Законы устанавливают основания,
по которым может быть отказано
в предоставлении названных статусов.
Отказ в принятии ходатайства
и отказ в предоставлении соответствующего
статуса может быть обжалован
в вышестоящий орган миграционной
службы или в суд.
Лица, признанные беженцами
или вынужденными переселенцами,
пользуются всеми правами и
несут все обязанности гражданина РФ,
если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Эти лица вправе в течение
трех месяцев избрать местом
своего постоянного жительства
либо населенный пункт из числа
предлагаемых органом миграционной
службы, либо населенный пункт,
в котором проживают их родственники
при условии согласия последних.
Установлены льготные условия
для приобретения беженцами российского
гражданства.
Органы государственной власти
и органы местного самоуправления
обязаны оказывать беженцам и
вынужденным переселенцам всестороннюю
помощь и содействие в решении
их жизненных проблем, связанных
с устройством на новом месте
жительства.
Для временного размещения
беженцев и вынужденных переселенцев
(на срок не более трех месяцев)
создаются центры, являющиеся государственными
учреждениями миграционной службы.
Вынужденным переселенцам может
быть предоставлена долговременная
беспроцентная возвратная ссуда
на строительство (приобретение)
жилья.
В законах определены основания,
при которых лицо утрачивает
статус беженца или вынужденного
переселенца.
Основной принцип, определяющий
правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации, закреплен
в ст. 62 Конституции. В соответствии
с ней указанные лица пользуются
правами и несут обязанности наравне
с гражданами Российской Федерации, кроме
случаев, установленных федеральным законом
или международным договором Российской
Федерации.
Российского закона, конкретизирующего
правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства,
пока нет. В бывшем Союзе
ССР 24 июня 1981г. был принят Закон
«О правовом положении иностранных
граждан в СССР»20. В нем закреплены
общие принципы их правового
положения, их основные права,
свободы, обязанности и ответственность.
До принятия соответствующего
закона в Российской Федерации
он действует на ее территории
в части, не противоречащей
Конституции РФ.
Иностранными гражданами признаются
лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации и имеющие
доказательства своей принадлежности
к гражданству иностранного государства.
Выделяются две категории
иностранных граждан: постоянно
проживающие и временно пребывающие
в Российской Федерации. В их
статусе есть определенные различия.
Основные принципы правового
положения иностранных граждан
в Российской Федерации характеризуются
демократическими, интернационалистскими
началами.
Использование иностранными
гражданами прав и свобод не
должно наносить ущерба интересам
Российской Федерации, законным
интересам ее граждан и других
лиц. Иностранные граждане обязаны
соблюдать Конституцию Российской
Федерации и ее законодательство.
Постоянно проживающие в
России иностранные граждане
могут работать в качестве
рабочих и служащих или заниматься
иной трудовой деятельностью
на общих основаниях с гражданами
Российской Федерации, если иное
не вытекает из законодательства.
В федеральных законах назначение
на определенные должности или
занятие отдельными видами трудовой
деятельности увязывается с принадлежностью
к российскому гражданству.
Иностранные граждане имеют
право на отдых, на охрану
здоровья, на пособия, пенсии и
другие формы социального обеспечения,
па пользование жилым помещением,
право собственности на жилой
дом и иное имущество, право
на образование, на пользование
достижениями культуры. Они могут
вступать в профсоюзы, кооперативные,
акционерные, научные, культурные,
спортивные и другие общественные
объединения (кроме политических
партий), если это не противоречит
их уставам.
Наравне с гражданами РФ
им гарантируются свобода совести,
неприкосновенность личности и жилища.
Иностранные граждане могут
заключать и расторгать браки
с гражданами Российской Федерации
и другими лицами.
К числу особенностей статуса
иностранных граждан в Российской
Федерации относится отсутствие
у них права избирать и быть
избранными в выборные государственные
органы, занимать государственные
должности, а также участвовать
во всенародных голосованиях (референдумах).
При определенных условиях они
могут участвовать в выборах
органов местного самоуправления
и местном референдуме.
Иностранные граждане не
несут обязанности военной службы в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Допускаются передвижение иностранных
граждан по территории Российской
Федерации и выбор места жительства
в порядке, установленном законодательством,
а также соответствующими международными
договорами Российской Федерации.
Однако в интересах обеспечения
государственной безопасности, охраны
общественного порядка могут
устанавливаться ограничения в
передвижении и выборе ими
места жительства.
Постановлением Правительства
РФ утверждается Перечень территорий
с регламентированным посещением
для иностранных граждан, о
чем МИД Российской Федерации
информирует дипломатические и
консульские представительства,
аккредитованные в России.
При соблюдении установленных
Федеральным законом от 15 августа 1996г.
«О порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию» правил
иностранные граждане могут въезжать
в Российскую Федерацию и выезжать из
нее. Статьи 26—28 определяют основания,
по которым въезд и выезд могут быть не
разрешены.
Иностранные граждане, совершившие
преступления, административные или
иные правонарушения на территории
Российской Федерации, подложат
ответственности на общих основаниях
с ее гражданами. Тем из них,
которые нарушают законодательство
о правовом положении иностранных
граждан, может быть сокращен
срок пребывания в Российской
Федерации.
Изложенные выше положения
распространяются и на лиц
без гражданства в Российской
Федерации, если иное не вытекает
из законодательства. Однако они
не затрагивают установленных
законодательством Российской Федерации
и международными договорами
привилегий и иммунитетов глав
и сотрудников иностранных дипломатических
и консульских представительств,
а также других лиц.
