Признание гражданина безвестно отсутствующим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим;
определить последствия признания гражданина без вести пропавшим;

Файлы: 1 файл

Признание гражданина безвестно отсутствующим.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Введение

В ст. 42. ГК определен порядок признания  гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно  отсутствующим может быть произведено  только судом и только в порядке  особого производства (не по иску, а  по заявлению).

В современном нам обществе проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является особенно острой, поскольку ежегодно в стране исчезает огромное количество граждан. Связано это и с многочисленными фактами захвата заложников, похищениями людей и торговлей ими, их длительном и насильственном удержании и использовании в качестве рабов. Из этого можно сделать вывод что актуальность изучения данного института права сейчас резко возрастает.

В случае, когда в течение длительного  времени сведения о гражданине на месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят никакого результата, возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений.

Для правильного регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Объявления гражданина безвестно  отсутствующим помогает принять  меры по защите его прав и законных интересов. Так,  например, имущество у такого лица может быть по решению суда передано в доверительное управление и тем самым сохранено.

В случае объявления гражданина умершим  не менее актуальным становится вопрос об открытии наследниками наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства по достоверному, условному или предполагаемому дню смерти. Для каждого случая применяется свой срок принятия наследства.

Целью моей курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим;
  • определить последствия признания гражданина без вести пропавшим;
  • рассмотреть основания объявления гражданина умершим.

Структурно работа состоит из:

  • введения;
  • трех глав:
  • общая характеристика признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;
  • правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;
  • последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим.
  • заключения.

 

 

 1. Общая характеристика признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

1.1 Понятие и основания  признания гражданина безвестно  отсутствующим

Безвестное отсутствие гражданина – это удостоверенный судом факт длительного отсутствия лица в месте его жительства при отсутствии каких-либо сведений о его месте пребывания.

В юридической литературе высказаны  различные мнения об основаниях признания  граждан безвестно отсутствующими и объявления их умершими. Если все  согласны с тем, что в основе объявления умершим лежит презумпция (предположение) смерти гражданина, то в вопросе о безвестном отсутствии мнения разделились. Ряд ученых полагает, что как при безвестном отсутствии, так и при объявлении умершим в основе лежит одна и та же презумпция смерти гражданина, поскольку решение суда будет истинным тогда, когда гражданина нет в живых. Другие авторы, напротив, полагают, что в безвестном отсутствии заложена презумпция жизни, ибо нет еще достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых. Третья позиция, которая представляется более правильной, основана на том, что никакого предположения в основе решения суда о безвестном отсутствии нет. Суд только констатирует факт отсутствия лица и не исходит из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина. Последствия признания лица безвестно отсутствующим отнюдь не таковы, чтобы предполагать что-либо, скорее речь идет об устранении недостатка в достоверной информации о причинах отсутствия субъекта правоотношений .

Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом  безвестно отсутствующим, если в  течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Годичный срок начинает исчисляться  с момента получения об отсутствующем  гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого  числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц - с первого января следующего года.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится  судом в порядке особого производства . При вынесении решения суд оценивает все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения. Так, гражданские отношения рассчитаны на нормальное их развитие и не предполагают, что кто-либо может специально прятаться, уклоняться от обнаружения его местонахождения. Поэтому, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, ибо безвестность отсутствия может быть устранена его розыском .

Существует мнение о том, что  признание граждан безвестно  отсутствующими и объявление их умершими служит изменению и/или прекращению правового статуса этих граждан.1

Я считаю, что данная точка зрения,  наиболее точно отражает сущность изучаемого правового института.

Правовой статус – это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

В случае длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания и неустановленности места его нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений.

Если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, т.к. судебная практика и гражданское законодательство не исключают того, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях.

Для того чтобы устранить неопределенности в субъекте отношений, суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия.

Институт признания граждан  безвестно отсутствующими и объявлении их умершими получает все большее  распространение в современной судебной практике

Российское законодательство в  статье 42 ГК РФ определяет порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства, когда к рассмотрению принимается не иск, а заявление гражданина.

Суд может признать гражданина безвестно  отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании  гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин.

В качестве заинтересованных лиц также могут выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав (например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти).

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения  брака в органах ЗАГС по заявлению  второго супруга (ст. 19 СК РФ)2.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет. Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестного отсутствия, данном в этой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина, во-вторых, длительность - в течение 1 года - такой неизвестности, в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях.

Существуют три мнения об основаниях признания гражданина безвестно  отсутствующим. Одни авторы основой  такого признания считают презумпцию смерти гражданина. Однако при таком подходе стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.

Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, так как нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.3

Наиболее обоснованной следует  признать позицию тех авторов, которые  полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и основания признания гражданина умершим

Объявление гражданина умершим  предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, дающих основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т. п.).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют  много общего в своем фактическом  составе, однако последние более  сложны по своей правовой характеристике.4

Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.5

Несмотря на сходство правового  состава этих дел, они имеют и  известное различие.

Объявление гражданина умершим  имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.6

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного  жительства нет сведений о месте  его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК РФ). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс РФ (ст. 45) предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока:

  • сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая;
  • двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий7.

Особенность объявления умершим в  связи с военными действиями заключается  прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.8

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим