Предмет и методы гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Основными общепризнанными критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, т.е. особой области общественных отношений, и метода правового регулирования, т.е. известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений, соответствующих их особому характеру. В качестве дополнительных критериев указывается также наличие особых, самостоятельных функций отрасли права, что связано с ее положением элемента общей системы права, и общих положений (Общей части), свидетельствующих о юридической однородности составляющих отрасль правовых институтов и норм. Гражданское право как самостоятельная правовая отрасль в полной мере отвечает всем перечисленным критериям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 5
Понятие гражданского права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 5
Глава 2 12
Предмет и методы гражданского права 12
Глава 3 18
Функции гражданского права 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Гражданское право.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1 5

Понятие гражданского права как отрасли права, науки  и учебной дисциплины 5

Глава 2 12

Предмет и  методы гражданского права 12

Глава 3 18

Функции гражданского права 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Список использованных источников 24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

До недавнего времени  отечественная правовая система, развивавшаяся  как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочисленных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало  несколько десятков. Ее главной особенностью было многообразие составляющих элементов  при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы  частного и публичного права.

К числу известных преимуществ  такого подхода можно было отнести  возможность максимального учета  специфики разнообразных видов  общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность  их регламентации. Однако при этом неизбежными  стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость  последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в "пограничных", переходных ситуациях, складывавшихся "на стыке" отдельных правовых отраслей. Решение  проблемы нередко искали в создании новых, "комплексных", или "вторичных" правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему.

Однако главной задачей  правовой системы является не разграничение  правовых отраслей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их системе), а обеспечение их единого, комплексного воздействия  на регулируемые общественные отношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально-экономические  и организационно-правовые факторы.

Прежний правопорядок в той  или иной мере достигал этих целей  с помощью построения системы  правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой  некую "пирамиду", во главе которой  находилось конституционное (государственное) право. Затем следовали подчиненные ему "основные" отрасли - гражданское, уголовное, административное, процессуальное право, - в свою очередь возглавлявшие группы правовых отраслей, большей частью выделившихся из базовых, "материнских" (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного - финансовое и т.д.). Таким образом, всю эту систему пронизывали публичные начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал и административно-плановому характеру государственной экономики, и реальной роли тогдашнего государства в общественной жизни.

Кардинальное реформирование экономического и общественного  строя в качестве одного из неизбежных следствий имело изменение данной системы. Восстановление частноправовых начал и переход к принципиальному  делению всей правовой сферы на частноправовую и публично-правовую привели к тому, что место "пирамиды" соподчиненных отраслей заняла новая их система, основанная на равенстве частноправового и публично-правового подходов. В этой системе две взаимодействующие, но не соподчиненные сферы частного и публичного права поглощают множество отдельных правовых отраслей и их групп.

Система частного права уже  была охарактеризована ранее. Более  сложную структуру должна, очевидно, приобрести сфера публичного права, в основном сохраняющая многообразие правовых отраслей (хотя, возможно, и  требующая их известного "укрупнения", например, за счет расширения сферы  действия классического конституционного и административного права). Очевидно также, что в этой системе не остается места для "комплексных правовых образований", представлявшихся иногда в виде новых правовых отраслей. Однако обе составляющие ее сферы  пока еще находятся в состоянии  формирования и окончательные ответы на возникающие при этом вопросы должна дать наука теории государства и права, учитывая также состояние и выводы отраслевых правовых наук.

Ясно также, что новая  система права в большей мере соответствует задачам формирования правового государства и гражданского общества, которое не должно более  находиться под постоянным и всеобъемлющим  государственным воздействием. Единство и согласованность этой системы  обеспечиваются не иерархической соподчиненностью ее элементов, а единством лежащих  в ее основе общих правовых принципов, а также критериев выделения (обособления) правовых отраслей, определяющим функциональные особенности каждой из этих подсистем. Социально-экономическую базу такого положения составляют признание  ключевой роли неотъемлемых прав и  свобод личности, федеративная система  государственного устройства, основанная на возрастающей роли регионов и местного самоуправления, а также рыночная организация хозяйства.

Основными общепризнанными  критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, т.е. особой области общественных отношений, и метода правового регулирования, т.е. известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений, соответствующих  их особому характеру. В качестве дополнительных критериев указывается  также наличие особых, самостоятельных  функций отрасли права, что связано  с ее положением элемента общей системы  права, и общих положений (Общей  части), свидетельствующих о юридической  однородности составляющих отрасль  правовых институтов и норм. Гражданское  право как самостоятельная правовая отрасль в полной мере отвечает всем перечисленным критериям.

  

 

Глава 1

Понятие гражданского права как отрасли права, науки  и учебной дисциплины

 

Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место  в правовой системе как основной, базовой отрасли, предназначенной  для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений.

В настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. Так, к нему теперь относится ряд отношений землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую  природу в связи с признанием права частной собственности  на некоторые земельные участки  и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в  сферу семейных отношений. Взаимоотношения  индивидуального управляющего с  нанявшей его компанией (например, акционерным  обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства. Все это свидетельствует о  возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений.

