Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 00:35, реферат
Разнообразие имущественных отношений и видов деятельности, направленных на получение прибыли не всегда основано только лишь на частном интересе, получение прибыли может совмещаться с направленностью на достижение каких-либо общеполезных, социально-значимых целей и в таких случаях может возникнуть необходимость в отграничении на законодательном уровне различных видов деятельности. Отсюда появление в законодательстве Республики Беларусь такого понятия как предпринимательская деятельность и сопутствующих этому понятию иных правовых категорий: субъекты предпринимательства, субъекты малого предпринимательства, формы предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательства, налогообложение субъектов предпринимательства, учет субъектов предпринимательства и т.п. Все эти и подобные им понятия и категории наполнены конкретным правовым содержанием и влекут для юридических и физических лиц определенные правовые последствия.
Государственная регистрация субъектов предпринимательства.
В соответствии с правилами
ст. 22 Гражданского кодекса
Согласно ст. 47 Гражданского кодекса юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемым законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
В доктрине традиционно различают следующие способы образования юридических лиц: распорядительный (требуется распоряжение собственника (учредителя); разрешительный (требуется прохождение специальных разрешительных процедур); нормативно-явочный (не требуется специального разрешение на создание юридического лица, так как его создание дозволено законодательством).
Порядок государственной
Малое предпринимательство.
Деятельность физических и юридических лиц, занятых в сфере предпринимательства, характеризуется рядом показателей, наличие которых позволяет наделить их статусом субъекта малого предпринимательства. Подобные критерии закреплены в законодательстве многих стран, в том числе и в законодательстве Республики Беларусь.
Как правило, для идентификации малого предпринимательства используются такие показатели, как численность работников (определяется как среднесписочная численность работников по методике установленной законодательством), объем товарооборота (товары, работы, услуги в определенной стоимости и период времени), вид деятельности и отраслевая принадлежность (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство, торговля, бытовое обслуживание населения и т.д.).
В отдельных случаях, законодательством могут устанавливаться специальные критерии, по которым граждане и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут пользоваться правами распространяющимися на субъектов малого предпринимательства. Законодательство не различает малые предприятия как одну из организационно- правовых форм осуществления предпринимательской деятельности. Понятие малого предприятия, прежде всего, означает соответствие такого предприятия установленному законом количественному критерию.
Законодательство определяет правовые последствия, которые наступают в случае превышения субъектом малого предпринимательства среднесписочной численности работников, а именно: лишение на определенный период своей деятельности льгот, предусмотренных законодательством о малом предпринимательстве.
Субъектами малого предпринимательства могут быть организации и граждане, которые занимаются не только каким-то одним видом деятельности, но и несколькими видами деятельности. В этом случае они по общему правилу относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за определенный период времени, что определяется по результатам работы за отчетный период времени на основании данных бухгалтерского учета в порядке, определенном законодательством, в том числе о бухгалтерском учете и отчетности.
Под
малым предпринимательством
Большое значение в правовом регулировании деятельности субъектом малого предпринимательства имеют законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, устанавливающие особенности деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе порядка пользования имуществом, получения кредитов, исчисления и уплаты налогов, подготовки кадров и т.д.
Формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
По общему правилу государство поощряет деятельность субъектов малого предпринимательства, поскольку предполагается, что такая деятельность в отдельных отраслях экономики может приносить наибольшую выгоду, как самим субъектам предпринимательства, так и государству. С другой стороны, деятельность субъектов малого предпринимательства может способствовать более быстрому и эффективному решению важных социально-экономических задач.
Формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определяются законодательством о малом предпринимательстве. Как правило, наиболее благоприятные условия деятельности субъектов малого предпринимательства создаются посредством использования предусмотренных законодательством особых организационно-правовых форм, которые содействуют проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства, участию в формировании рыночной инфраструктуры, поддержке инновационной деятельности, привлечению национальных и иностранных инвестиций и т.д. К таким организационно-правовым формам могут быть отнесены фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, общества взаимного кредитования и т.п., правовой статус которых определен специальными нормативными правовыми актами и которые могут иметь имущество и осуществлять предпринимательскую деятельность.
Прекращение деятельности субъектов предпринимательства. Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица возможно посредством реорганизации или ликвидации коммерческой организации. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Вместе с тем, при выделении коммерческая организация продолжает осуществлять свою деятельность, а на основе обособленных ее подразделений создаются одно или несколько юридических лиц. Правила о реорганизации юридических лиц содержатся в ст. ст. 53-56 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Общие положения, касающиеся ликвидации юридических лиц содержатся в ст. ст. 57- 62 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов предпринимательства устанавливается также специальными нормативными правовыми актами.
Деятельность субъектов предпринимательства, коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей может быть прекращена в добровольном порядке (например, по решению учредителей (участников), индивидуального предпринимателя) или в принудительном порядке (например, по решению суда или регистрирующего органа) и лишь по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами.
Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности