Прекращение права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Недооценка института прекращения права собственности, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего первого десятилетия реформационных преобразований могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом. В контексте вышесказанного цель написания работы - изложить определенную концепцию прекращения права собственности, отражающей специфику и противоречивость его становления в нашей стране, адаптирующей мировой опыт.

Содержание работы

Введение
1. Содержание права собственности
2. Прекращение права собственности
2.1. Основания прекращения права собственности
2.2. Отказ от права собственности
2.3. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
2.4. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
2.5. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
2.6. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
2.7. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
2.8. Реквизиция
2.9. Конфискация
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Арест и реализация имущества  должника осуществляется в следующей  очередности:

1) в первую очередь  - имущества, непосредственно не  участвующего в производстве (ценные  бумаги, денежные средства на  депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт,  предметы дизайна офисов и  иное);

2) во вторую очередь  - готовой продукции (товаров), а  также иных материальных ценностей,  непосредственно не участвующих  в производстве и не предназначенных  для непосредственного участия  в нем;

3) в третью очередь  - объектов недвижимого имущества,  а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных  средств, предназначенных для  непосредственного участия в  производстве.

В случае ареста судебным приставом - исполнителем принадлежащего должнику - организации имущества третьей  очереди он в трехдневный срок направляет в Федеральное управление по делам о несостоятельности(банкротстве) при ГКИ РФ уведомление о произведенном аресте имущества должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя. В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника исполнительное производство и реализация его имущества, на которое обращено взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу.

Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными  организациями, с которыми заключается  соответствующий договор. Эти организации  проводят торги по заявке судебного  пристава - исполнителя с указанием  минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги.

Торги должны быть проведены  в двухмесячный срок со дня получения  специализированной организацией соответствующей  заявки. Торги проводятся в порядке, определенном ГК.

Для специальных случаев  в законе установлена возможность  бесспорного взыскания имущества  по обязательствам собственника, т.е. без  обращения в суд. Такой порядок  установлен для взыскания некоторых  штрафов по железнодорожным и  автомобильным перевозкам грузов и  в др. случаях. Согласно Положению  о порядке обращения взыскания  недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные  внебюджетные фонды, взыскание с  предприятий, учреждений и организаций  недоимок по налогам и другим обязательным платежам производится органами ГНС  РФ в бесспорном порядке. В Положении  подробно определен порядок взыскания, очередность обращения взысканий  на имущество должника, обеспечение  и оформление таких взысканий. Рассмотрев жалобу на действия органов налоговой полиции, которые взыскивают недоимки по налогам, штрафы и др. с юридических лиц в бесспорном порядке, Конституционный Суд РФ 17 декабря 1996 г. признал, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, т.к. оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично - правовой обязанности. Бесспорный порядок взыскания пени как дополнительного платежа в качестве компенсации потерь государственной казны также вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Иного рода меры - взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, различного рода штрафы, носят карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение. В случае обжалования такого действия в вышестоящий налоговый орган или в суд, взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Поэтому Конституционный Суд РФ признал положения п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993

2.4. Прекращение  права собственности лица на  имущество, которое не может  ему принадлежать

Если по основаниям, допускаемым  законом, в собственности лица оказалось  имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это  имущество должно быть отчуждено  собственником в течение года с момента возникновения права  собственности на имущество, если законом  не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество  не отчуждено собственником в  сроки, указанные в пункте 1 настоящей  статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению  государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему  собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или  муниципальную собственность с  возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты  на отчуждение имущества.

Если в собственности  гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном  для имущества, которое не может  принадлежать данному собственнику.

 Статья имеет в виду  имущество, которое может принадлежать  лишь определенным участникам  оборота либо нахождение которых  в обороте допускается по специальному  разрешению (объекты, ограниченно  оборотоспособные). Условием применения  данной статьи является правомерность приобретения этого имущества в собственность лица, например получение по наследству охотничьего огнестрельного оружия, право на которое данное лицо не имеет. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации определено в ст. 13 Закона об оружии.

В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса  о наследовании имущества и получения  лицензии на приобретение оружия оно  незамедлительно изымается для  ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими (ст. 20 Закона об оружии). При неполучении  лицензии и в других случаях, когда  данное лицо не может иметь право  собственности на определенное имущество, п. 1 данной статьи предлагает собственнику добровольно прекратить свое право  собственности путем отчуждения имущества в течение определенного  в ней срока. Этот срок может быть изменен законом.

В п. 2 указаны последствия  невыполнения требования об отчуждении имущества лицом, которому оно принадлежать не может. Тогда решение об отчуждении имущества принимает суд по заявлению  государственного органа или органа местного самоуправления. Порядок продажи  зависит от вида и назначения имущества. Оно может быть реализовано через  комиссионную торговлю, либо в специальном  порядке, либо перейти в государственную  или муниципальную собственность  с выплатой бывшему собственнику суммы, определенной судом, за вычетом  расходов на отчуждение имущества. Аналогично решается вопрос в отношении имущества, на приобретение или хранение которого нужно иметь лицензию, если в выдаче данного разрешения собственнику отказано. Средства, вырученные от продажи имущества, передаются собственнику.

2.5. Отчуждение  недвижимого имущества в связи  с изъятием участка, на котором  оно находится

В случаях, когда изъятие  земельного участка для государственных  или муниципальных нужд либо ввиду  ненадлежащего использования земли  невозможно без прекращения права  собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся  на данном участке, это имущество  может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи  с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 ГК.

Требование об изъятии  недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный  орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием  в суд, не докажет, что использование  земельного участка в целях, для  которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Правила настоящей статьи соответственно применяются при  прекращении права собственности  на недвижимое имущество в связи  с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится имущество.

Правила данной статьи ГК существенно  отличаются от порядка, который раньше определялся ч. 2 ст. 31 Закона РСФСР  от 24 декабря 1990 г. "О собственности  в РСФСР". Теперь недвижимое имущество (здания, сооружения и др.), находящееся  на земельном участке, изъятие которого обусловлено государственными или  муниципальными нуждами или ненадлежащим использованием земли, выкупается у  собственника или продается с  публичных торгов только по решению  суда. Однако подробный порядок выкупа и продажи этого имущества  регулируется ст. 279 - 282 и 284 - 286 ГК (гл. 17), которые не введены в действие (см. ст. 13 Вводного закона). Поэтому  при определении законности изъятия  имущества нужно руководствоваться  ч. 3 ст. 35 Конституции и положениями  данной статьи. При определении компенсации  собственнику стоимости его имущества  можно применять правила ст. 55 Земельного кодекса и Положение  о порядке возмещения убытков  собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и  потерь сельскохозяйственного производства, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 г.(СА РФ, 1993, N 6, ст. 483) с дополнениями, принятыми Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. N 1176 (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4808).

Собственнику возмещается  стоимость строений, жилых зданий, объектов культурно - бытового назначения, производственных и иных зданий и  сооружений или расходов по переносу их на новое место, стоимость плодово - ягодных, защитных и иных многолетних  насаждений, незавершенного производства.

Оценка жилых домов, других зданий, сооружений производится по сметной  стоимости (по типовым проектам) строительства  новых зданий, объектов и сооружений. Незавершенное строительство и  неплодоносящие насаждения оцениваются  по фактически произведенным объемам  работ и затратам в ценах на момент изъятия земельного участка.

Решение суда об изъятии  имущества выносится на основании  требования государственного органа или  органа местного самоуправления, которые  должны располагать убедительными  доказательствами о необходимости  изъятия именно данного земельного участка и находящегося на нем  недвижимого имущества, тогда как раньше(в соответствии с Законом "О собственности в РСФСР") суд рассматривал спор по требованию собственника имущества, который обжаловал административное решение, влекущее прекращение права собственности.

Нормы применяются и при  необходимости изъятия горных отводов, участков акваторий и иных участков.

Во всех случаях принудительного  изъятия имущества собственник  вправе настаивать на его предварительном  и равноценном возмещении. Обращает на себя внимание тот факт, что ст. 35 Конституции предусматривает возможность  принудительного отчуждения имущества  только для государственных нужд, тогда как статья устанавливает  такую возможность и для муниципальных  нужд.

Изъятие имущества в виду ненадлежащего использования земельного участка представляет собой особый случай прекращения права собственности. Согласно ст. 9 ГК граждане и юридические  лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе и право собственности. Однако для некоторых объектов права, представляющих значительную общественную ценность, установлены границы, в  которых это право может быть реализовано. Одним из таких случаев  является использование земли в  соответствии с ее назначением. Понятие  ненадлежащего использования земли  и основания для ее изъятия  устанавливаются земельным законодательством.

2.6. Выкуп бесхозяйственно  содержимых культурных ценностей

В случаях, когда собственник  культурных ценностей, отнесенных в  соответствии с законом к особо  ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению  суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи  с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей  собственнику возмещается их стоимость  в размере, установленном соглашением  сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

 Данные положения соответствуют  ст. 44 Конституции, согласно которой  "каждый обязан заботиться  о сохранении исторического и  культурного наследия".

Статья ГК воспроизводит (с некоторыми изменениями) положения  ст. 141 ГК 1964. Она не предусматривает  необходимости предварительного предупреждения собственника как условия для  принудительного выкупа у него имущества. Сейчас такой выкуп возможен во всех случаях угрозы утраты им своего значения.

Определение вида материальных и духовных ценностей и объектов, которые представляют общественную ценность и важны для сохранения и развития истории и культуры, содержатся в Законе РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании  памятников истории и культуры" (Ведомости РСФСР, 1978, N 51, ст. 1387; 1985, N 4, ст. 117). В то же время перечень культурных ценностей постоянно дополняется новыми объектами. Поэтому в Законе РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости РФ, 1992, N 46, ст. 2615) предусмотрено, что состав (перечень культурного достояния) определяется Правительством РФ по представлению субъектов Российской Федерации и согласовывается с Верховным Советом РФ на основе заключений независимых экспертных комиссий.

П. 1 статьи не ставит принудительный выкуп указанного имущества в  зависимость от характера поведения  собственника, т.е. его вины в бесхозяйственном содержании культурных ценностей. При  опасности утраты ими своего значения они по решению суда подлежат выкупу государством или продаже с публичных  торгов. Выбор способа отчуждения предоставлен суду.

 В отличие от ГК 1964 п. 1 не устанавливает, кто вправе  предъявить требование в суд  о выкупе бесхозяйственно содержимых  культурных ценностей. Следовательно,  это могут быть государственные  или иные организации, в задачу  которых входит охрана такого  рода объектов, - учреждения культуры, музеи, архивы и другие организации  и граждане, заинтересованные в  сохранности этого имущества.

Выкуп осуществляется на основании  договора, в котором цена имущества  определяется соглашением сторон или  результатом публичных торгов, за вычетом расходов на их проведение. В случае недостижения согласия о  цене она определяется судом.

2.7. Выкуп домашних  животных при ненадлежащем обращении  с ними

В случаях, когда собственник  домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и  принятыми в обществе нормами  гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у  собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением  сторон, а в случае спора - судом.

Информация о работе Прекращение права собственности