Признание гражданина безвестно отсутствующим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Содержание работы

Введение.

3

1. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

4

2. Объявление гражданина умершим.

5

Заключение.

10

Список нормативно-правовых актов и литературы.

Файлы: 1 файл

гражданское.docx

— 25.29 Кб (Скачать файл)

 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 
Введение. 

 
3

 
1. Признание гражданина безвестно  отсутствующим. 

 
4

 
2. Объявление гражданина умершим. 

 
5

 
Заключение.  

 
10

 
Список нормативно-правовых актов  и литературы.

 
12


 
 
  
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
 
             Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет.  
 
Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.  
 
Роль и значение института безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. И в настоящее время  вновь участились случаи, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится обращаться к институту безвестного отсутствия. 
1. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО 
 
 ОТСУТСТВУЮЩИМ  
 
 
 
В юридической литературе высказаны различные мнения об основаниях признания граждан безвестно отсутствующими и объявления их умершими. Если все согласны с тем, что в основе объявления умершим лежит презумпция (предположение) смерти гражданина, то в вопросе о безвестном отсутствии мнения разделились. Ряд ученых полагает, что как при безвестном отсутствии, так и при объявлении умершим в основе лежит одна и та же презумпция смерти гражданина, поскольку решение суда будет истинным тогда, когда гражданина нет в живых.  
 
Другие авторы, напротив, полагают, что в безвестном отсутствии заложена презумпция жизни, ибо нет еще достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых. 
 
Третья позиция, которая представляется более правильной, основана на том, что никакого предположения в основе решения суда о безвестном отсутствии нет. Суд только констатирует факт отсутствия лица и не исходит из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина. Последствия признания лица безвестно отсутствующим отнюдь не таковы, чтобы предполагать что-либо, скорее речь идет об устранении недостатка в достоверной информации о причинах отсутствия субъекта правоотношений 
 
Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. 
 
Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц - с первого января следующего года. 
 
Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства в соответствии с главой 30 Гражданско –процессуального кодекса Российской Федерации. При вынесении решения суд оценивает все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения.  
 
На основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу (ст. 43 Гражданского кодекса РФ). Из имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь и другие установленные законом последствия.  
 
В случае явки или обнаружения местопребывания отсутствовавшего гражданина, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим и, соответственно, отменяется управление его имуществом (ст.44 Гражданского кодекса РФ). 
 
 
2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 
В соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть объявлен умершим, если о нем нет сведений в месте его постоянного жительства о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая,- в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. 
 
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. 
 
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, дающих основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т. п.). 
 
Необходимость судебного объявления гражданина умершим как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей. 
 
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Безвестное отсутствие означает отсутствие сведений о гражданине в течение одного года, а объявление умершим означает безвестное отсутствие свыше пяти лет и при определенных условиях эти сроки сокращены до шести месяцев, но при этом необходимо установить обстоятельства, дающие основания предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т. п.). Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается также и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены лишь в ч. 2 ст. 42 Гражданского кодекса РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ. 
 
Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина. 
 
Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав- объявление гражданина умершим- включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего. 
 
Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 Гражданского кодекса РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными. 
 
В соответствии с данным общим сроком гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет о нем нет никаких сведений (ст. 45 Гражданского кодекса РФ). Представляется, что в этом виде законодательство является несовершенным. По сути дела разница между безвестным отсутствием (ст. 42 Гражданского кодекса РФ) и объявлением умершим (ст. 45 Гражданского кодекса РФ) заключается лишь в продолжительности срока безвестного отсутствия. Такое положение закона позволяет судам во всех случаях безвестного отсутствия свыше трех лет объявлять граждан умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. 
 
Поскольку для всех судебных решении об объявлении гражданина умершим определяющим фактором является презумпция смерти безвестно отсутствующего гражданина, полагаем, что во всех без исключения случаях, в том числе и при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд должен установить ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина. 
 
Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая.  
 
Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 Гражданского кодекса РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.  
 
В соответствии с данной статьей можно выделить: 1) явления природы, таящие в себе угрозу жизни человека (стихийные бедствия); 2) несчастный случай, могущий быть причиной гибели (авария, пожар). 
 
Таким образом, если не установлен факт стихийного бедствия или несчастного случая, действует общий трехлетний срок. 
 
В свою очередь фактический состав объявления гражданина умершим ввиду его шестимесячного безвестного отсутствия, как представляется, кроме общих оснований, отмеченных выше, должен дополнительно включать следующие моменты: 
 
1) наличие причинной связи между безвестным отсутствием и обстоятельствами, угрожавшими смертью или дающими основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая; 
 
2) совпадение во времени и пространстве событий, угрожавших смертью, и нахождение гражданина в месте этого несчастного случая либо в зоне стихийного бедствия; 
 
3) невозможность по истечении шести месяцев со дня несчастного случая либо стихийного бедствия обнаружить гражданина живым или мертвым. 
 
Статья 45 Гражданского кодекса РФ называет еще одно общее основание объявления гражданина умершим: военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. 
 
Фактический состав и правовые основания объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике. 
 
Обеспечивая реальное исполнение судебных решений по делам об объявлении граждан умершими, закон предусматривает, что объявление гражданина умершим влечет определенные правовые последствия, приравненные к правовым последствиям, наступающим в результате смерти лица: брак считается прекращенным, наследники могут вступить в наследство, иждивенцы - возбудить вопрос о назначении пенсии и т. д. 
 
Хотя срок безвестного отсутствия для объявления гражданина умершим достаточно большой, не исключена вероятность того, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. В случае его явки решение суда подлежит отмене. Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть восстановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому закон предусматривает специальные правила на случай явки гражданина, объявленного умершим. Гражданин, объявленный умершим, вправе после явки требовать возврата своего имущества при условии, что а) это имущество сохранилось в натуре, б) перешло к его нынешнему владельцу безвозмездно. Не подлежат истребованию деньги и ценные бумаги на предъявителя, а также средства, вырученные от продажи имущества гражданина. Если имущество перешло по возмездным сделкам, то его можно истребовать только от недобросовестного приобретателя, т.е. лица, которое знало, что гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив. Недобросовестный приобретатель обязан возместить стоимость имущества, которое он не может возвратить в натуре (ст. 46 Гражданского кодекса РФ). 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Для решения вопросов о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим суду необходимо исключить (на момент рассмотрения дела) возможность установления местонахождения конкретного субъекта, что требует наличия неоспоримых и достаточных доказательств.  
 
Основным в ряду доказательств должно являться розыскное дело, возбуждаемое специальной службой УВД по заявлению о без вести пропавшем гражданине. В случае если в течение 15 суток после подачи заявления не будет установлено местонахождение гражданина, то начальник органа дознания УВД обязан возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК - по факту убийства. Следует отметить, что в рамках возбужденного дела поиск гражданина проводится по всем субъектам РФ, с использованием федеральных и местных оперативных учетов и служб. 
 
Особое внимание при доказывании необходимо уделять качеству свидетельских показаний: характерным является то, что соседи, знакомые, сослуживцы в силу узкого характера связей с пропавшим лицом могут предоставить сведения только об отсутствии гражданина по месту жительства или по месту работы. У родственников же пропавшего гражданина должен существовать постоянный контакт с ним. Их свидетельские показания носят исчерпывающий характер. Неизменным остается одно: все свидетельские показания оцениваются судьей в совокупности и ни одно из них не имеет для судьи заранее установленного значения. 
 
Существующая тенденция в гражданском и гражданско-процессуальном праве, направленная на защиту собственности гражданина, должна найти свое отражение и при доказывании факта отсутствия гражданина по месту жительства. С учетом этого необходимо дифференцировать совокупность приводимых доказательств в зависимости от характера последствий, наступающих для пропавшего лица. В случае признания судом лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим, при наступлении для лица (опосредованно или непосредственно) последствий имущественного характера, означающих в том числе и отчуждение собственности гражданина, приводимые в ходе заседания доказательства об исчезновении лица должны носить качественно более высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

Кейс 4

Ситуация 1.

Решением  местной администрации семнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, намереваясь переехать к мужу, проживающему в другом поселке, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию. Поскольку никто из ее односельчан не изъявил желания приобрести дом для постоянного проживания, она договорилась с Никитиным о продаже ему дома на снос за 500 долларов США.

Родители  Васильевой возражали против этой сделки. По их мнению, дом вообще не следовало  продавать на снос, поскольку он находится в хорошем состоянии, и им удалось найти покупателя, желающего приобрести дом для постоянного проживания за большую сумму.

Васильева ответила, что договор с Никитиным уже  заключен, и изменять или расторгать его она не намерена. Родители обратились с иском в суд о признании заключенного с Никитиным договора недействительным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия.

Решите дело.

В соответствии с  п. 2 ст. 21 ГК РФ «Гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает  дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак».

Поэтому Васильева  с момента заключения брака самостоятельно отвечает за свои действия, в частности  вправе самостоятельно принимать решения  по отчуждению недвижимого имущества.

Согласия родителей  на заключение договора купли-продажи  в данном случае не требовалось.

 

Ситуация 2.

Супруги Ибрагимовы, решив расторгнуть брак, составили письменное соглашение о том, что Ибрагимов не будет претендовать на раздел квартиры, покинет Омск и будет постоянно проживать со своей матерью в Новосибирске. Ибрагимова, со своей стороны, обязалась не вступать в новый брак до окончания института их дочерью - студенткой первого курса. За удостоверением достигнутого соглашения Ибрагимовы обратились к нотариусу. Последний отказался удостоверить соглашение, которое, по его мнению, противоречит законодательству. 

Прав ли нотариус?

Данной  соглашение предусматривает ограничение  конституционных и гражданских  прав граждан, что недопустимо не при каких обстоятельствах в том числе и путем составления добровольного соглашения. Нотариус отказал на законных Нотариус прав, сделки ограничивающие правоспособность ничтожны.  я считаю,что нотариус прав, т.к. Ридически ничтожно соглашение покинуть город, чтобы впредь не встречаться с женой.Возможность выбора места жительства гарантирована (фз о праве граждан на свободу передвижения,выбора места жит-ва-ст.1) и никто не вправе принуждать его к этому юрид-ми мерами. Возможно надо написать расписку о том, что он не будет претендовать на раздел квартиры при разводе? Рада была бы услышать ваши 


Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим