Приватизация как элемент системы управления государственной собственностью.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации, как элемента системы управления государственной собственностью. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотреть сущность, понятие и принципы приватизации государственного имущества в РФ
• проследить за этапами развития приватизации в РФ
• рассмотреть способы приватизации государственного имущества

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы приватизации государственного имущества…………………………………………………………………………5
Понятие, цели и основные принципы приватизации………………………..5
История развития приватизации в России ……………..................................7
Нормативное регулирование приватизации в России………………………9
Глава 2. Анализ приватизации государственного имущества в Чувашской Республике…………………………………………………….............................132.1 Общая характеристика Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики…………………………………………….13
2.2 Цели, задачи и принципы приватизации государственного имущества Чувашской Республики……………………………………………………….…16
2.3 Оценка приватизации государственного имущества ЧР…………….…….19
Глава 3. Основные направления развития приватизации государственного имущества в России……………………………………………………………...26
3.1 Проблемы развития приватизации в России………………………………..26
3.2 Перспективы развития приватизации в России…………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………37

Файлы: 1 файл

приватизация курсовая работа!!!.docx

— 77.84 Кб (Скачать файл)

Меньше всего приватизированных предприятий было в 1999г. – 1536 единиц. Это связано с последствиями финансового кризиса августа 1998г., в результате которого большинство российских граждан и предприятий оказались в тяжелом финансовом положении и не имели достаточных средств на приобретение объектов недвижимости. В результате доходы от приватизации государственного имущества в этот и последующие годы были существенно ниже по сравнению с предыдущими годами. В 2000г. впервые за весь период процесса приватизации произошло увеличение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом.

Указанный показатель в 2000г. составил 2274 предприятия, или 148% от количества приватизированных предприятий 1999г.

На втором этапе приватизации государство получило более 100 млрд. рублей от приватизации государственного имущества. При этом большие средства от приватизации имущества государство получило в 1997г. – 26 млрд. рублей. В общей сложности в течение последних 10 лет было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов, из которых 20 тыс. – объекты промышленной собственности, большинство из которых принадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Менее всего в процесс приватизации были вовлечены предприятия цветной и черной металлургии, а также объекты электроэнергетики. К настоящему времени практически полностью завершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи, лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно с приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали. За последние 10 лет гражданами было приватизировано около 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м. Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий.

 

1.3 Нормативное регулирование приватизации в России

Основу правового регулирования отношений в сфере приватизации составляет, прежде всего, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля,  
31 декабря 2005 г.) [3]. Данный закон позволил уйти от субъективного подхода при выборе способа приватизации, установил в полном объеме права участников и порядок проведения приватизационных процедур без отсылочных норм, определил ограничения для отдельных категорий физических и юридических лиц, привел конечный перечень документов, которые предоставляются покупателем для приобретения имущества. Закон придал приватизации плановый порядок, расширил инструментарий приватизации, обеспечил прозрачность приватизации, подробно описал подготовку к приватизации государственных и муниципальных предприятий. Обеспечение эффективности механизма применения норм Закона потребовало разработки и принятия целого пакета документов.

Были утверждены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества[4], определившие структуру, содержание, порядок и сроки разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в текущем году, а также порядок и сроки рассмотрения итогов исполнения программы за отчетный год.

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 "О Российском фонде федерального имущества"[5] детально прописана компетенция специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации, осуществляющего сегодня продажу приватизируемого федерального имущества.

Попытка решить наболевшую проблему принципа адекватной возмездности приватизации предпринята Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 369 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества" (с изм. и доп. от 16 апреля, 31 июля 2003 г.)[6]. Под нормативной ценой подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определенная в соответствии с настоящими Правилами.

Также нормативно-правовыми актами, регулирующими данный вопрос, являются:

- Гражданский Кодекс Российской Федерации в ст. 217. «Приватизация государственного и муниципального имущества» дает общее понятие приватизации. 

- Федеральный закон от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с последними изменениями внесенными Федеральным законом от 11 июня 2008 г. № 84-ФЗ.

- Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федераций» (с последними изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 20 марта 2008 г. № 369).

- Закон Чувашской Республики от 21 ноября 2002 г. № 25 "О приватизации государственного имущества Чувашской Республики"

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ приватизации государственного имущества в Чувашской Республике.

2.1. Общая характеристика  Министерства имущественных и  земельных отношений Чувашской  Республики.

Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, включая земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики.

На Министерство возложена координация деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики по управлению и распоряжению государственной собственностью Чувашской Республики

Министерство в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 5 мая 2004 г. N 34 "О мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики" является правопреемником Министерства природопользования и земельных ресурсов Чувашской Республики в сфере земельных отношений.

