Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью этого исследования является характеристика взаимоотношений государства и личности, и анализ реализации основных прав и свобод человека, являющихся составными частями правового статуса личности, в современной России.
В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие правового статуса личности, охарактеризовать основные элементы, входящие в структуру этого понятия; рассмотреть содержание основ конституционно-правового положения личности в РФ, проанализировать современное состояние реализации и защиты основных прав и свобод личности в России, определить основные нарушения прав человека в России, предложить меры по их устранению.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие правового статуса личности 4
2. Основы правового статуса личности в Российской Федерации 10
2.1. Содержание основ правового положения личности в РФ 10
2.2. Принципы правового статуса личности в РФ 17
2.3. Государственная защита прав личности 19
3. Права человека в России - современная ситуация 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

правовой статус личности.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее значимыми  и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения социально-экономических  прав, призванных гарантировать достойный  для человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, здравоохранения, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий, льгот и т.п.).

Неуемная политическая раздача государством льгот и  привилегий разрушает и без того хрупкую систему социальной защиты. Гуманитарная сущность права на социальное обеспечение и скудность бюджетов требуют концентрации государственных средств на помощи тем, кто стоит буквально на грани физического выживания. У нас же, в условиях хронического недостатка средств, часть льгот, и услуг предоставляется не по гуманитарным мотивам (нетрудоспособность, нахождение в трудной жизненной ситуации), а по политическим или близким к ним (в связи с ведомственной принадлежностью и т.д.). Чрезмерно широкая и уравнительная социальная политика государства приводит к тому, что самым незащищенным и малообеспеченным (пенсионеры, инвалиды) достаются лишь крохи от социального пирога. А проводимая Правительством с 1 января 2005 года,  так называемая монетизация льгот, привела к тому, что материальное положение  большинства малообеспеченных  граждан, еще более ухудшилось. 

Наиболее запущенная государством сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни: право на образование и медицинское обслуживание. Бесправное положение пациентов, учащихся даже не формулируется соответствующими государственными органами как проблема. Не меньшим препятствием для реализации этих прав становится и лавинообразное ухудшение качества предоставления образовательных и медицинских услуг, что напрямую связано с обнищанием государственного образования и здравоохранения, с соответствующим падением "профессиональных нравов".

Несмотря на наличие  в российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права  граждан на свободу передвижения и торжество свободы выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны. Проблемы эти, прежде всего, связаны с институтом прописки; формально отмененном, но фактически продолжающем ограничивать свободу граждан в форме "регистрации". Связано это с тем, что реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. По месту регистрации выплачиваются пенсии и всевозможные социальные пособия. Тесно привязано к "официальному" месту жительства предоставление медицинской помощи и оплата ее государством. Соответственно, если гражданин по той или иной причине не имеет регистрации, он автоматически сталкивается с серьезными проблемами в этих жизненно важных сферах.

Наиболее массово и  повсеместно нарушается право граждан  на доступ к информации о себе и  право на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам. Почти ежедневно большинство граждан сталкиваются с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы. И это при том, что именно реализация права на информацию делает возможным соблюдение и защиту любых других прав личности, создает условия для нормальной цивилизованной жизни.

При внешней относительной  благополучности серьезным испытаниям подвергается одно из основных экономических  прав - свобода предпринимательства. Существующий режим фактически вывел  предпринимателей за рамки правового  поля, отдав их на откуп чиновничеству и криминалитету. Тем временем владельцы властных ресурсов создают новую, бюрократическо-монополистическую экономику, все более подавляющую частную инициативу и конкуренцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Правовой  статус личности - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности. В общем виде, правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупность прав, свобод, и обязанностей личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

Правовое  положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется  совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект  правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Основы  конституционно-правового  положения личности в РФ,  есть  совокупность предусмотренных Конституцией РФ и принятыми в ее развитие иными нормативными правовыми актами основополагающих прав, свобод и обязанностей индивида, реализация и исполнение которых обеспечивается особой системой конституционных гарантий. При этом конституционные основы правового статуса человека и гражданина включат в себя: гражданство, конституционные принципы правового положения личности, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные), их гарантии. Это важнейшие компоненты правового положения индивида, его ядро. Они играют решающую роль в определении общего положения человека в обществе, имеют принципиальное значение

В ходе работы мы выяснили, что сейчас в Российской Федерации отсутствуют реальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Де-юре права и свободы граждан провозглашены Конституцией РФ, де-факто в России происходит систематическое вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Нами также  были рассмотрены основные нарушения прав человека в России, и выявлены основные источники, от которых в первую очередь исходит угроза правам человека в стране. Нами также были высказаны предложения по улучшению ситуации с защитой прав человека, к этим предложениям хотелось бы добавить следующее.

