Признаки гражданского общества и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

«Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов»1.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Государство, как политический институт……………………………....4
2.Признаки гражданского общества и его сущность…………………….8
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

клачок фил..doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)
  1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

 

  1. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

 

  1. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.
  2. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

        Также основными признаками гражданского общества являются:

- наиболее  полное обеспечение прав и  свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция  образующих его структур и  различных групп людей;

- свободно  формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая  информированность и прежде всего  реальное осуществление права  человека на информацию;

- жизнедеятельность  в гражданском обществе базируется  на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

         Существование гражданского общества  основывается на определенных  рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

        В свою очередь, гражданское  общество стремится к тому, чтобы  каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.

        Уже говорилось о том, что  общество специально не создается,  оно возникает на определенном  основании, но в свою очередь  нельзя упускать из вида тот  факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

        Исходя из сказанного, можно дополнить  к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

- возникновение  гражданского общества на определенных  основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

  • недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

 

 

        Гражданское сообщество включает  всю совокупность межличностных  отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

        Базовые человеческие потребности  в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

        Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном  совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

        Наконец, третий, высший уровень  межличностных отношений составляют  политико-культурные отношения,  которые способствуют реализации  потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

        В гражданском обществе разрабатывается  единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.

        Гражданское общество можно представить  как своего рода социальное  пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

        Возникновение гражданского общества  обусловило разграничение прав  человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Зеркин  Д. Основы политологии. - Ростов н/Д, 1997.

Кочетков  А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. - 1998.- № 4.- С. 85-97.

Мигранян  А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления. - М., 1989.

Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис. - 1996.- № 6.- С. 29-38.

1 Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.- С. 29.




Информация о работе Признаки гражданского общества и его сущность