Министерство и его структурные подразделения образуют систему Министерства.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, указами и распоряжениями Главы Чувашской Республики, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Чувашской Республики, иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, а также настоящим Положением.

Министерство осуществляет свои полномочия во взаимодействии с органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

Министерство является юридическим лицом, имеет счета в Управлении казначейства Министерства финансов Чувашской Республики и Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике, печать с изображением Государственного герба Чувашской Республики и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки.

Финансирование аппарата Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предельная численность работников утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Имущество, находящееся на балансе Министерства, является собственностью Чувашской Республики и закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законодательством порядке.

Основными задачами Министерства являются:

    • разработка и реализация государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации республиканского имущества, в том числе земельных участков, находящихся под ним, направленной на обеспечение устойчивого развития Чувашской Республики, включая определение приоритетов и разработку перспективных направлений экономического развития для включения их в стратегию социально-экономического развития республики и ее муниципальных образований;
    • управление и распоряжение объектами республиканской собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики в сфере управления государственной собственностью;
    • координация действий по разработке мероприятий по предотвращению банкротства и восстановлению платежеспособности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики, а также в отношении иных организаций Чувашской Республики на основании сведений, представляемых Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики;
    • создание системы по объектного учета объектов недвижимости республиканской собственности, в том числе земельных участков республиканской собственности;
    • контроль за целевым использованием объектов республиканской собственности;
    • представление в пределах полномочий, определенных Кабинетом Министров Чувашской Республики, интересов Чувашской Республики в правоотношениях, возникающих при управлении и распоряжении объектами республиканской собственности;
    • защита имущественных прав и законных интересов Чувашской Республики в суде, арбитражном суде;
    • создание условий по расширению вовлечения земельных участков республиканской собственности в гражданский оборот;
    • обеспечение интересов Чувашской Республики при заключении соглашений органами исполнительной власти Чувашской Республики с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в области имущественных и земельных отношений;
    • обеспечение реализации прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на очередной финансовый год и плановый период.

 

2.2. Цели, задачи  и принципы приватизации государственного  имущества Чувашской Республики.

 Цели, задачи и принципы приватизации государственного имущества Чувашской Республики хорошо раскрыты в Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Чувашской Республики. Прогнозный план разработан в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", Законом Чувашской Республики "О приватизации государственного имущества Чувашской Республики" с учетом основных задач социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Основными задачами государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Чувашской Республики в 2014-2016 годах являются:

  • достижение оптимального состава и структуры государственного имущества Чувашской Республики путем сокращения доли государства в экономике в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;
  • создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в модернизацию государственных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики;
  • развитие конкуренции и вовлечение имущества в хозяйственный оборот;
  • улучшение корпоративного управления;
  • формирование доходов и источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики.

Чувашская Республика по состоянию на 1 января 2013 г. является собственником имущества 18 государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, участником 3 обществ с ограниченной ответственностью, акционером 38 акционерных обществ, в отношении 6 акционерных обществ использует специальное право на участие в управлении.

Распределение государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Чувашской Республики, по видам экономической деятельности показаны в табл.1 и табл.2.

                                                                                                            Таблица 1

Распределение государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Чувашской Республики, по видам экономической деятельности.

       

пп

Вид экономической деятельности 
(ОКВЭД)

Количество 
государственных унитарных предприятий Чувашской Республики

Количество 
хозяйственных 
обществ с участием Чувашской Республики

1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2

2

2.

Обрабатывающие производства

7

7

3.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1

3

4.

Оптовая и розничная торговля

2

6

5.

Транспорт и связь

1

3

6.

Финансовая деятельность

-

5

7.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1

9

8.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

-

5

9.

Прочие

4

1

 

Всего

18

41


Таблица2

Размер пакета акций акционерного общества, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, находящихся в государственной собственности 
Чувашской Республики

   

Размер пакета акций акционерного общества, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, находящихся в государственной собственности 
Чувашской Республики, процентов

Количество хозяйственных обществ

100

18

От 50 до 100

8

От 25 до 50

10

Менее 25

5


 

В 2014-2016 годах к приватизации будут предложены государственные унитарные предприятия Чувашской Республики, пакеты акций (доли) хозяйственных обществ и имущество казны Чувашской Республики, не обеспечивающие выполнение государственных функций и полномочий Чувашской Республики.

В 2014 году к продаже будут предложены:

пакеты акций акционерных обществ, действующих в конкурентных отраслях экономики, в целях создания условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ;

Информация о работе Приватизация как элемент системы управления государственной собственностью.