Принципы организации и проведения выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 07:50, контрольная работа

Описание работы

Анализ современного избирательного законодательства позволяет сделать вывод, что в основу организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов положены следующие принципы:
Обязательность выборов
Выборы - единственный легитимный способ формирования избираемых населением представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Иные варианты завладения выборными полномочиями противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.

Содержание работы

Принципы организации и проведения выборов...…………………………..3
Основные принципы избирательного права..……………………………….7
Мажоритарная система…………………….…………………………………9
Пропорциональная система……….………………………………………...12
Список использованной литературы………………………………………….......15

Файлы: 1 файл

готовая контр избир право.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

8. В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

ВОПРОС № 3. Мажоритарная система.

Исторически первой избирательной  системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (от французкого majorite –большинство) – избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

Мажоритарная избирательная  система – система выборов, при  которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе  от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.

При этой системе большинство, полученное победившей стороной, может  быть двух видов – абсолютное и  относительное. В первом случае победителем  считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос всех участвовавших  в голосовании избирателей. В  случае, если ни один кандидат не получит требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие уже два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе относительного большинства победу одерживает кандидат, получивший больше голосов, чем все остальные кандидаты, каждый в отдельности. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Обычно, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства помогают формированию стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партийных блоков. В результате этого образуется система крупных, взаимозависимых политических партий. Например, во Франции, насчитывается чуть более восьми партий, реально претендующих на избирательские голоса. Причём, в первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, а второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему политическому сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

Во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два  кандидата, набравшие наибольшее число  голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей.

Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Основные достоинства  мажоритарной избирательной системы:

– обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство;

– предполагает формирование крупных политических партий или  блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства;

– способствует формированию прочных непосредственных связей между  избирателями и кандидатом.

Тем не менее, для всех разновидностей мажоритарной системы  характерны и некоторые существенные недостатки.

Во-первых, эта система  может исказить реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Т.е. нарушается принцип всеобщности избирательного права.

Во-вторых, данная система может вызывать недоверие к существующему строю, т.к. ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутаты. Кроме того, сформированное правительство может и не пользоваться поддержкой большинства населения страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков «своего» избирательного округа побуждает  их защищать в первую очередь местные  интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

ВОПРОС № 4. Пропорциональная система.

Уже на заре становления  конституционного строя стали выдвигаться  идеи пропорционального представительства политических групп, при котором число мандатов, получаемых такими группами, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. Ныне она существует в более чем 60 странах.

Пропорциональная избирательная  система – порядок определения  результатов голосования, при котором  распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной в том, что  она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между  полученными голосами и полученными  мандатами. Депутатские мандаты  распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько парламентских депутатов. Избиратели голосуют за партийные списки, т.е. фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но принцип от этого не меняется.

Существуют различные  виды пропорциональных избирательных  систем:

– списочные (голосование  за список);

– несписочные (кандидаты ранжируются внутри списка);

– с открытым списком;

– с закрытым списком.

Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать  всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты (верхушки) т.к. именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В некоторых странах  применяется другой вариант –  система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут  изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату  или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок кандидатов по списку, составленного партийной элитой. Метод предпочтения используется, например, в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, которое получила партия, предназначено кандидату, стоящему в списке под первым номером.

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует  то, что в десяти из двенадцати стран  ЕС (кроме Великобритании и Франции) используется именно эта система. Она  во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Эта система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения страны. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются и ее недостатки. В условиях многопартийности, когда  в парламенте представлено около  десятка партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не очень стабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система  не дает возможности избирателю оценить  личные достоинства кандидата, поскольку  он выбирает не человека, а партию. Кроме  того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий и т.д., не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые места» и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Правовые  акты

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в последней ред. ФКЗ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета. 1993.
    2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" //СЗ РФ. 2002
    3. Федеральный конституционный закон РФ «О референдуме в РФ» от 10 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 2 с последующими изменениями и дополнениями.

Научная литература

    1. Василик М.А. Политология. Учебник. – М.: 2009. - 588 с.
    2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М.: 2001 - 544 с.
    3. Зеленков М. Ю. Политология для юристов. М.: Юридический институт МИИТа, 2003. -563 с.
    4. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право. – М., 2001.
    5. Кравченко А.И. Политология. Учебник - М.: Проспект, 2010 – 488 с.
    6. Муштук О.З., Киселев Е.А. Современные избирательные системы и выборные технологии. - М.: МЭСИ, 2000. 344 с.
    7. Пугачев В.П., Соловьев А.И.. Введение в политологию. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000 – 223 с.

 




Информация о работе Принципы организации и проведения выборов