Правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Права и свободы человека – это потенциальные возможности человека пользоваться определенными жизненными благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида.
В качестве важнейшего элемента правового положения человека следует рассматривать гражданство (подданство), так как права и свободы являются в первую очередь правами и свободами гражданина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь…..………….3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………....................9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..11

Файлы: 1 файл

Контрольная по Коституционному праву .doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

1. Правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь…..………….3

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………....................9

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Права и свободы человека – это потенциальные возможности человека пользоваться определенными жизненными благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой другого индивида.

В качестве важнейшего элемента правового положения человека следует  рассматривать гражданство (подданство), так как права и свободы  являются в первую очередь правами  и свободами гражданина.

Вопросы гражданства относятся к числу сложнейших в государственном строительстве. Гражданство выступает как элемент конституционного статуса; его наличие или отсутствие определяет объем прав и обязанностей личности. Гражданство напрямую затрагивает процессы реализации жизненных планов людей, а, следовательно, и человеческие судьбы. Поэтому проблемы, связанные с ним всегда являются актуальными и злободневными.

Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других в межгосударственном общении формах.

Институт гражданства  выполняет двоякую социально-юридическую  функцию. С одной стороны, гражданство  выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой –  как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь

 

В качестве важнейшего элемента правового положения человека следует  рассматривать гражданство (подданство), так как права и свободы  являются в первую очередь правами  и свободами гражданина.

Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства. Согласно ст.10 Конституции Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

В литературе подчеркивается, что вопросы гражданства, взаимоотношений  населения с государством близко соприкасаются с вопросами государственного суверенитета и даже с вопросами понятия государства. Ни одно государство не может быть признано самостоятельным, суверенным, если оно не имеет своих граждан. В этом и проявляется важная роль гражданства Республики Беларусь как гарантии ее суверенитета.

Именно посредством  гражданства Республика Беларусь отличает своих граждан от иностранных лиц и лиц без гражданства. Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно решает все вопросы: принадлежность к гражданству, основания приема в гражданство, его утраты и т.д.

Согласно законодательству гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь.

Отношения по поводу гражданства  в Республике Беларусь регулируются рядом правовых актов. Среди них  следует назвать:

Конституцию (ст.10, 84 и др.);

Закон от 1.08.2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь»;

Положение о порядке  рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями);

Договор о создании Союзного государства (ст.14-16), заключенный 8.12.1999 г., соглашения Республики Беларусь с Казахстаном, Украиной об упрощенном порядке приобретения гражданства;

Соглашение между Республикой  Беларусь и Республикой Казахстан  об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного  проживания в Республику Казахстан и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республики Беларусь (подписано 17.01. 1996 года в г. Минске, вступило в силу 31.07.1998 г.);

Соглашения между Республикой  Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (подписано 26.02.1999 года в г. Москве, вступило в силу 04.11.2000 г.);

Соглашение   между   Республикой  Беларусь  и  Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства  гражданами  Республики Беларусь, постоянно   проживающими   в   Украине,  и   гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь (подписано 12.03.1999 года в г. Киеве, вступило в силу 08.04.2000 г.). 

Порядок применения законодательства о гражданстве определен Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 года (в редакции Указа президента Республики Беларусь от 29.12.2006 г. № 755) и др.

В мире насчитывается  около 200 государств и каждое из них  имеет свое гражданство. Гражданство  – это неизменный атрибут суверенного  государства.

Существует много определений термина «гражданство» или аналогичных ему терминов. Наиболее распространенным в правовой литературе является следующее: Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения. Гражданство – это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается.

Гражданами Республики Беларусь являются:

– лица, состоящие в  гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу действующего Закона;

– лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с действующим Законом.

По своему правовому  статусу граждане конкретного государства  отличаются от иностранных граждан  и лиц без гражданства, к примеру тем, что только им принадлежат политические права и свободы.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству  другого государства.

Лицами без гражданства  в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Иностранные граждане и  лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами  и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь.

Иностранные граждане и  лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом  независимо от происхождения, социального  и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Избирательного права  иностранные граждане и лица без  гражданства не имеют, они не могут  избирать и быть избранными в выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

Так же они не несут  обязанности воинской службы в рядах  Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Отсутствие гражданства  у значительного количества постоянно проживающих в государстве лиц может быть источником социальных конфликтов. Статус «лицо без гражданства» является нежелательным. Поэтому обязательство избегать «безгражданства» или уменьшать возможность возникновения случаев «безгражданства» является общепризнанным принципом международного права, он же являет основным и в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве.

