Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти. Это означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны и организационно независимы друг от друга. Таким образом, можно выделить цель работы: обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Судебная власть.

 

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Суды - независимое звено  государственной власти, которое  своими специфическими средствами и  специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

Статья 118 Конституции  РФ гласит: "Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом". Именно эти законодательные акты служат правовой основой формирования системы правосудия как самостоятельной ветви власти, которая могла бы стать мощным механизмом применения законодательства и его неукоснительного исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

Важнейшим конституционным  принципом организации судебной власти является независимость, судей. Статья 120 КРФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти,  ее способности защищать права и свободы людей. Таким образом, судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.  

Принцип разделения властей  важен также для того, чтобы  взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.

 
В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:  
1) Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;  
2) Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, мировые суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются ФЗ и законом субъекта РФ;  
3) Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.  

Возможность полного  и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов.  
Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.  

В соответствии с принципом  разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, рассмотрев систему  государственных органов, составляющих в совокупности государственную  власть, и систему политической власти в целом, мы видим, что принцип разделения властей в российской конституционной практике претерпел существенные изменения. В современном Российском государстве он реализован совершенно иначе, чем он был сформулирован и реализован в первых конституционных государствах.

 
Характерной особенностью организации  государственной власти в современной  России является особый статус главы  государства - всенародно избираемого  Президента РФ. Его компетенция так  или иначе затрагивает различные "ветви власти", он выполняет координирующие функции, обладает широкими государственно-властными полномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную "ветвь власти", вообще не входит ни в одну из основных "ветвей власти", имея свои "формы влияния", свои "сдержки и противовесы" на каждую из них. Законодательная и судебная "ветви власти", в свою очередь, имеют свои "формы влияния" на Президента.

 

Однако, положение Президента, даёт ему самый большой объём  власти в государстве, тем самым  он может воздействовать на законодательную  и исполнительную ветви власти, судебная ветвь власти юридически очень слабо зависит от президента, она подвластна Президенту  только при процедуре утверждения кандидатур судей.  "Президентская власть" получила конституционное оформление в главе 4 КРФ и других конституционных положениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы.

1. Конституция Российской  Федерации: Принята всенародным  голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: «Проспект»., 2001. - 48 с.

2. Федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) //"Российская газета", N 3, 06.01.1997.

3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2007) "Об общих принципах  организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // "Российская газета", N 206, 19.10.1999.

4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 15.02.2007) "О системе  и структуре федеральных органов исполнительной власти"// "Российская газета", N 50, 12.03.2004.

5. Алексеев, С. С. Теория права:  Учебник / С.С. Алексеев. - М.: Бек, 1993. - 389 с.

6. Бабаев, В.К. Теория государства  и права. Учебник. / В.К. Бабаев. - М.: Юрист, 2004. - 591 с.

7. Венгеров, А.Б. Теория государства  и права. Учебник для юридических  вузов. / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист. 1999. - 512 с.

8. Вишневский, А.Ф. Общая теория  государства и права. Учебник  для юридических вузов/ А.Ф.  Вишневский, Н.А. Горбалюк, В.А. Кучинский; Под ред. А.Ф. Вишневского. - «Амалфея», 2004. - 688 с.


Информация о работе Принцип разделения властей