Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 10:54, реферат

Описание работы

Права покупателя при покупке товара ненадлежащего качества. Документы и сроки предъявления требований в отношении недостатков товара. Устранение недостатков товара, его замена, расчёты с покупателем в случае приобретения товара ненадлежащего качества

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ
2.1. Качество товаров
2.2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей

Файлы: 1 файл

курсовая гр право.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

 

министерство образования и науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


 

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Гражданское право (особенная часть)»

 

Тема «Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества»

 

 

Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

Студент М.В. Каторгин

 

Группа   ЮРбз-1131Д (СПО)

 

Преподаватель: _А.В. Маркин_

 

 

«18» февраля 2014г.

 

 

 

Тольятти 2014г.

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ

2.1. Качество товаров

2.2. Последствия продажи  товара ненадлежащего качества

2.3. Ответственность за  нарушение прав потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведение розничной торговли во все времена было делом непростым и требовало от продавцов не только определенных навыков и познаний в области товароведения, но и знания всевозможных правил и законов. Торговля всегда считалась ремеслом, в той или иной мере связанным с обманом, ведь торговец или купец продавал товар не за те деньги, которые заплатил сам. Целью продавца всегда было одно: продать товар с наибольшей выгодой, но это в целом справедливое и полезное желание не всегда согласовывалось и согласуется с интересами покупателя. Покупатель стремится приобрести нужную ему качественную вещь за приемлемую сумму, продавец же стремится продать каждому потенциальному покупателю именно то, что есть у него, иногда даже тогда, когда кому-то из покупателей данный товар по тем или иным причинам не подходит. Поскольку продавец всегда знает о своем товаре больше покупателя, да и умение продавать включает в себя многое, с давних пор у большинства в отношении розничных торговцев сформировалось определенное недоверие, что нашло свое отражение в законах и других нормативных актах, регулирующих сферу розничной торговли. Эти документы содержат целый ряд ограничений и мер, направленных на защиту покупателя, приобретающего товар для его конечного потребления, - потребителя.

При формировании нового российского законодательства был принят специальный Закон «О защите прав потребителей», который был призван оградить добропорядочных граждан от обмана нечистых на руку продавцов.  
          Закон писался парламентариями на заре рыночной экономики, когда заинтересованность продавца в конкретном покупателе почти полностью отсутствовала. Законодатель работал в условиях форс-мажора, когда рушились старые устои, формировалась новая экономика, необходимый опыт отсутствовал. Все это привело к появлению в Законе большого количества противоречий и неясностей.

Данная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как большинство нарушений происходит в сфере торговли, в частности, это касается договора розничной купли-продажи. Мы должны знать свои права, потому что практически каждый день нам приходится сталкиваться с покупкой таких товаров, как продукты питания, одежда, обувь, иногда покупаем технически сложные товары - автомобили, телевизоры, компьютеры, фотоаппараты и так далее, еще реже покупаем квартиры, дачи, мебель и другое.

Во всех этих ситуациях мы - потребители, а те, кто продают нам товары - продавцы, а кто изготавливает эти товары- изготовители. В этих ситуациях мы имеем право предъявить продавцу и (или) изготовителю товаров различные требования. Нужно знать свои права и уметь их защищать - очень часто для защиты своих интересов не требуется обращаться в суд - достаточно грамотно изложить свои требования продавцу или изготовителю. 
         При покупке любых товаров потребитель имеет право получить всю необходимую ему информацию о товаре, чтобы знать, как им пользоваться, куда обращаться для ремонта. Купленные нами товары должны быть качественными и безопасными. Изготовитель обязан обеспечить нам возможность ремонта и технического обслуживания купленных товаров. 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Экономические трудности середины 80-х годов привели к тому, что из лексикона практически исчезло слово «купить». Потребление представляло собой одну сплошную и непрерывную трудность, выражаемую лишь одним роковым вопросом: где достать?

Немного позже пришли рыночные реформы, вслед за ними – законы, защищающие интересы потребителей. Казалось бы, все проблемы решены, ведь появились справедливые законы, предоставляющие потребителям реальную возможность защитить себя от произвола производителей и продавцов. Однако жизнь показала, что закон – ничто, если его никто не применяет.

Источники

Кроме понятия «закон» есть более широкое понятие: «законодательство о защите прав потребителей», которое включает в себя систему правовых норм, содержащихся в разных нормативно-правовых актах, основным из которых является Закон «О защите прав потребителей»:

  • Конституция Российской Федерации – согласно ст. 20, 30, 37, 41, 42, 43 граждане имеют право на жизнь, объединение в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и т.д.; при нарушении этих прав каждый гражданин может обратиться в суд;
  • Гражданский кодекс РФ – в первой части говориться о предприятиях, юридических лицах, статусе гражданина, собственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства; во второй части регулируются предпринимательские отношения, имущественные отношения граждан;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях – ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16 определяют административную ответственность работников торговли за нарушение правил продажи товаров, обман потребителей, за осуществление деятельности без государственной регистрации или лицензии и т.д;
  • Закон «О техническом регулировании» - регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении как обязательных, так и на добровольной основе, требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; оценке соответствия;
  • Закон РФ «О рекламе» - регулирует отношения, возникающие в процессе размещения и распространения рекламы на рынках товаров РФ, определяет основные требования к качеству рекламы и порядку ее размещения;
  • Правила продажи отдельных видов товаров - регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров;

и множество других законов и подзаконных нормативно-правовых актов, так или иначе стоящих на страже наших интересов как потребителей. И ориентироваться в этом множестве нормативно-правовых актов может, безусловно, только человек, имеющий профессиональное юридическое образование.