Принятие федерального закона
о правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации
является актуальной задачей
в связи со все возрастающим притоком
в страну иностранных граждан как легальным,
так и нелегальным путем.
В ст. 63 Конституции РФ закреплено,
что Российская Федерация предоставляет
политическое убежище иностранным
гражданам и лицам без гражданства
в соответствии с общепризнанными
нормами международного права.
В данном случае Конституция
исходит из норм международного
права о том, что каждое государство
использует право предоставления
политического убежища, и никто
не может рассматривать это
как недружественный акт. Указом
Президента от 21 июля 1997г, утверждено
Положение о порядке предоставления
Российской Федерацией политического
убежища21.
Основанием предоставления
политического убежища является
преследование (или его реальная
угроза) лица, ищущего убежища и
защиты, в стране его гражданской
принадлежности или в стране
своего обычного местожительства
за общественно политическую деятельность
и убеждения, которые не противоречат
демократическим принципам, признанным
мировым сообществом, нормам международного
права.
При наличии ряда оснований
политическое убежище не предоставляется:
если действия, явившиеся поводом
для преследования, признаются
в России преступлением, или
лицо виновно и совершении
действий, которые признаются в
России преступлением, или противоречат
целям и принципам ООН; если
лицо прибыло из третьей страны,
где ему не грозило преследование;
если лицо прибыло из страны с развитыми
и устоявшимися демократическими институтами
в области защиты прав человека; если лицо
прибыло из страны, с которой Российская
Федерация имеет соглашение о безвизовом
пересечении границ (без ущерба для права
данного лица на убежище в соответствии
с Федеральным законом «О беженцах»); если
лицо представило заведомо ложные сведения;
если лицо имеет гражданство третьей страны,
где оно не преследуется.
Ходатайство на имя Президента
о предоставлении политического
убежища направляется в территориальный
орган миграционной службы. Этот
орган рассматривает вопрос, запрашивает
заключение Министерства внутренних
дел, Министерства иностранных
дел, Федеральной службы безопасности
Российской Федерации и направляет
все материалы в Комиссию по
вопросам гражданства при Президенте
РФ со своим заключением. Комиссия
вносит свои предложения Президенту
для принятия им решения. Предоставление
Российской Федерацией политического
убежища производится указом
Президента РФ.
Лицу, которому предоставлено
политическое убежище, выдается
свидетельство установленного образца
по месту обращения лица с
ходатайством и оформляется вид
на жительство.
Получившее политическое убежище
лицо пользуется на территории
России правами и свободами
и несет обязанности наравне с гражданами
России, кроме случаев, установленных
для иностранных граждан и лиц без гражданства
федеральным законом или международным
договором Российской Федерации.
Право на политическое убежище
утрачивается в случаях возврата
лица в страну, которую оно
покинуло; выезда на жительство
в третью страну; добровольного
отказа от политического убежища
на территории России; приобретения
российского гражданства или
гражданства другой страны.
В Российской Федерации не
допускается выдача другим государствам
лиц, преследуемых за политические
убеждения, а также за действия
(или бездействие), не признаваемые
в Российской Федерации преступлениями.
Выдача лиц, обвиняемых в
совершении преступления, а также
передача осужденных для отбывания
наказания в других государствах
осуществляются на основе федерального
закона или международного договора
Российской Федерации (ст. 63 Конституции).
Глава II. Основания приобретения и
прекращения гражданства РФ
2.1 Особенности приобретения гражданства
РФ по новому ФЗ «О гражданстве
РФ»
Гражданство - это первый
и основополагающий элемент правового
статуса личности. Гражданство дает
объем прав, свобод и обязанностей конкретному
лицу. Ст. 6 Конституции РФ говорит, что
приобретение гражданства происходит
в соответствии с федеральным законом
(Законом РФ "О гражданстве"). Закон
говорит, что гражданство представляет
собой устойчивою связь человека с государством.
Эта связь выражается в совокупности прав
и обязанностей, основанных на уважении
и достоинстве основных прав и обязанностей.
Закон 2002 года «О гражданстве
РФ» установил следующие основания
приобретения гражданства:
1. Главным постоянно действующим основанием
пополнения корпуса граждан является
приобретение гражданства по рождению.
Это основание исходит из сочетания двух
принципов приобретения гражданства:
«право крови», т.е. с учётом гражданства
родителей, и «права почвы», - т.е. в зависимости
от места рождения.
Гражданами России признаются
лица по принципу "по рождению"
("по крови"). Если один из
родителей является гражданином
России, а второй родитель - лицо
без гражданства, то ребенок
будет являться гражданином Российской
Федерации. Если один из родителей
- гражданин России, а второй - гражданин
иностранного государства, то
вопрос о гражданстве ребенка,
не зависимо от места его
рождения, определяется письменным
соглашением родителей. При отсутствии
такого соглашения ребенок становится
гражданином России, если он родился
на ее территории.
Если ребенок будет найден
на территории Российской Федерации,
а родители его не будут
установлены, то он становится
гражданином России - принцип «право
почвы». Если же впоследствии
будут найдены родители или
опекуны ребенка, то ребенок
может изменить гражданство.
Если ребенок родился на
территории России у родителей,
являющимися гражданами иностранных
государств, то он будет признан
гражданином России, если эти
государства не предоставят ему
своего гражданства.