Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 20:22, контрольная работа
С возвращением земли в гражданский оборот земельное право стало составной отраслью, включающей в себя как гражданско-правовые вопросы частного оборота земель и их перехода из публичного обладания в частные руки (смежно с гражданским, а также, в части полномочий публичного собственника, с административным правом), так и публично-правовые вопросы, прежде всего, об укреплении прав на землю и о публично-правовом вмешательстве в оборот земель, об их использовании по целевому назначению, об охране земель как природного объекта (смежно с природоохранным законодательством). Много в земельном законодательстве и универсальных норм технического характера, которые применимы как в частно - правовых, так и в публично-правовых целях.
Понятие и предмет земельного права. Изменения предмета земельного права на современном этапе.
Разграничение государственной собственности на землю.
Решите задачу:
Выполнила:
Студентка 4 курса
2семестр
Маргарита Лиханова
Москва 2008 год
Областной комитет по природным ресурсам обратился в Арбитражный суд с иском к фермеру С., в котором просил: а) признать действия фермера по ликвидации деревьев на земельном участке противоправными, ибо их отсутствие ухудшает состояние окружающей природной среды на соседних земельных участках; б) возместить ущерб, вызванный загрязнением водоема, находящемся на фермерском участке.
Фермер иск не признал, заявив, что деревья, произрастающие на земельном участке и водоем находятся в его частной собственности, и он вправе по своему усмотрению распоряжаться этой недвижимостью.
Какие права
и обязанности имеет
Какие правомочия имеет собственник земельного участка на природные ресурсы, находящиеся на земельном участке?
Какое решение должен принять суд?
1. Земельное право — отрасль права (совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина), регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.
С возвращением земли
в гражданский оборот земельное
право стало составной
Система и структура — архитектурно-
Земельные отношения — предмет земельного права. Они представляют собой юридически значимые связи, взаимозависимое между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся использования земель, приобретения прав земельные участки, распоряжения землями, охраны земель, государственного управления в области использования и охраны земель. Другими словами, везде, где отношения между субъектами права складываются по поводу земель, земельных участков, независимо от того, какими нормативными актами регулируются эти отношения, следует говорить о возникновении земельных отношений.
Структура отражает вертикальное построение
права. Каждая отрасль (подотрасль) права,
будучи элементом в системе
Основной структурной единицей
земельного права является правовая
норма, или принятое в установленном
порядке и обязательное для соблюдения
правило поведения
Выделение институтов земельного права — процесс динамичный. Изменения в земельной политике, появление новых видов юридических прав на землю, реформы государственного управления создают условия для появления новых институтов, исчезновения старых. Динамичность структуры земельного права можно наблюдать в настоящее время, когда исчез институт исключительной государственной собственности, появились институт частной собственности, институт аренды.
По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение. К таковым можно отнести институт собственности на землю, институт землепользования, институт государственного управления, институт правовой охраны земель, институт юридической ответственности. Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Соответственно к ним относятся институты земель сельскохозяйственного назначения, поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, водного и лесного фондов, земель запаса. Каждый из этих институтов объединяет нормы, устанавливающие правовой режим соответствующей категории земель.
Несмотря на такую определенность, институты земельного права не обладают единством и полной автономией, границы между ними подвижны, а нередко и условны. Примером может служить соотношение между институтом правовой охраны земель, институтом землепользования, институтом собственности. Охрана земель обеспечивается не только мерами рекультивации, мелиорацими, иными восстановительными и профилактическими мерами, но и недопущением загрязнения земель в процессе землепользования, в том числе путем нормирования применения удобрений, рациональной организации территории, обеспечением задач по охране земель в процессе совершения сделок с землей, приватизации земель, реализации правомочий собственности. Установить жесткую границу между институтами землепользования, собственности и правовой охраны земель фактически невозможно, и проводимая граница будет лишь условной.
Что же касается изменения
предмета земельного права, то в условиях перехода России к рыночным
отношениям, вместе с изменениями общественных
отношений между людьми, менялось и право,
регулирующее их. Изменению подверглись
все сферы общественной жизни, все отрасли
и сферы, которые регулирует право. Не
осталась и в стороне такая важная отрасль
юридической науки, как земельное право,
регулирующее общественные отношения
(земельные отношения) в сфере купли, продажи,
предоставлении и охране земли и земельных
ресурсов.
Действующим российским законодательством
и прежде всего Земельным Кодексом Российской
Федерации от 2001г. определено значение
земельных ресурсов как основы жизни и
деятельности человека, согласно которому
регулирование отношений по использованию
и охране земли осуществляется исходя
из представлений о земле как о природном
объекте, охраняемом в качестве важнейшей
составной части природы, природном ресурсе,
используемом в качестве средства производства
в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
и основы осуществления хозяйственной
и иной деятельности на территории Российской
Федерации, и одновременно как о недвижимом
имуществе, об объекте права собственности
и иных прав на землю (пункт 1 статьи 1 ЗК
РФ)
2) приоритет охраны земли как важнейшего
компонента окружающей среды и средства
производства в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве перед использованием земли
в качестве недвижимого имущества, согласно
которому владение, пользование и распоряжение
землей осуществляются собственниками
земельных участков свободно, если это
не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека,
согласно которому при осуществлении
деятельности по использованию и охране
земель должны быть приняты такие решения
и осуществлены такие виды деятельности,
которые позволили бы обеспечить сохранение
жизни человека или предотвратить негативное
(вредное) воздействие на здоровье человека,
даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать, воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы
земельных участков и прочно
связанных с ними объектов, согласно
которому все прочно связанные с земельными участками
объекты следуют судьбе земельных участков,
за исключением случаев, установленных
федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель
и земель особо охраняемых территорий,
согласно которому изъятие ценных земель
сельскохозяйственного назначения, земель
лесного фонда, занятых лесами первой
группы, земель особо охраняемых природных
территорий и объектов, земель, занятых
объектами культурного наследия, других
особо ценных земель и земель особо охраняемых
территорий для иных целей ограничивается
или запрещается в порядке, установленном
федеральными законами. Установление
данного принципа не должно толковаться
как отрицание или умаление значения земель
других категорий;
7) платность использования земли, согласно
которому любое использование земли осуществляется
за плату, за исключением случаев, установленных
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению
на категории, согласно которому правовой
режим земель определяется исходя из их
принадлежности к той или иной категории
и разрешенного использования в соответствии
с зонированием территорий и требованиями
законодательства;
9) разграничение государственной собственности
на землю на собственность Российской
Федерации, собственность субъектов Российской
Федерации и собственность муниципальных
образований, согласно которому правовые
основы и порядок такого разграничения
устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированный подход к установлению
правового режима земель, в соответствии
с которым при определении их правового
режима должны учитываться природные,
социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных
интересов граждан, согласно которому
регулирование использования и охраны
земель осуществляется в интересах всего
общества при обеспечении гарантий каждого
гражданина на свободное владение, пользование
и распоряжение принадлежащим ему земельным
участком.
При регулировании земельных отношений
применяется принцип разграничения действия
норм гражданского законодательства и
норм земельного законодательства в части
регулирования отношений по использованию
земель, а также принцип государственного
регулирования приватизации земли.
Интерес к земельному праву как к отрасли
права обусловлен важностью земельного
права на современном этапе развития российской
экономики и сельского хозяйства. Также
велика роль земельного права в отношениях
между собственниками земли, земельных,
садовых участков, фермерских хозяйств
и др. Таким образом земля – объект собственности,
доля которой в современной России стремительно
возрастает.
2. Проблема разграничения государственной собственности на землю стала центральной в новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации, который базируется на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской федерации и собственность муниципальных образований. Правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю установлены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Собственность Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации
возникает в отношении
Сбор сведений о земельных участках,
в отношении которых при
- постановление о предоставлении земельного участка (со всеми изменениями и дополнениями);
- государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, договор аренды земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права пользования земельным участком;
- кадастровый план земельного участка;
- учредительные документы юридического лица;
- план приватизации государственного предприятия.
В целях формирования перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований возникает право собственности указанные сведения и документы направляются в Минимущество России. Подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков утверждаются Правительством Российской Федерации. Возникшие споры между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных участках подлежат рассмотрению создаваемыми Территориальным управлением согласительными комиссиями. По результатам работы согласительная комиссия принимает решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень земельных участков или о передаче спора в суд.