Гражданское право является одной из основных отраслей всей системы  права и имеет глубокие исторические корни. Термин "гражданское право" использовался еще римскими юристами, а римское право в течение  нескольких веков оставалось одной  из фундаментальных аксиом в юриспруденции  и оказало сильнейшее влияние  на право многих стран континентальной Европы. Гражданское право, как любая отрасль в системе права, состоит из правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. С целью отграничения общественных отношений, регулируемых гражданским правом, от других отраслей права применяются понятия предмета и метода.

Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства имущественные товарно-денежные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения и иные личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения.

Слово «принцип» (от латинского principium – начало, основа), которое применяется к гражданскому праву, означает основные исходные положения, присущие всем его нормам или многим его институтам. Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие правоприменительные положения системы права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер. Основные начала присущи как правовой системе в целом, так и отдельным правовым институтам, подотраслям и отдельным правовым отраслям.

В ст.2 ГК нашли законодательное закрепление  важнейшие принципы гражданского права  Республики Беларусь. Это означает, что они могут быть непосредственно  применены в случаях, когда в  гражданском законодательстве не обнаружены нормы права, регулирующие соответствующие  имущественные или личные неимущественные  отношения и необходимо применить  аналогию права. Правда, в ст.2 ГК названы  некоторые принципы, присущие всем отраслям права Республики Беларусь, а не только гражданскому праву. В  частности, всей системе права Республики Беларусь присущи принципы, вытекающие из Конституции Республики Беларусь: верховенство права, социальной направленности регулирования экономической деятельности, приоритета общественных интересов.

К основным принципам гражданского права относятся:

– принцип равенства участников гражданских правоотношений;

– принцип неприкосновенности собственности;

– принцип свободы договора;

– принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений;

– принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

– принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;

– принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

– принцип диспозитивности.

Под системой права понимают его внутреннее строение, структуру. Она не является результатом произвольного решения законодателя, а предопределена общественными отношениями в данном обществе и государстве. Система права состоит из определенных частей, именуемых отраслями права, находящихся в определенном соотношении и взаимодействии.

Каждая из отраслей права  имеет свою систему, состоящую из следующих структурных подразделений: правовых норм, институтов и подотраслей.

Исторически в гражданском  праве сложились две системы  его формулирования. При первой из них – институциональной системе  гражданско-правовые нормы распределяются по трем разделам: лица, собственность, способы приобретения собственности. При второй – пандентной системе выделяют общие вопросы гражданского права и особенную часть, которая включает специальную проблематику гражданского права.

Гражданское право Республики Беларусь восприняло пандентную систему. Такая систематизация норм гражданского права имеет неоспоримые преимущества. В общей части содержатся общие предписания о предмете гражданского права, его принципах, составе гражданского законодательства, действии его норм во времени и по аналогии, основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, осуществлении и защите гражданских прав, лицах (физических и юридических), объектах гражданского права, сделках, представительстве и исковой давности.

Особенная часть гражданского права включает отдельные виды обязательств (этот раздел наиболее обширен ввиду  разнообразия договорных обязательств), авторское и патентное право, наследственное право. Такое построение системы гражданского права позволяет вынести в Общую часть правовые предписания общего характера и не повторять их в Особенной части. Однако в соответствии с общепринятыми правилами толкования правовых норм при применении норм Особенной части необходимо учитывать действие положений ее Общей части, например, правила об исковой давности, представительстве и др.

Наука  гражданского  права  является  частью  всего  научного  знания. В литературе  науку  рассматривают  в  трех  аспектах: как  особую  форму общественного  сознания, как  познавательную  деятельность  или  как  саму исследовательскую  работу, добывающую  новые  знания, и  как  социальный институт, проявляющийся  в  создании, например, сети  научных  организаций.

Наука как особая форма  общественного  сознания представляет собой систему знаний, отражающих  познанные  законы и явления природы, общества, мышления.

Для всех юридических наук, в том числе и для науки гражданского права (или для цивилистики), такое многоаспектное  понимание  является справедливым. В учебной литературе рассматривается определение гражданско-правовой науки как системы знаний.

Целью изучения любой науки, в том числе гражданско-правовой, является выявление  объективных  закономерностей, которые  лежат  в  основе  предмета этой науки. Применительно к науке гражданского права цель изучения состоит в установлении тех объективных законов, не зависящих от воли людей, которые выражаются  и  закрепляются  в  нормах  гражданского  права. Правовые  нормы, особенно  гражданско-правовые, должны  объективно  отражать  те  реальные экономические  отношения, которые  на  определенном  этапе  исторического развития  существуют  в обществе, несмотря  на  субъективный  характер самого правотворчества.

Таким  образом, гражданско-правовая наука – это наука о  специфических  социальных  закономерностях  гражданско-правового  регулирования общественных отношений. Наука  гражданского  права  изучает, прежде  всего, предмет  правового регулирования отрасли гражданского права, а также практику применения актов гражданского  законодательства, позволяющую  судить  о  том, насколько адекватны  правовые  нормы  общественным  отношениям, им  регулируемым. В сферу  изучения  науки  гражданского  права  попадает  не  только  национальная система  законодательства, но  и  система  законодательства  других  государств континентальной, англо-американской  и  иных  семей  права, а  также правоприменительный  опыт  разных  стран. Интерес  для  науки  гражданского права  представляют  нормы  не  только  действующего  законодательства, они рассматриваются в их историческом становлении и дальнейшем развитии.

Информация о работе Предмет и методы гражданского права