,
на которой контрагентов не
обязывают пользоваться
4. открытая биржа смешанного типа, на которой непосредственно с продавцами и покупателями трудятся две группы посредников (брокеры, работающие от имени и за счет клиента; дилеры, осуществляющие операции на бирже от своего имени и за свой счет).
В соответствии суставами большинство товарных бирж в нашей стране являются закрытыми, хотя для увеличения биржевого оборота иногда привлекаются к торгам и непосредственные клиенты путем (продавцы или покупатели) наделения их статусом разового или постоянного посетителя для заключения сделок. Степень открытости биржевого собрания непосредственно связана с торговой стратегией, чаще всего открытость биржи используется в рекламных целях или для оживления торгов. К тому же открытость бирж можно объяснить неразвитостью биржевого механизма, позволяющего участвовать в торгах непрофессиональным участникам биржевого рынка. Закрытый характер биржи соответствует самой ее концепции как организация (ассоциация) торгующих (посредников), создаваемой для обеспечение торговли и удовлетворения их интересов, а не для привлечения и инвестирования капитала. Поэтому для бирж, защищающих интересы торговли, закрытый характер более предпочтителен.
5. По номенклатуре товаров,
На универсальных биржах ведутся торги по широкому кругу разнообразных торгов.
Специализированные биржи
6. В зависимости от места и
роли бирж в мировой торговле,
выполняемых функций и
Международные биржи представляют собой особый вид постоянно действующего потового рынка, охватывающий несколько государств, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары. Особенностью международных бирж является обеспечение свободного перевода прибыли, получаемой по биржевым операциям, а также заключение спекулятивных сделок, которые дают возможность получения прибыли на разнице котировальных цен на биржах разных стран[7].
Национальные биржи
действуют в пределах одного отдельно
взятого государства, учитываются
особенности развития производства
обращения и потребления
7. В зависимости от сферы деятельности биржи в нашей стране можно разделить на центральные (столичные), межрегиональные и региональные (локальные).
Территориальное положение бирж в стране должно соответствовать центрам торговых связей и транспортных путей. Межрегиональные биржи, как правило, объединяют районы производства и потребления товаров. Большинство бирж в России следует отнести к локальным и ли региональным.
8. по характеру операций
мировая практика биржевой
Биржа реального товара характерна для начального этапа биржевой торговли, ее отличительными чертами считают регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту подчиненность определенным правилам, торговлю массовыми, однородными товарами, отдельные партии которого взаимозаменяемы. Совершение сделок происходит при отсутствии товара на основе описания. Основная черта – это обязательная продажа и поставка товара после проведения торгов.
Фьючерсные биржи. Они отражают превращение биржи из рынка реального товара в рынок прав на товар. Фьючерсные биржи являются своеобразными финансовыми институтами, обслуживабщими торговлю. Без банковского кредитования, достаточной массы свободных денежных средств фьючерсная торговля невозможна[8]. Она одновременно представляет собой рынок цен соответствующих товаров и оказывает существенное влияние Ии на биржевые котировки, и на фактические цены конкретных сделок с реальными товарами.
Опционные биржи. Используются для страхования участников биржевой торговли, так как дают возможность покупателям опционов ограничить возможные убытки при заключении биржевых сделок. Для российских бирж возможно заключение на одной бирже всех видов сделок: с реальным товаром, фьючерсных и опционных. Поэтому их можно отнести к смешанным биржам.
9. В зависимости от характера деятельности выделяют биржи прибыльные (коммерческие) и бес прибыльные (некоммерческие).
Поскольку биржи организовывались
за счет объединения капиталов
Эффект в организации биржи состоит в снижении затрат у ее учредителей и членов при проведении коммерческих сделок.
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ российского
законодательства
Следует отметить, что исторически правовые акты, определяющие особенности проведения операций на финансовом рынке, появились ранее, чем были разработаны нормы общегражданского законодательства, соответствующие принципам регулирования рыночных отношений. Гражданский кодекс РФ (часть первая) вступил в действие с 1 января 1995 года. Между тем постановление Правительства РФ №78, утвердившее Положение "О рынке ценных бумаг и фондовых биржах в РФ", было принято в декабре 1992 года. Указанное постановление предусматривало, что фондовые биржи создаются в форме закрытых акционерных обществ и должны являться коммерческими организациями[9].
Принятый позднее новый ГК РФ в регулировании деятельности юридических лиц основывался на концептуально ином подходе, согласно которому организационно-правовая форма юридического лица является определяющим моментом в определении характера его деятельности как коммерческой или некоммерческой организации. Такой подход делает юридически невозможным некоммерческий характер деятельности хозяйственных обществ вообще и акционерных обществ в частности.
Следуя концепции, заложенной
в Гражданском кодексе, ФЗ "О
рынке ценных бумаг" предписал
создание фондовых бирж в форме некоммерческого
партнерства как единственно
возможной для организации
Для фондовых бирж, учрежденных до вступления в действие Закона "О рынке ценных бумаг" и нормативных документов ФКЦБ, предписание о необходимости приведения своих документов в соответствие с нормами закона вследствие положений действующего законодательства равносильно предписанию о ликвидации.
В обоснование требования учреждения фондовых бирж в форме некоммерческих партнерств эксперты ФКЦБ приводят следующие аргументы.
Вряд ли инвесторы будут покупать или продавать бумаги на бирже, созданной в виде акционерного общества, нацеленного на получение прибыли. В этом случае не удается избежать злоупотреблений, связанных с различным доступом к информации о ценах на бирже у акционеров и участников торгов (эти категории чаще всего не совпадают).
Никто, в том числе и органы исполнительной власти, не может запретить акционерным обществам распределять прибыль между акционерами. Следовательно, акционерная форма для бирж неприемлема.
Информация о работе Правовое регулирование биржевой торговли