Предписания, указанные в правовых документах, осуществляется при применении и толковании норм о защите прав потребителей в судебной практике, складывающейся в области разрешения споров с участием потребителей.

Однако знание общих положений потребительского законодательства и особенно Закона «О защите прав потребителей» очень полезно даже с психологической точки зрения, вступая в отношения с представителями бизнеса или государства, оказываясь в состоянии конфликта с ними, мы должны осознавать, что нас поддерживает закон, что у нас есть определенные права. Тогда мы непременно почувствуем себя значительно увереннее и, как следствие, наше поведение будет существенно отличаться от поведения человека, который никогда не слышал ни о своих правах, ни о законе, их защищающем.

Основы правового регулирования

Около 45 лет назад, 15 марта 1962 г., президент США Джон Кеннеди произнес речь, в которой провозгласил четыре основных права потребителей:

  1. право на выбор;
  2. право на безопасность;
  3. право быть выслушанным;
  4. право на информацию.

А много позже, 9 апреля 1985 года при принятии резолюции Генеральной Ассамблеей ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» были провозглашены следующие права, которых стало на четыре больше:

  • право на удовлетворение основных нужд означает право на основные (базовые) товары и услуги, обеспечивающие выживание, - на адекватную пищу, одежду, кров, санитарные условия, здравоохранение, образование;
  • право на безопасность означает право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни;
  • право на информированность означает право получать сведения, необходимые для того, чтобы делать обоснованный выбор или принимать нужные решения;
  • право выбора означает право иметь доступ к разнообразию товаров и услуг, продаваемых по конкретным ценам, а в случае монопольной торговли – иметь при справедливой цене гарантию удовлетворительного качества;
  • право быть выслушанным означает право потребителя отстаивать свои интересы и побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать их полному и сочувственному рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики;
  • право на возмещение означает право на удовлетворение обоснованных претензий;
  • право на потребительское просвещение означает право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение всей жизни, повышать грамотность по части отстаивания своих интересов (потребительских прав);
  • право на здоровую окружающую среду означает право на физическое окружение, способное повышать качество жизни.

Эти права были признаны и Международной организацией Союзов потребителей1, они же, практически все, нашли свое отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».

В отличие от продавцов-профессионалов потребитель всегда дилетант. Нетрудно предугадать, чем заканчивается столкновение профессионала и дилетанта. Именно поэтому недостаточно дать потребителю права, необходимо научить его этими правами пользоваться. Врачи говорят: «Нельзя вылечить больного, если он сам этого не хочет». Точно так же нельзя защитить потребителя, который делает все, чтобы защита стала невозможной.

В 1992 году в России был принят Закон «О защите прав потребителей», который довольно быстро завоевал популярность и стал одним из самых применяемых в России. Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны. Наряду с расширением прав потребителей, устанавливается ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Вносятся существенные изменения в представления о некоторых вопросах, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Тысячи потребителей с помощью этого закона сумели защитить свои права. Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ.

Последние изменения были внесены 21 декабря 2004 года Федеральным законом № 171-ФЗ.

Поскольку Закон «О защите прав потребителя» носит социальную направленность, т.е. имеет своей целью защиту интересов широких слоев населения, то и в вопросе структуры его норм он должен соответствовать этой направленности. Первое и главное из требований к структуре такого закона - способность любого человека понять, регулирует ли данный закон отношения в интересующей его сфере, что понимается под тем или иным термином, содержащимся в нормах закона, и какие действия ему необходимо совершить, чтобы защитить свои личные интересы в данной сфере. При этом следует учитывать, что закон, направленный на защиту интересов неограниченного круга лиц, должен быть максимально подробно и понятно изложен, так как рассчитан на его применение людьми не только не имеющими юридического образования, но и никогда не сталкивавшимися с проблемами правовой защиты своих интересов.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из этого определения следует, что закон применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон в которых является гражданин – физическое лицо. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются законом одинаково.

Если же товары приобретаются юридическим лицом, то в этом случае применяются нормы гражданского законодательства. Столь разный подход к защите прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты…).

Потребитель, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства, и т.д.

Потребителем признается как гражданин, который уже приобрел товар и использует его, так и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, мы уже являемся потребителями. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение закона.

Закон считает потребителем не только гражданина, приобретающего товар, но и то, кто непосредственно этим товаром пользуется.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», гражданин только тогда является потребителем, когда он приобретает товары исключительно для личных бытовых нужд. А этим понятием охватывается очень широкий круг отношений с участием граждан, и поэтому отношения с участием граждан регулируются законом лишь тогда, когда товары приобретаются для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Другой стороной во взаимоотношениях с потребителями являются изготовитель (организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель1, производящие товары для реализации потребителям); исполнитель (организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору); продавец (организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи).

Информация о работе Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества