Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:19, статья
Статья посвящена анализу содержания и проблем становления правового режима подрядных отношений в условиях существования Советского государства и на рубеже перехода к рыночной экономике. Выявлены и исследованы особенности правового режима подрядных отношений и их разновидностей на различных этапах хозяйственного строительства в СССР и РСФСР; показаны предпосылки перехода к современной системе правового регулирования договорных подрядных отношений
------------------------------
<16> См.: Шмелев Н.П. На переломе: экономическая перестройка в СССР. М., 1989. С. 11.
В этот период получило распространение "шабашничество", т.е. выполнение сезонных строительных работ временными бригадами. В одной из публикаций того времени отмечалось, что за пятилетку (1981 - 1986 гг.) временные бригады освоили строительно-монтажных работ на 2 млрд. руб., в целом в сельском строительстве - 27 млрд. руб. В ряде областей Казахстана на их долю падает 40 - 50% всех строительных объемов. Здесь предельно малы накладные расходы, высока выработка в день на человека. Жилой дом, построенный такой бригадой, стоит 14, а не 40 тыс. руб., если бы его (дом) строила межхозяйственная строительная кооперация <17>. Откликаясь на запросы практики, исполнительные органы Советского государства для регулирования отношений с участием временных строительных бригад разработали и ввели в действие Типовой договор на проведение сельскохозяйственных работ временными бригадами (отдельными лицами) от 19 ноября 1986 г. Пункт 1 данного Типового договора не допускал привлечения услуг сторонних предприятий и передачу выполнения работ другим лицам. Таким образом, временная строительная бригада обязана была выполнить подрядные работы исключительно своими силами.
------------------------------
<17> См.: Окуньков А.А. Новое в правовом регулировании временных трудовых коллективов в строительстве // Советское государство и право. 1986. N 10.
Продолжается научное исследование гражданско-правовых отношений, складывающихся в сфере бытового обслуживания. Достаточно устойчивым становится мнение о договоре бытового заказа как разновидности договора подряда <18>, особенности которого обусловливаются субъектным составом.
------------------------------
<18> См.: Иоффе О.С. Основы советского гражданского законодательства. М., 1962. С. 138; Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Отв. ред. С.Н. Братусь, О.Н. Садиков. М.: Юридическая литература, 1982. С. 430.
После принятия и введения в действие Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. складывается определенная практика его применения. Что касается подрядных отношений с участием граждан (договор бытового заказа), то судебная практика обобщается Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 3 сентября 1974 г. "О некоторых вопросах в практике судов РСФСР по гражданским делам, связанным с обслуживанием населения" <19> (обновленным в 1989 г., а еще позднее замененным постановлением, разъясняющим вопросы применения законодательства о защите прав потребителей). Хотя из названия данного Постановления вытекает его специальная направленность, изучение текста Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 3 сентября 1974 г. показывает, что оно пытается решать и более общие проблемы. Например, в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 3 сентября 1974 г. "О некоторых вопросах в практике судов РСФСР по гражданским делам, связанным с обслуживанием населения" формулируется такое правоположение: если отдельные правила, содержащиеся в ведомственных нормативных актах, противоречат закону, суду необходимо руководствоваться законом.
------------------------------
<19> Сборник
постановлений Пленума
Дело заключается в том, что в этот период объем ведомственных правил и инструкций увеличился настолько (например, в 1977 г. Министерством бытового обслуживания РСФСР впервые были утверждены Единые правила бытового обслуживания, вступившие в силу с 1 июля 1978 г.), что, по сути дела, заменил собой кодифицированное гражданское законодательство. Ведомственное регулирование, отражая интересы соответствующих министерств и ведомств, недостаточно защищало права и интересы населения, противоречило Гражданскому кодексу РСФСР. Поэтому разъяснение Верховного Суда РСФСР о приоритете закона над ведомственными правилами имело большое значение. Вообще, надо отметить, что судебная практика этого периода играла прогрессивную роль в формировании и защите подрядных правоотношений. Причем в некоторых случаях Верховному Суду РСФСР приходилось играть своеобразную роль субъекта сочетания принципа законности с принципом экономической целесообразности.
СМУ, закончив основные строительные работы силами штатных работников и не имея рабочих для штукатурных и других отделочных работ, 4 августа 1969 г. вместе с колхозом "Заря" заключило договор подряда с бригадой рабочих во главе с Пачко для выполнения названных работ. Согласно этому договору СМУ выплачивает бригаде рабочих 6000 руб., а колхоз - 1000 руб. (такие варианты договорных подрядных отношений в то время были распространены). Считая, что сделка в части выплаты колхозом 1000 руб. неправомерна, прокурор предъявил иск в интересах колхоза о признании недействительным и взыскании 1000 руб. Вышестоящая инстанция указала, что отношения между подрядчиком и заказчиком регулируются главой 31 "Подряд на капитальное строительство" ГК РСФСР. Эти правовые нормы не содержат указаний о том, что колхоз не вправе заключать дополнительные к годовому подрядному договору соглашения с подрядчиком, связанные с обеспечением рабочей силой, материалами или денежными затратами, если это ускоряет завершение строительства объекта и экономически выгодно для колхоза. При рассмотрении дела народный суд установил, что дополнительное соглашение 4 августа 1969 г., согласно которому колхоз сверх сметной стоимости на строительство дома по государственным расценкам выплатил 1000 руб., было вызвано привлечением специалистов-строителей которых не было у подрядчика, для производства отделочных работ. В связи с этим строительство объекта закончено досрочно, жилой дом сдан в эксплуатацию, и стороны взаимных претензий не предъявляют <20>. Строго говоря, такие сделки не предусматривались законодательством о договорах подряда на капитальное строительство того времени, но Верховный Суд РСФСР занимал в разрешении возникавших споров верную правовую позицию.
------------------------------
<20> Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1971. N 10. С. 5 - 6.
Можно указать
и на другие правомерные выводы и
оценки, сделанные в то время высшими
судебными инстанциями СССР и
РСФСР в области правового
регулирования подрядных
Что касается арбитражной практики анализируемого периода, то она в основном сосредоточилась на рассмотрении и разрешении споров, вытекающих из договора подряда на капитальное строительство.
В этот период
в экономике страны нарастали
негативные и застойные явления,
экономический рост практически
не наблюдался. Пытаясь оживить
------------------------------
<21> СП СССР. 1979. N 18. Ст. 118.
<22> Правда. 09.10.1985.
В 1991 г. было обновлено
общесоюзное гражданское
------------------------------
<23> Ведомости
Съезда народных депутатов
Однако в
связи с распадом СССР стало невозможным
воплотить это правовое регулирование
в республиканском
Информация о работе Правовое регулирование договора подряда в советский период