Правовое регулирование договора лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Договором финансового лизинга, согласно постановлению, становится договор, заключенный на определенный срок, в течении которого он не может быть расторгнут ни одной из сторон, а периодические платежи, вносимые в течении этого периода пользователем, должны покрыть расходы на приобретение или на производство оборудования, а также иные возможные расходы, которые понесла лизинговая компания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие лизинга
1.1. Общее понятие лизинга 6
1.2. Виды лизинга 9
Глава 2. Правовое регулирование лизинга в России
2.1. Правовые документы по регулированию лизинговых операций
в России 12
2.2. Государственная поддержка лизинговой деятельности 13
2.3. Договор аренды ( лизинга). Обязательные требования
к форме и условиям 15
2.4. Формы договора лизинга 19
2.5. Существенные условия договора лизинга 20
2.6. Основные права и обязанности по договору лизинга 27
2.7. Прекращение договора 35
2.8. Субъекты лизинга 37
Заключение 39
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая по лизингу.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

Дополнительные услуги

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о лизинге сторонами договора могут оказываться дополнительные услуги и проводиться дополнительные работы.

Дополнительные услуги (работы) — услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.

Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.

К дополнительным услугам и работам, в частности, могут относиться:

—                 приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность (ноу-хау, лицензионных прав, прав на товарные знаки, марки, программное обеспечение и других);

—                 приобретение у третьих лиц товарно-материальных ценностей, необходимых в период проведения монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ;

—                 осуществление монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ в отношении предмета лизинга, обучение персонала;

—                 послегарантийное обслуживание и ремонт предмета лизинга;

—                 подготовка производственных площадей и коммуникаций, услуги по проведению работ, связанных с установкой (монтажом) предмета лизинга;

—                 другие работы и услуги, без оказания которых невозможно использовать предмет лизинга.

Снижение рисков недополучения лизинговых платежей, своевременного возврата предмета лизинга и неэффективного использования основных средств достигается также возможностью контролировать деятельность лизингополучателя.

В соответствии со ст. 37 Закона о лизинге лизингодатель имеет право контролировать соблюдение лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров. Цели и порядок инспектирования должны специально оговариваться в договоре лизинга и других сопутствующих договорах. При этом лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.

В соответствии со ст. 38 Закона о лизинге лизингодатель имеет право осуществлять финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в части, относящейся к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.

Договором лизинга должны быть предусмотрены цели проведения финансового контроля и порядок его проведения. В соответствии с п. 3 ст. 38 Закона о лизинге лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.

Договором устанавливается порядок балансового учета предмета лизинга. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя по соглашению сторон. Данная норма прописана в п. 1 ст. 31 Закона о лизинге. От условий балансового учета лизингового имущества зависит бухгалтерский и налоговый учет лизинговых операций у лизингодателя и лизингополучателя.

 

2.7. Прекращение договора.

 

Заметим, что Закон о лизинге прямо говорит лишь о праве лизингодателя требовать досрочного расторжения договора в одностороннем порядке (п. 2 ст. 13 Закона 164-ФЗ). Однако условия, при которых договор лизинга прекращает действовать по инициативе лизингодателя, не указаны. Расторгнуть договор в одностороннем порядке можно только через суд (п. 2 ст. 450 ГК РФ) в случае, если будут существенно нарушены условия договора.

Нарушение обязательств и условий договора в законе рассматривается в качестве основания для досрочного прекращения договора лизинга и изъятия предмета лизинга по требованию одной стороны.

Так, согласно п. 6 ст. 15 № 164-ФЗ договором лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорными и очевидными нарушениями обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и, как следствие, изъятию предмета лизинга. Бесспорное и очевидное нарушение обязательства в указанном законе рассматривается в качестве основания для досрочного прекращения договора лизинга по требованию одной стороны и изъятия предмета лизинга.

На практике установление перечня таких обстоятельств в договоре отдано на усмотрение сторон, если речь идет о конкретных случаях существенного нарушения условий всякого договора лизинга и характеру взаимоотношений конкретных сторон (п. 2 ст. 450,619 ГК РФ). Такие нарушения не дают оснований для применения к стороне внесудебных мер воздействия. Исключение составляет только бесспорное взыскание задолженности по лизинговым платежам, но при этом речь не идет об одностороннем прекращении договора и изъятии предмета лизинга. Такие обстоятельства, вне зависимости от того, предусмотрены они договором либо нет, дают право на обращение в суд с требованием расторгнуть договор, изъять предмет лизинга и возместить причиненные убытки. Наличие таких обстоятельств в тексте договора избавляет сторону от необходимости доказывать факт существенности допущенного нарушения, поскольку стороны заранее согласились считать его бесспорным и очевидным нарушением, влекущим за собой досрочное прекращение договора и изъятие предмета лизинга.

Избежать судебных тяжб можно, даже если в договоре нет условия о его досрочном расторжении. Главное — наличие обоюдного желания сторон. Если оно есть, лизингодатель и лизингополучатель могут разорвать отношения в любое время.

Для этого нужно лишь заключить соответствующее соглашение, которое послужит основанием для отражения в бухгалтерском и налоговом учете возврата имущества лизингодателю. Поэтому в соглашении о расторжении договора нужно указать дату прекращения лизинга, порядок и условия возврата лизингового имущества, решение о неуплаченных лизинговых платежах.

 

 

2.8. Субъекты лизинга.

Субъекты лизинга являются прямыми (непосредственными) участниками лизинговых отношений. Косвенными участниками лизинговой сделки являются банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами в сделках, страховые компании, посредники, лизинговые брокеры. По российскому законодательству такие косвенные участники не признаются субъектами лизинга.

Любой из субъектов лизинга может быть как резидентом, так и нерезидентом Российской Федерации.

Участниками лизинговых отношений могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Однако в большинстве случаев лизинговую деятельность в Российской Федерации осуществляют лизинговые компании и фирмы.

Лизинговые компании (фирмы) представляют собой коммерческие организации (резиденты и нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с российским законодательством и со своими учредительными документами функции лизингодателей. Под лизинговой компанией — нерезидентом Российской Федерации понимается иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

При этом учредителями лизинговых компаний (фирм) также могут быть юридические, физические лица (резиденты или нерезиденты Российской Федерации).

Для осуществления своей деятельности лизинговые компании имеют право привлекать инвестиционные средства юридических и (или) физических лиц, являющихся как резидентами, так и нерезидентами Российской Федерации (п. 4 ст. 5 Закона № 164-ФЗ).

В лизинговой сделке взаимоотношения между субъектами лизинга строятся по следующей схеме:

1)потенциальный лизингополучатель, заинтересованный в получении конкретных видов имущества (недвижимости, оборудования, техники), самостоятельно на основе имеющейся у него информации, опыта, рекомендаций, результатов предварительно достигнутых соглашений подбирает располагающего этим имуществом поставщика;

2)  участие лизингодателя включает следующие действия: проверка соответствия цены, которую согласовал лизингополучатель, текущему рыночному уровню;

3)  передача купленного имущества лизингополучателю во временное пользование на оговоренных в договоре лизинга условиях.


Заключение.

 

Финансовая аренда (лизинг) является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий во многих странах, независимо от их величины или уровня развития. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток денежных средств в производственный сектор, способствуя таким образом увеличению внутреннего производства, росту продаж основных активов и развитию финансовых механизмов, доступных российским предприятиям.

Существующая в России законодательная база лизинга относительно хорошо развита и включает в себя Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О лизинге» и Конвенцию о международном финансовом лизинге. В 2002г. произошли коренные изменения в налоговой системе России. Вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранен благоприятный режим налогообложения и как следствие - экономические преимущества лизинговых сделок.

Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, - задачи переоснащения основных фондов промышленных предприятий.

Таким образом, можно утверждать, что лизинг на сегодняшний день является одним из немногих способов долго- и среднесрочного финансирования, доступных российским предприятиям. В ближайшем будущем в России неизбежно будет наблюдаться рост объемов лизинговых операций.

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

- низкая доступность долгосрочного финансирования, высокие ставки и короткие сроки кредитования. Развитие российского лизинга сдерживают несколько факторов макроуровня. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три-четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично. Улучшение в данном случае зависит от состояния всей российской экономики и от развития банковской системы. Необходимо принятие налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, которые бы покрывали их риски, связанные с долгосрочным кредитованием;

-  уровень знаний о лизинге потенциальных лизингополучателей. Лизинговая отрасль в России еще относительно невелика, и это частично является причиной того, что механизм и преимущества лизинговой сделки не совсем понятны потенциальным лизингополучателям. Именно поэтому основной задачей структур, поддерживающих развитие лизинга в России, является организация обучающих программ и семинаров по всей России;

-  неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в России, должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизации рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т.п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний;

-  развитие системы гарантий, что позволило бы избежать 100-процентного залога при лизинге (например, страхование);

-  отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, которая приобретает оборудование за полную стоимость;

Преодоление данных факторов является совместной задачей как государственных институтов, так и непосредственно лизингового сектора.

По моему мнению, для государства при сложившейся экономической ситуации острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает особое значение. Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности, обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства. Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.

Одновременно, России необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада, чтобы не допустить их ошибок и сделать так, чтобы такое явление, как фиктивный лизинг, в нашей стране себя не проявило. Конечно, это труднодостижимая цель - взять от лизинга «все хорошее», оставив негативные моменты лизинга «за бортом». Но эта цель актуальна для России, учитывая склонность российских предпринимателей к поиску возможностей обхождения налоговых законов. В случае ее достижения можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правовое регулирование договора лизинга