Защита прав человека - настолько трудное, разнообразное  и затратное дело, что волей-неволей  приходится выделять приоритеты.

Если говорить о категориях граждан, наиболее страдающих от нарушений прав человека и более  всего нуждающихся в защите как государства, так и правозащитных организаций, то, безусловно, и, прежде всего, речь должна идти о самых слабых наших согражданах, самых беззащитных, находящихся в абсолютной зависимости от чужой воли - о детях. Последствия нарушения прав человека в отношении детей наиболее трагичны, т.к. наиболее судьбоносны, хотя дети могут и не воспринимать эти нарушения так остро, как взрослые. Ребенок, в силу своего возраста, не может правильно оценить ситуацию - именно поэтому он и наиболее беззащитен. Беспризорники, детдомовцы, дети из неблагополучных семей должны быть в центре внимания правозащитных организаций. И Российское государство не может не считать проблемы детей своими главными проблемами. На что может рассчитывать страна с таким числом беспризорных детей, с массовой детской дистрофией и катастрофически падающим качеством образования? Положение дел в этих сферах нетерпимо и требует самых быстрых и радикальных мер.

Современное отношение Российского государства  к детям, как минимум, ненормально. При тотальной скудности бюджетов всех уровней государственную социальную политику в определенном смысле можно назвать дискриминационной по возрастному признаку. Объем ресурсов, направляемых на поддержку пожилых граждан, значительно (при сопоставимой численности) превышает средства, отпускаемые на обеспечение социального и физического здоровья подрастающего поколения. Дети у нас, по сути, принесены в жертву избирательной активности стариков. Беспризорники и детдомовцы на выборы не ходят - кому они нужны.

Если говорить о приоритетности отдельных прав человека, защита которых требует  максимальных усилий, то, без сомнения, на первом месте должна стоять деятельность, направленная на защиту граждан от пыток и других форм жестокого  обращения и наказания.

Крайне важно  делать все возможное и для  защиты информационных прав граждан, обеспечивающих реализацию всех остальных прав. При  этом речь идет не только и не столько  о свободе слова (этим занимаются много и многие), сколько о праве  на получение информации из государственных и муниципальных источников. Это право - важнейший инструмент в преодолении пещерного российского бюрократизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 // Российская газета – 1993 - № 237 – 25 дек.
  2. Федеральный закон  РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"//  Собрание законодательства РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031

литература  и материалы периодической печати

  1. Аверкеев И.В. Права человека в России - современная ситуация. Доклад о соблюдении прав человека в Пермской области в 2000 году. // Журнал "Право и безопасность" Номер - 2-3 Август 2001г
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М – НОРМА, 1997
  3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России :Учебное пособие. – М: Юрист 1997
  4. Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник – М.: Юность,  2000
  5. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов. М: Знание 1997
  6. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М: Юриспруденция 2002
  7. Конституционное право: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – М: 1999
  8. Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России /Правоведение. –1998. -№4
  9. Международные акты о правах человека. Сборник документов /Сост и авторы вступит статьи В.А. Карташин, Е.А. Лукашева – М: 1998
  10. Нерсесянц В.С. Всеобщая теория права и государства. учебник для юридических вузов и факультетов. –М: Юрист 2000
  11. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. к.ю.н.  Окунькова Л.А.). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Издательство БЕК, 1996
  12. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.; Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002.-959 с.
  13. Теория государства и права. / Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М. Юрист, 1998.
  14. Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России /Журнал российского права. – 2000. - №8 - с.32-33
  15. Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. – М: ПЕР СХ, 2003

1 См: Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов. М: 1997 с. 58

2 Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. – М: ПЕР СХ, 2003 с.391-392

3 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России :Учебное пособие. – М: 1997 с.86

4 см: .Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М: 2002

5Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031

6 Договор между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 9 декабря 1999г. о создании Союзного государства //Парламентская газета. – 1999-25 декабря.

7 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России :Учебное пособие. – М: 1997 с.92

8 Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов. М: Знание 1997 с. 85

9 Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. – М: ПЕР СХ, 2003 с.121

10 Конституционное право: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. – М: 1999 с.246

11 Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. – М: ПЕР СХ, 2003 с.402

12 Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России /Журнал российского права. – 2000. - №8 - с.32-33

13 Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России /Правоведение. –1998. -№4 с.12

14 см: Аверкеев И.В. Права человека в России - современная ситуация. Доклад о соблюдении прав человека в Пермской области в 2000 году. // Журнал "Право и безопасность" Номер - 2-3 Август 2001г

15 иначе трудно назвать большинство этих медицинских учреждений

 


Информация о работе Правовой статус личности