Прекращение права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы определена в первую очередь
объективно значительной ролью института прекращения права собственности в
современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к коей
является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы.
Институт прекращения права собственности существенная составляющая и
массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый
элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот институт придает
рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и
производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный
потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения
прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает
проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства

Содержание работы

Введение
Глава 1 Содержание права собственности
Глава 2. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
2.1. Основания прекращения права собственности
2.2. Отказ от права собственности
2.3. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
2.4. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему
принадлежать
2.5. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором
оно находится
2.6. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
2.7. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
2.8. Реквизиция
2.9. Конфискация
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Прекращение права собственности.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности  на

данное недвижимое имущество.

Правила настоящей статьи соответственно применяются при прекращении  права

собственности на недвижимое имущество  в связи с изъятием горных отводов,

участков акватории и других участков, на которых находится имущество.

Правила данной статьи ГК существенно  отличаются от порядка, который раньше

определялся ч. 2 ст. 31 Закона РСФСР  от 24 декабря 1990 г. "О собственности  в

РСФСР". Теперь недвижимое имущество (здания, сооружения и др.), находящееся

на земельном участке, изъятие  которого обусловлено государственными или

муниципальными нуждами или  ненадлежащим использованием земли, выкупается у

собственника или продается  с публичных торгов только по решению  суда. Однако

подробный порядок выкупа и продажи  этого имущества регулируется ст. 279 - 282

и 284 - 286 ГК (гл. 17), которые не введены  в действие (см. ст. 13 Вводного

закона). Поэтому при определении  законности изъятия имущества нужно

руководствоваться ч. 3 ст. 35 Конституции  и положениями данной статьи. При

определении компенсации собственнику стоимости его имущества можно  применять

правила ст. 55 Земельного кодекса и  Положение о порядке возмещения убытков

собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и

потерь сельскохозяйственного  производства, утв. Постановлением Правительства

РФ от 28 января 1993 г. (СА РФ, 1993, N 6, ст. 483) с дополнениями, принятыми

Постановлением Правительства  РФ от 27 ноября 1995 г. N 1176 (СЗ РФ, 1995, N

49, ст. 4808).

Собственнику возмещается стоимость  строений, жилых зданий, объектов культурно

- бытового назначения, производственных  и иных зданий и сооружений  или

расходов по переносу их на новое  место, стоимость плодово - ягодных, защитных

и иных многолетних насаждений, незавершенного производства.

Оценка жилых домов, других зданий, сооружений производится по сметной

стоимости (по типовым проектам) строительства  новых зданий, объектов и

сооружений. Незавершенное строительство  и неплодоносящие насаждения

оцениваются по фактически произведенным  объемам работ и затратам в  ценах на

момент изъятия земельного участка.

Решение суда об изъятии имущества  выносится на основании требования

государственного органа или органа местного самоуправления, которые должны

располагать убедительными доказательствами о необходимости изъятия именно

данного земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, тогда

как раньше (в соответствии с Законом "О собственности в РСФСР") суд

рассматривал спор по требованию собственника имущества, который обжаловал

административное решение, влекущее прекращение права собственности.

Нормы применяются и при необходимости  изъятия горных отводов, участков

акваторий и иных участков.

Во всех случаях принудительного  изъятия имущества собственник  вправе

настаивать на его предварительном  и равноценном возмещении. Обращает на себя

внимание тот факт, что ст. 35 Конституции  предусматривает возможность

принудительного отчуждения имущества  только для государственных нужд, тогда

как статья устанавливает такую  возможность и для муниципальных  нужд.

Изъятие имущества в виду ненадлежащего  использования земельного участка

представляет собой особый случай прекращения права собственности. Согласно

ст. 9 ГК граждане и юридические  лица по своему усмотрению осуществляют

принадлежащие им гражданские права, в том числе и право собственности. Однако

для некоторых объектов права, представляющих значительную общественную

ценность, установлены границы, в  которых это право может быть реализовано.

Одним из таких случаев является использование земли в соответствии с ее

назначением. Понятие ненадлежащего  использования земли и основания  для ее

изъятия устанавливаются земельным  законодательством.

     2.6. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии

с законом к особо ценным и  охраняемым государством, бесхозяйственно  содержит

эти ценности, что грозит утратой  ими своего значения, такие ценности по

решению суда могут быть изъяты у  собственника путем выкупа государством или

продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в

размере, установленном соглашением  сторон, а в случае спора - судом. При

продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи

сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

Данные положения соответствуют  ст. 44 Конституции, согласно которой "каждый

обязан заботиться о сохранении исторического и культурного  наследия".

Статья ГК воспроизводит (с некоторыми изменениями) положения ст. 141 ГК 1964.

Она не предусматривает необходимости  предварительного предупреждения

собственника как условия для  принудительного выкупа у него имущества. Сейчас

такой выкуп возможен во всех случаях  угрозы утраты им своего значения.

Определение вида материальных и духовных ценностей и объектов, которые

представляют общественную ценность и важны для сохранения и развития истории

и культуры, содержатся в Законе РСФСР  от 15 декабря 1978 г. "Об охране и

использовании памятников истории  и культуры" (Ведомости РСФСР, 1978, N 51,

ст. 1387; 1985, N 4, ст. 117). В то же время  перечень культурных ценностей

постоянно дополняется новыми объектами. Поэтому в Законе РФ от 9 октября 1992

г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости  РФ,

1992, N 46, ст. 2615) предусмотрено, что  состав (перечень культурного

достояния) определяется Правительством РФ по представлению субъектов

Российской Федерации и согласовывается  с Верховным Советом РФ на основе

заключений независимых экспертных комиссий.

П. 1 статьи не ставит принудительный выкуп указанного имущества в  зависимость

от характера поведения собственника, т.е. его вины в бесхозяйственном

содержании культурных ценностей. При опасности утраты ими своего значения они

по решению суда подлежат выкупу государством или продаже с публичных  торгов.

Выбор способа отчуждения предоставлен суду.

В отличие от ГК 1964 п. 1 не устанавливает, кто вправе предъявить требование

в суд о выкупе бесхозяйственно  содержимых культурных ценностей.

Следовательно, это могут быть государственные  или иные организации, в задачу

которых входит охрана такого рода объектов, - учреждения культуры, музеи,

архивы и другие организации  и граждане, заинтересованные в сохранности  этого

имущества.

Выкуп осуществляется на основании  договора, в котором цена имущества

определяется соглашением сторон или результатом публичных торгов, за вычетом

расходов на их проведение. В случае недостижения согласия о цене она

определяется судом.

     2.7. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном

противоречии с установленными на основании закона правилами и  принятыми в

обществе нормами гуманного  отношения к животным, эти животные могут быть

изъяты у собственника путем  их выкупа лицом, предъявившим соответствующее

требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае

спора - судом.

Статья имеет целью оградить животных от жестокого и иного  ненадлежащего

обращения с ними. Понятие домашних животных в статье не определено. Очевидно,

что к ним не относятся животные, обитающие в условиях естественной свободы.

Однако положения статьи могут  применяться к животным, которые  содержатся не

только в домашних условиях, но и в искусственно созданной среде - например в

зверинцах, у дрессировщиков и др.

Ненадлежащее обращение с животными  должно быть очевидным и противоречить  как

установленным нормативными актами правилам, так и принятым в обществе нормам

гуманного обращения с ними. Возможность  отчуждения животного на этом

основании в каждом случае устанавливает  суд.

Особенностью данной статьи является то, что выкуп животного возможен по

требованию любых граждан или  организаций, которые намерены приобрести их для

себя. Следовательно, другие лица, возмущенные  поведением хозяина животного,

но не намеренные его выкупить, не могут предъявить такое требование.

Принудительный выкуп осуществляется по решению суда на основании договора,

заключенного между собственником  животного и покупателем. В случае спора о

цене она определяется судом.

     2.8. Реквизиция

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных

обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах

общества по решению государственных  органов может быть изъято у собственника

в порядке и на условиях, установленных  законом, с выплатой ему стоимости

имущества (реквизиция).

Оценка, по которой собственнику возмещается  стоимость реквизированного

имущества, может быть оспорена им в суде.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия

обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать  по суду

возврата ему сохранившегося имущества.

Статья воспроизводит положения  п. 4 ст. 7 Закона "О собственности  в РСФСР",

но содержит существенные дополнения.

От других случаев принудительного  выкупа имущества (ст. 239 - 241, 293)

данная статья отличается тем, что  она имеет в виду указанные  в п. 1

чрезвычайные обстоятельства, для  устранения которых необходимо немедленное

изъятие у собственника определенного  имущества. Цель изъятия (реквизиции) -

не пресечь противоправное поведение  собственника, а обеспечить безопасность

граждан, спасти имущество или же уничтожить зараженных животных, в  случаях

эпидемии, эпизоотии. Поэтому имущество  изымается в административном порядке

по решению государственных  органов и без предварительного и равноценного

возмещения его стоимости, что  не соответствует правилам ч. 3 ст. 35

Конституции.

Реквизированное имущество переходит  в собственность государства  и передается

определенным органам. Порядок  и условия изъятия имущества  при реквизиции

должны определяться специальным  законом. Оценка этого имущества  может быть

оспорена в суде.

В п. 3 содержится новое положение, согласно которому собственник вправе

требовать возврата сохранившегося имущества  после прекращения действия

обстоятельств, вызвавших необходимость  реквизиции. В статье не определены

имущественные отношения сторон при  возврате собственнику его имущества. Нужно

полагать, что собственник вправе возвратить полученную за имущество

компенсацию с учетом потерь от снижения ценности вещи при использовании  ее во

время реквизиции.

     2.9. Конфискация

В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято

у собственника по решению суда в  виде санкции за совершение преступления или

иного правонарушения (конфискация).

В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена  в

административном порядке. Решение  о конфискации, принятое в административном

порядке, может быть обжаловано в  суд.

Статья в основном повторяет  положения п. 4 ст. 7 Закона "О собственности  в

РСФСР", но разграничивает случаи, когда конфискация имущества  происходит по

решению суда и в административном порядке.

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие государством

всего или части имущества, являющегося  собственностью лица, совершившего

уголовное преступление либо гражданское  или административное правонарушение.

В качестве уголовного наказания конфискация  определяется судом за тяжкие и

особо тяжкие преступления, совершенные  из корыстных побуждений, и может  быть

назначена только в случаях, предусмотренных  соответствующими статьями

Особенной части УК (например, ст. 158 - 164, 172, 174 и др.). Не подлежит

конфискации имущество, необходимое  осужденному или лицам, находящимся  на его

иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно - исполнительным

законодательством РФ (ст. 52 УК).

В качестве меры гражданско - правовой ответственности конфискация может  быть

применена судом при определении  последствий недействительных сделок (см. ст.

169, 179 и коммент.).

В административном порядке конфискация  применяется при изъятии оружия у лиц,

не имеющих разрешения на его  применение и хранение, при изъятии  предметов,

явившихся орудием или непосредственным объектом административного проступка

(ст. 24, 25 КоАП). Конфискация применяется  при нарушении таможенных правил, в

частности в отношении товаров  и транспортных средств, явившихся

непосредственными объектами такого нарушения, товаров и транспортных средств

со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения  через

таможенную границу Российской Федерации предметов, явившихся

Информация о работе Прекращение права собственности