Существенный отпечаток на институт гражданства в нашей стране накладывает  тот факт, что Республика Беларусь является молодым государством. В СССР институт национального гражданства не получил должного развития, т.к. единое союзное государство обеспечивало фактическое и юридическое равноправие в многонациональной стране, а национальный фактор недооценивался. Это привело к негативным последствиям в условиях приобретения и укрепления независимости новых государств.

После распада Союза гражданство  явилось важнейшим средством  достижения максимальной суверенизации, одним из краеугольных камней организации  государства. Данный институт приобрел новую окраску и черты, что во многом обусловлено расширением сферы международных отношений Республики Беларусь с другими странами мира. Такие отношения затрагивают широкий круг проблем гражданства, которые все чаще приобретают международную значимость. От их разрешения зависят экономические, политические, социальные, этнографические и другие вопросы, касающиеся интересов не только отдельных личностей, но и целых групп людей, широких слоев населения, даже государства в целом.

Законодательство о гражданстве может стать источником потенциального конфликта, если оно ведет к появлению значительного числа недовольных людей или лиц без гражданства. Оно может привести к внутренним раздорам, усилить напряженность в межгосударственных отношениях, вызвать нежелательные потоки вынужденных переселенцев. С другой стороны тщательно сформулированное и правильно исполняемое законодательство о гражданстве может способствовать улучшению межнациональных отношений, содействовать свободе передвижения людей, а также развитию торговых и научных обменов.  

Институт гражданства в Республике Беларусь получил достаточно позитивное развитие. У нас накоплен немалый  опыт, сложились свои традиции, выработаны концептуальные подходы к ряду вопросов. Вместе с тем, особенность данной области права заключается в том, что законодательство о гражданстве очень динамично, оно не предназначено для того, чтобы быть неизменным и «вынуждено» совершенствоваться, исходя из изменений, происходящих в политической, экономической, социальной сферах жизни страны.

Принципы гражданства - это сущностные черты отношений  по поводу состояния в гражданстве.

Можно выделить следующие принципы гражданства.

  1. Каждый человек имеет право на гражданство (ст.3 Закона "О гражданстве Республики Беларусь").
  2. Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований его приобретения. Конституция и действующее законодательство, за некоторыми изъятиями, не устанавливает каких-либо особенностей правового статуса лиц в зависимости от того, как они приобрели гражданство: по рождению, в порядке приема, в порядке регистрации и т.д. Вместе с тем некоторые особенности существуют. Например, кандидатом в Президенты Республики Беларусь может баллотироваться лишь гражданин Республики Беларусь по рождению
  3. Гражданство Республики Беларусь является единым. Республика Беларусь является унитарным государством, поэтому единство гражданства обеспечить достаточно просто, хотя обычно и в федеративных государствах оно также обеспечивается.
  4. Гражданство имеет свободный характер. Конституция Республики Беларусь предусматривает, что никто не может быть лишен права изменить гражданство. Государством устанавливаются такие правовые нормы в области свободного приобретения или утраты гражданства, которые в целом отвечают международным требованиям и зарубежной практике. Законом предусмотрено, что гражданство не может быть предоставлено против воли лица.
  5. Сохранение гражданства.
  6. Недопустимость лишения гражданства.

Лишение гражданства  означает выражение односторонней  воли со стороны государства по отношению  к своему гражданину, отсутствие у  последнего желания (согласия) добровольно  выйти из гражданства.

Сохранение гражданства  за лицами, постоянно или временно проживающими за пределами Республики Беларусь, обусловлено, в первую очередь, конституционной свободой выбора места жительства и свободой передвижения. Одним из исключений из этого принципа было решение законодателя (Верховного Совета Республики Беларусь) при принятии им 18.10.1991 г. закона «О гражданстве Республики Беларусь», которым он, в частности, признал гражданами Республики Беларусь лиц, которые постоянно проживали на территории Республики Беларусь на день вступления в силу названного закона. В силу особенностей существования СССР, его законодательства такой подход к решению данной проблемы оказался весьма болезненным для многих выехавших с территории БССР в другие союзные республики.

Информация о работе Правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь