Правовой статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является правовой статус личности, как реальное положение человека в системе общественных отношений.
Для реализации данной цели мне потребуется выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие правового статуса личности, его структуру и виды;
- изучить особенностей правового статуса личности;
- рассмотреть права и свободы личности;
- рассмотреть юридические обязанности личности.
Предметом изучения является правовой статус личности, как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовой статус личности (его понятие, структура, виды)
Глава 2. Особенности правового статуса личности в правовом государстве
Глава 3. Права и свободы личности
Глава 4. Юридические обязанности личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Правовой стватус личности.docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)

Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток  ее ущемления. В том числе со стороны  государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека. Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение  в частности, в решениях Европейского союза по правам человека.

К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь  и достоинство личности; свободу  передвижения и выбора местожительства; свободу совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные и осуществлять их атеистическую пропаганду); свободу выбора национальности и выбора языка общения.

По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы  личности. Выражая гуманистические  принципы всякого демократически организованного  общества. Поскольку личные права  и свободы выступают в качестве эффективных инструментов самозащиты человека от давления и вмешательства  извне в его частную жизнь  и внутренний мир, в их развитие и  укреплении объективно заинтересовано все общество13.

Политические права и свободы - важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной  властью возможность участия (как  индивидуально, так и коллективно) в общественно- политической жизни  государства и осуществлении  государственной власти. Тем самым  преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права  граждан являются непременным условием функционирования всех других видов  прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают  как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

Выступая в качестве фактора, маркирующего природу государства, средства контроля за властью, оценочного критерия демократического режима, политические права и свободы - неотъемлемый атрибут цивилизованного  общества.

Политические права и свободы  направлены на проявление человека в  качестве активного участника политического  процесса. Ценность этой категории  прав состоит в том, что они  создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом  и государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного участника политического процесса.

Следует особо подчеркнуть, что  политические права обычно признаются лишь за гражданами, т. е. обладание  политическими правами связывается  с принадлежностью к гражданству  конкретного государства. В отличие  от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных  интересов).

Непосредственное участие граждан  в управлении делами государства  осуществляется путём их волеизъявления на выборах, референдумах, а также  личного участия в работе органов  законодательной, исполнительной или  судебной власти.

Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического  права является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдумах, право на равный доступ к публичным  функциям и должностям, а также  на участие в отправлении правосудия.

Отсюда вполне справедлив вывод  о том, что право на участие  в управлении государственными и  общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений  между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.

Социально-экономические (наряду с  культурными) права касаются подержания и нормативного закрепления социально-экономических  условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда  и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью  создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и  нужды. Их объем и степень реализованности  во многом зависят от состояния экономики  и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданским и политическими правами менее развиты14.

В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических  прав являются: распространенность на определенную социально-экономическую  область жизни человека; допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок положений.

Сегодня значение социально-экономических  прав для обеспечения правового  статуса личности очень велико. Как  отмечено в Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и  нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными  и культурными правами так  же, как и своими гражданскими и  политическими правами».

Обязанность государств в сфере  защиты социально- экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и  социальные реформы, обеспечивать полное участие своего рода в процессе и  выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования  данными правами. Каждое государство  несёт ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному  развитию своего народа.

Например, к социально-экономическим  правам относятся: права на собственность, предпринимательскую деятельность, жилище, равноправие полов и т. д., а к правам в области культуры относят права на участие в  культурной жизни, доступ к культурным ценностям, образование, свободу творчества и т. д.

 

Глава 4. Юридические обязанности личности.

 

Необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права  и личности выступают юридические  обязанности, без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния  и проявления общественной жизни. Они - условие нормального функционирования конституционных институтов, управления производственными процессами, поддержания  устойчивости и стабильности в обществе.

Юридическая обязанность есть установленная  законом мера должного, общественно  необходимого поведения, а также  вид поведения. Это властная форма  социальной регуляции опирающаяся  на «силовое» начало, т.е. на возможность  государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется  интерес управомоченного в любом  правоотношении.

Обязанность отвечает также интересам  самого правообязанного лица, а в  конечном счете – целям и задачам  всей политико-правовой системы. Без  этих инструментов общество быстро превратилось бы в некий рыхлый и неуправляемый  анархо-синдикат. Обязанности придают  государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.

Корреляция прав и обязанностей создает уравновешенное общественное состояний, иначе говоря – режим  наибольшего благоприятствования  для повседневной жизнедеятельности  людей. Такое сочетание выражает разумный баланс интересов всех членов и составных частей общества, способствует достижению согласия, взаимопонимания  и социального компромисса между  ними. Это средство гармонизации интересов  государства и личности, а также  интересов граждан в их взаимоотношениях друг с другом. Иным путем трудно добиться желаемого социального  эффекта.

Юридическая обязанность – вид  и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить  порядок и «умиротворение» в  жизнь. Она -  преграда на пути произвола, хаоса, своеволия, неорганизованности, всего деструктивного и мешающего  нормальному развитию общества.

Обязанность тесно связана с  субъективным правом; это парные, взаимозависимые  понятия. Известно, что любая правовая норма носит предоставительно-обязывающий  характер и уже поэтому предусматривает  как возможное, так и должное  поведение, Обязанность-способ обеспечения  прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право-это сфера  власти и свободы индивида, то юридическая  обязанность-область необходимости  и подчинения. Носитель обязанности  должен понимать и сознавать свою «несвободу» и связанность ради общего блага.

Функциональное развитие юридических  обязанностей – корреспондировать  субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме  правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное-формировать  должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и  правопорядок в обществе.

Все эти функции тесно взаимосвязаны  и взаимозависимы, осуществляются одновременно. Любые субъективные права практически  могут быть реализованы только через  чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности  предполагают чье-то право требовать  их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в «одной связке», а не порознь. Обязанности-обратная сторона прав.

Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек  имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное  и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданина требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».

В Международном пакте о гражданских  и политических правах также зафиксировано, что «отдельный человек имеет  обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит», Исходя из этих общих  положений, соответствующие государства  закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обязанностей применительно к конкретным условиям и национальным интересам. При этом речь, конечно, идет не только об обязанностях граждан, но и об обязанностях органов  власти, должностных лиц, других субъектов.

Когда-то, в начале развития цивилизации, между правами и обязанностями  вообще не проводилось никакого различия; в представлениях людей и в  их повседневной жизни они были «слиты»  воедино. «Для индейца,- писал Ф. Энгельс,- не существовало вопроса, являются ли участие в общественных делах, кровная  месть или уплата выкупа за нее  правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота – правом или обязанностью»15. Но затем эти понятия четко разделились.

Проблема единства (сочетания) прав и обязанностей многопланова. В ней  можно выделить ряд аспектов: исторический, социально-политический, философский, юридический, нравственный, психологический  и др. Права и обязанности, будучи самостоятельными категориями, «обречены» на тесное «сотрудничество» в деле регулирования общественных отношений. «Корреляция субъективных прав и  обязанностей аксиоматична для философии  права, общей теории права и отраслевых юридических наук»16.

К сожалению, обязанности в гораздо  меньшей степени исследованы  учеными, чем права – в этом смысле им «не повезло». Соответственно эти категории слабее распространены в общественном и индивидуальном сознании – о них часто просто «забывают». Отсутствует четкая классификация обязанностей, в то время как в конкретных и общих правоотношениях их ровно столько, сколько прав. Задача правовой науки – обратить на них более пристальное внимание.

Права плюс обязанности, свобода плюс ответственность – такова аксиома  нормальной жизнедеятельности людей. Это разумно, справедливо, демократично. Нарушение данного принципа, в  сущности, всегда является социальной аномалией. Обязанности – реестр требований, предъявляемых обществом  к личности. Причем с юридической  точки зрения требования эти выражают политико-нравственный минимум, а не максимум. Максимум, как известно, выражает мораль.

В ныне действующей Конституции  обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию  и законы, платить налоги, сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам, историческому и культурному  наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15, 44, 57-59).

Между тем в международных пактах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это известное отступление от общепринятых стандартов. В конституциях современных зарубежных стран обязанности  также представлены шире и значительнее. В нынешних российских условиях обязанности  как дисциплинирующий фактор не менее  необходимы, чем права.

Резкий дисбаланс между правами  и обязанностями, зафиксированными в Конституции, обычно объясняется  тем, что если первые охватывают все  сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. И это в принципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обязанности незримо «сопровождают» все права, корреспондируя им в соответствующих  правоотношениях, т.е. в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в «пустой звук». Ведь обязанности – способ обеспечения прав.

Это, конечно, не значит, что в том  или ином нормативном акте «в паре»  с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать обязанность –  чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить  в главном Законе страны, чтобы  граждане лучше их знали и строго соблюдали. Правосознанию общества это не повредит.

 

Информация о работе Правовой статус личности