Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:47, реферат
Для единообразного понимания в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” (принят Государственной Думой Российской Федерации 25 января 1995 года) было определено, что “информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”.
1. Информация. Виды информации 3
2. Информационная безопасность 7
3. Преступления в сфере информационных технологий 8
3.1. Виды преступлений 8
3.2. Международное сотрудничество 10
3.3. Критика Конвенции о киберпреступности 11
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат на тему:
Преступления в сфере информации
Самара, 2013г.
Оглавление
1. Информация. Виды информации 3
2. Информационная безопасность 7
3. Преступления в сфере информационных технологий 8
3.1. Виды преступлений 8
3.2. Международное сотрудничество 10
3.3. Критика Конвенции о киберпреступности 11
Для единообразного понимания в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” (принят Государственной Думой Российской Федерации 25 января 1995 года) было определено, что “информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”.
Следует отметить, что "В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности".
Существует довольно много
критериев классификации
В 1991 году была предложена следующая классификация коммерческой информации, которую можно “условно разделить на два укрупненных блока:
Каждый из них имеет свои разновидности.
Научно-техническая, технологическая информация включает:
Деловая информация включает:
Действующее законодательство Российской Федерации позволяет дать еще одну градацию информации (по критерию доступа):
1. открытая (общедоступная);
2. с ограниченным доступом:
а) информация, отнесенная к государственной тайне,
б) конфиденциальная информация.
Как видно, существует несколько категорий информации.
Закон Российской Федерации
от 21 июля 1993 года “О государственной
тайне” в ст. 2 определяет, что “государственная
тайна — защищаемые государством
сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
В ст. 5 Закона Российской Федерации
“О государственной тайне” дан
перечень сведений, которые могут
быть отнесены к государственной
тайне (сведения в военной области,
сведения в области экономики, науки
и техники, сведения в области
внешней политики и экономики, сведения
в области разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
В ст. 7 Закона Российской Федерации “О государственной тайне” дается перечень сведений, не подлежащие засекречиванию.
Федеральный закон Российской
Федерации “Об информации, информатизации
и защите информации” в п. 3 ст.
10 также предусматривает ряд
Что же касается конфиденциальной информации, то действующее гражданское законодательство Российской Федерации в п. 1 ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет: "Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами".
Особое место занимает промышленный шпионаж.
Промышленный шпионаж
очень сложная проблема — “явление
совершенно неотъемлемое от самого человеческого
развития. Одним из древнейших проявлений
подобной деятельности действительно
можно считать похищение
Это, конечно же, шутка. Но из разряда тех, в которых есть доля правды”.1 В современных условиях развития Российской Федерации, которые можно охарактеризовать политическими и экономическими преобразованиями общества, появлением разнообразных форм собственности, многие люди открыли предпринимательство для себя как образ жизни, как форму существования.
Естественно, что коммерсант рано или поздно, но неизбежно, приходит к выводу о необходимости обеспечения защиты своих прав и интересов.
Как известно, в современных условиях информация играет решающую роль как в процессе экономического развития, так и в ходе конкурентной борьбы на внутреннем (национальном) и внешнем (международном) рынке.
Влияние передовых научных
достижений охватывает весь мир, и игнорировать
эту реальность было бы непростительно.
Своеобразной ареной борьбы стало соперничество
за превосходство на рынке, на важнейших
направлениях научно-технического прогресса
("наука — двигатель торговли!"
В сложившихся условиях становится реальностью и промышленный шпионаж как сфера тайной деятельности по добыванию, сбору, анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации, охватывающей все сферы рыночной экономики.
"Размеры промышленного
шпионажа выросли до
Промышленный шпионаж
применяет преимущественно
Как отмечает А.А. Шиверский: “Промышленный шпионаж использует тайные силы, средства и методы, в том числе применяемые специалистами для добывания секретной информации военно-политического, дипломатического и иного характера: засылка к конкурентам (или вербовка) агентов, похищение документов, чертежей, образцов новых изделий, использование оптических средств наблюдения и съемок, систем подслушивания, прослушивания телефонных переговоров, несанкционированное подключение к вычислительным сетям и системам связи, шантаж, подкуп и даже ликвидация конкурентов или их предприятий и др. В этом ряду стоит и скупка краденных промышленных секретов у профессиональных промышленных шпионов. В таком деле в тайне держится все — от замыслов до полученных результатов”.1 Как видно, довольно остро встает вопрос о защите информации.
П. 2 ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что “информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами”.
В ст. 20 Федерального закона Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” определяются цели защиты, среди которых:
Под защитой имеется в виду любое законное активное или пассивное действие, направленное на достижение определенного состояния (уровня) безопасности объекта.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт по созданию юридического механизма защиты коммерческой тайны, профессор Т.К. Серегина предлагает выделить следующие основные блоки, из которых он состоит:
— нормы права, направленные на защиту интересов ее владельцев;
— нормы, устанавливаемые руководством предприятия, фирмы и т.п. (приказы, распоряжения, инструкции);
— специальные структурные подразделения, обеспечивающие соблюдение этих норм (подразделения режима, службы безопасности и т.п.)”.1
В п. 1 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” указывается, что режим защиты информации устанавливается в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов.”
Следует отметить, что действующее
законодательство Российской Федерации
предоставляет право
«Информационная безопасность - это безопасность человека практически во всех сферах жизнедеятельности…
Под информационной безопасностью следует понимать состояние защищенности информации, обеспечивающей жизненно важные интересы человека (витальные, физические, психологические, генетические, репродуктивные, интеллектуальные и духовные)».
Но информационная безопасность не может быть сведена только к защите информации но включает также защиту от определенной информации и доступ к необходимой информации.
В справочнике «Компьютерные преступления и информационная безопасность» информационная безопасность определена как: «Состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства».
Конституция РФ установила право каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4), гарантирована «свобода массовой информации», запрещена цензура (ст. 29, п. 5). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Идея информационной безопасности человека заложена и в таких конституционных нормах, как право на «личную и семейную тайну», «тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст. 23), запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24).
Основные конституционные запреты на установленный порядок оборота информации защищены уголовным законодательством в виде системы уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за посягательство на информационную безопасность (например, за компьютерные преступления - ст. 272-274, разглашение государственной тайны - ст. 283 и иные).
Общие правоустановления и отдельные специальные вопросы информационной безопасности изложены в ряде федеральных законов: «О безопасности», «О государственной тайне», «О средствах массовой информации», «Об информации информатизации и защите информации» (принят Государственной Думой Российской Федерации 25 января 1995 года), «Об участии в международном информационном обмене» и других.
Тем не менее, принятых правовых решений оказалось недостаточно для регулирования всей сферы информационных отношений, которая чрезвычайно объемна и разнообразна. Объем циркулирующей информации находится в прямой зависимости от развития общественной жизни: экономики, политики, права, управления, науки, техники, культуры, демографии и т.д.
Проблема информационной безопасности является частью комплекса вопросов обеспечения информационной безопасности.
В ч. 4, ст. 29 Конституции РФ принятой 12 декабря 1993 года сказано: - Каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Однако и в Конституции РФ и в УК РФ предусмотрены уголовно наказуемые деяния, связанные с посягательством на информацию.
Например: преступления против личности, коммерческая тайна, государственная тайна, профессиональная тайна, заведомо ложная реклама и т.д. (см. § 4)
Итак, преступления связанные с информацией это не только компьютерные преступления, которые в данной теме занимают своеобразное место.
Преступления в сфере информационных технологий или киберпреступность — преступления, совершаемые людьми, использующими информационные технологии для преступных целей.
Преступления в сфере
информационных технологий включают как
распространение вредоносных