Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 00:35, реферат

Описание работы

Разнообразие имущественных отношений и видов деятельности, направленных на получение прибыли не всегда основано только лишь на частном интересе, получение прибыли может совмещаться с направленностью на достижение каких-либо общеполезных, социально-значимых целей и в таких случаях может возникнуть необходимость в отграничении на законодательном уровне различных видов деятельности. Отсюда появление в законодательстве Республики Беларусь такого понятия как предпринимательская деятельность и сопутствующих этому понятию иных правовых категорий: субъекты предпринимательства, субъекты малого предпринимательства, формы предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательства, налогообложение субъектов предпринимательства, учет субъектов предпринимательства и т.п. Все эти и подобные им понятия и категории наполнены конкретным правовым содержанием и влекут для юридических и физических лиц определенные правовые последствия.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование предпринимательской деятельности.docx

— 23.53 Кб (Скачать файл)

Государственная регистрация субъектов предпринимательства.

  В соответствии с правилами  ст. 22 Гражданского кодекса гражданин  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента  государственной регистрации в  качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности  граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, применяются  правила Гражданского кодекса, которые  регулируют деятельность коммерческих  организаций, если только иное  не вытекает из законодательства  или существа правоотношения.

Согласно ст. 47 Гражданского кодекса юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемым законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

В доктрине традиционно различают следующие способы образования юридических лиц: распорядительный (требуется распоряжение собственника (учредителя); разрешительный (требуется прохождение специальных разрешительных процедур); нормативно-явочный (не требуется специального разрешение на создание юридического лица, так как его создание дозволено законодательством).

  Порядок государственной регистрации  определяется специальными нормативными  правовыми актами, которые устанавливают  перечень регистрирующих органов, перечень необходимых для государственной  регистрации документов, порядок  регистрации изменений и дополнений  в учредительные документы, основания  для отказа в государственной  регистрации и др.

Малое предпринимательство.

Деятельность физических и юридических лиц, занятых в сфере предпринимательства, характеризуется рядом показателей, наличие которых позволяет наделить их статусом субъекта малого предпринимательства. Подобные критерии закреплены в законодательстве многих стран, в том числе и в законодательстве Республики Беларусь.

Как правило, для идентификации малого предпринимательства используются такие показатели, как численность работников (определяется как среднесписочная численность работников по методике установленной законодательством), объем товарооборота (товары, работы, услуги в определенной стоимости и период времени), вид деятельности и отраслевая принадлежность (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство, торговля, бытовое обслуживание населения и т.д.).

В отдельных случаях, законодательством могут устанавливаться специальные критерии, по которым граждане и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут пользоваться правами распространяющимися на субъектов малого предпринимательства. Законодательство не различает малые предприятия как одну из организационно- правовых форм осуществления предпринимательской деятельности. Понятие малого предприятия, прежде всего, означает соответствие такого предприятия установленному законом количественному критерию.

Законодательство определяет правовые последствия, которые наступают в случае превышения субъектом малого предпринимательства среднесписочной численности работников, а именно: лишение на определенный период своей деятельности льгот, предусмотренных законодательством о малом предпринимательстве.

Субъектами малого предпринимательства могут быть организации и граждане, которые занимаются не только каким-то одним видом деятельности, но и несколькими видами деятельности. В этом случае они по общему правилу относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за определенный период времени, что определяется по результатам работы за отчетный период времени на основании данных бухгалтерского учета в порядке, определенном законодательством, в том числе о бухгалтерском учете и отчетности.

 Под  малым предпринимательством понимается  деятельность субъектов предпринимательства, когда такая деятельность осуществляется  как с образованием юридического  лица, так и без образования  юридического лица в соответствии  с количественными и иными  критериями, установленными законодательством.

Большое значение в правовом регулировании деятельности субъектом малого предпринимательства имеют законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, устанавливающие особенности деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе порядка пользования имуществом, получения кредитов, исчисления и уплаты налогов, подготовки кадров и т.д.

Формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

По общему правилу государство поощряет деятельность субъектов малого предпринимательства, поскольку предполагается, что такая деятельность в отдельных отраслях экономики может приносить наибольшую выгоду, как самим субъектам предпринимательства, так и государству. С другой стороны, деятельность субъектов малого предпринимательства может способствовать более быстрому и эффективному решению важных социально-экономических задач.

Формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определяются законодательством о малом предпринимательстве. Как правило, наиболее благоприятные условия деятельности субъектов малого предпринимательства создаются посредством использования предусмотренных законодательством особых организационно-правовых форм, которые содействуют проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства, участию в формировании рыночной инфраструктуры, поддержке инновационной деятельности, привлечению национальных и иностранных инвестиций и т.д. К таким организационно-правовым формам могут быть отнесены фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, общества взаимного кредитования и т.п., правовой статус которых определен специальными нормативными правовыми актами и которые могут иметь имущество и осуществлять предпринимательскую деятельность.

Прекращение деятельности субъектов предпринимательства. Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица возможно посредством реорганизации или ликвидации коммерческой организации. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Вместе с тем, при выделении коммерческая организация продолжает осуществлять свою деятельность, а на основе обособленных ее подразделений создаются одно или несколько юридических лиц. Правила о реорганизации юридических лиц содержатся в ст. ст. 53-56 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Общие положения, касающиеся ликвидации юридических лиц содержатся в ст. ст. 57- 62 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов предпринимательства устанавливается также специальными нормативными правовыми актами.

Деятельность субъектов предпринимательства, коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей может быть прекращена в добровольном порядке (например, по решению учредителей (участников), индивидуального предпринимателя) или в принудительном порядке (например, по решению суда или регистрирующего органа) и лишь по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами.

 

 

 


Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности