Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 14:22, контрольная работа
Логика построения действующей Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны.
Введение
Логика построения действующей Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента России, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Важное место в системе государственной защиты прав граждан занимает Президент Российской Федерации. Правовой статус Президента России исследован в науке достаточно основательно. Однако на современном этапе развития страны возникает необходимость выявить сущностные характеристики института президента в рамках установленной системы государственной власти.
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Важным для познания и уяснения является вопрос о компетенции Президента РФ.
Раскрывая функции Президента Российской Федерации, следует остановиться не только на полномочиях главы государства, но и остановиться на вопросе взаимодействия Президента и Правительства России. Таким образом, тема данной контрольной работы является актуальной.
Глава 1. Институт Президента в конституционной системе государственной власти России.
1.1 Теоретические основы института главы государства.
Институт главы государства существует во всех современных государствах. Глава государства занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.
В подавляющем большинстве современных государств функционирует единоличный глава государства, однако мировой практике известны институты коллегиального главы государства (например. в бывших социалистических странах роль главы государства выполняли президиумы высших представительных органов государственной власти).
Термин «президент» происходит от латинского «praeside№s», что буквально означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли лиц, председательствующих на различных собраниях. В современном понимании президент - это высшее должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на определенный срок.
1.2 Конституционный статус Президента России.
В Российской Федерации институт президента был учрежден по результатам референдума, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».
Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;
3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и 2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.
Второй признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения системы государственной власти.
Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции гл. 4, посвященной Президенту.
Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.
В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.
Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.
В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.
Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.
Однако неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную.
Глава 2. Порядок избрания, полномочия и ответственность Президента РФ.
2.1 Порядок избрания Президента РФ
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О выборах Президента РФ" избирается гражданами РФ в ходе свободных (добровольных) выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Правом избирать Президента РФ (активное избирательное право) обладают не все граждане РФ, а только те, кто достиг совершеннолетия (18 лет), не содержится в местах лишения свободы по приговору суда, не признан судом недееспособным. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, каждый имеет один голос, голосование за других лиц не допускается.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Срок полномочий Президента РФ — 4 года, при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ.
Процедура избрания Президента РФ включает следующие этапы:
1. Назначение дня выборов
Этим днем является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ. Назначает день выборов Совет Федерации Федерального Собрания РФ или, если Совет Федерации по какой-либо причине не смог этого сделать, Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ).
2. Формирование избирательных комиссий
Комиссии предназначены для подготовки и проведения выборов. Образуются Центральная (ЦИК РФ), субъектов РФ, территориальные (городские, районные) и участковые избирательные комиссии.
3. Образование избирательных участков
Участок — это территория (поселок, часть города, микрорайон и т.д.), на которой проживает не более 3000 избирателей. Избирательные участки для граждан РФ, находящихся за границей, образуют руководители дипломатических или консульских учреждений РФ в иностранных государствах.
4. Составление списков избирателей
Списки составляют участковые избирательные комиссии на основе данных, представляемых главами местных администраций.
5. Выдвижение кандидатов и их регистрация
Право выдвижения кандидата на должность Президента РФ принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.
Для регистрации кандидата необходимо собрать в его поддержку не менее 1 миллиона подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 процентов от требуемого количества подписей.
6. Предвыборная агитация
Агитация проводится с момента регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. Запрещено участвовать в агитации органам государственной власти и местного самоуправления, благотворительным и религиозным объединениям, воинским частям и учреждениям.
7. Голосование
В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. Досрочное завершение голосования допускается на избирательных участках, образованных в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах.
8. Определение результатов выборов ЦИК РФ
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом в голосовании должно принять участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися.
9. Вступление избранного Президента РФ в должность
Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления ЦИК РФ результатов выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой приведен в Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.
2.2 Обзор полномочий и ответственность Президента РФ
Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:
1) формированием федеральных органов государственной власти;
2) участием в законотворчестве;
3) функционированием
4) обеспечением осуществления
полномочий федеральной
5) внешней политикой и обороной;
6) иными сферами государственной деятельности.
Рассмотрим эти основные сферы полномочий Президента.
1. Важное значение имеют полномочия Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.
Характеризуя полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что:
1) Президент вправе
2) Президент может использовать
согласительные процедуры для
разрешения разногласий между
органами государственной
3) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Президент управомочен своим Указом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта;
4) Президент вправе в
предусмотренных федеральным
5. Как глава государства, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.