Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель исследования: — изучить порядок приватизации государственного и муниципального имущества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества.
2. Определить этапы приватизации государственного и муниципального имущества.
3. Рассмотреть субъекты и объекты приватизации.
4. Дать основные понятия и сущность приватизации государственного и муниципального имущества.
5. Проанализировать проблемы приватизации в России и пути их решения.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации
1.1 Понятие и правовые основы приватизации государственного имущества
1.2 Этапы приватизации государственного и муниципального имущества
1.3 Субъекты и объекты приватизации
Глава 2 Приватизация государственного и муниципального имущества в Российской Федерации
2.1 Основные понятия и сущность приватизации государственного и муниципального имущества
2.2 Проблемы приватизации в России и пути их решения
Заключение
Список литературы
Остальные объекты федерального имущества подлежат приватизации на основании решения Правительства Российской Федерации.
Результатом введения в действие вышеуказанного Закона стала приватизация в 2002г. 1,5–2 тысяч низколиквидных предприятий.
Развитие российской экономики невозможно в условиях несовершенного земельного законодательства, так как препятствует легальному и законодательно оформленному рыночному обороту земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. Поэтому Государственная Дума приняла Земельный кодекс, который приводит земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и создает предпосылки для подъема российской экономики. Земельный кодекс позволяет решить ряд задач в сфере земельных правоотношений. В частности, поставит существующий нелегальный оборот земли под государственное регулирование, что будет способствовать активизации экономической жизни в стране, приведет к оживлению инвестиционной активности, к развитию промышленности и фондового рынка страны.
Ряд закрепленных в Земельном кодексе правовых норм направлен на повышение заинтересованности физических и юридических лиц в развитии оборота земель, так как устраняет произвольное вмешательство государства и иных субъектов в область земельного законодательства и одновременно стимулирует участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
Земельным кодексом установлен порядок приобретения прав на земельные участки, на которых располагаются объекты недвижимости, принадлежащие юридическим и физическим лицам. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, граждане и юридические лица – собственники зданий, находящихся на этих земельных участках, обладают исключительным правом на приватизацию последнего. При этом цена земли для собственников расположенного на ней имущества устанавливается субъектами Российской Федерации в зависимости от размера ставки земельного налога и поправочного коэффициента использования земли.
В Земельном кодексе также определены принципы разграничения государственной собственности на землю на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную; разделены функции государственных органов, выступающих от имени собственников земельных участков, от функций управления, использования и охраны земель, а также установлены виды и формы контроля за соблюдением земельного законодательства.
На протяжении длительного периода времени в России велись ожесточенные дебаты в отношении отдельных положений Земельного кодекса. В частности, это касалось права иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение земельных участков на праве собственности. В соответствии с Кодексом вышеперечисленные физические лица наделяются равными с российскими гражданами правами, однако в данном случае из перечня земельных участков, подлежащих приватизации, исключаются особые и приграничные территории. Земельным кодексом урегулировано большое количество вопросов земельного законодательства. Однако оборот большей части земель сельскохозяйственного назначения остается неохваченным. Поэтому Земельным кодексом регламентируется оборот только 2% земель всех запасов Российской Федерации. Это земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта и связи. В отношении земель сельскохозяйственного назначения предусматривается принятие специального закона. Помимо совершенствования земельного законодательства Государственная Дума приняла ряд законов, направленных на защиту интересов государства, являющегося собственником имущества.
В 2000г. была устранена законодательная норма, установленная предыдущей редакцией Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», в соответствии с которой государство имело право голосовать только 25% акций из общего числа голосующих акций. Остальные акции, находящиеся в собственности государства, являлись не голосующими.
Таким образом, ограничивались
возможности государства в
В соответствии с предыдущей редакцией данного Федерального закона государство практически отстранялось от решения вопросов, связанных с образованием и досрочным прекращением полномочий исполнительных органов обществ, определением размера дивидендов и участием обществ в других организациях.
Кроме того, значительно
снижалась вероятность
На протяжении длительного периода времени специальное право владельца «золотой акции» на участие в принятии важнейших решений органов управления акционерных обществ не было законодательно оформлено. В связи с этим у акционерных обществ, в отношении которых действовало такое право, возникали затруднения при решении ряда вопросов. Внесенные в Федеральный закон «Об акционерных обществах» изменения устранили указанные недостатки.
Кроме того, указанный Федеральный закон, регламентирующий права, связанные с «золотой акцией», направлен на усиление защиты прав акционеров, в том числе государства. «Золотая акция» – это обыкновенная акция, предоставляющая ее владельцу право вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов, в частности по внесению изменений и дополнений в Устав общества, по принятию решений об отчуждении в любой форме имущества, об участии в других предприятиях, о ликвидации общества.
Данный Закон также способствует повышению степени защиты интересов акционеров от ставшего распространенным на практике «размывания» их долей, так как для них устанавливается преимущественное право приобретения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие нормы призваны защитить в первую очередь мелких акционеров, что является необходимым условием для привлечения внутренних инвестиций в российские акционерные общества.
Вышеуказанные изменения в законодательстве о приватизации государственного имущества, а также в области защиты прав акционеров позволят обеспечить рост российской экономики, формирование сильных и эффективных собственников, что в конечном счете направлено на увеличение благосостояния российских граждан.
Заключение
Приватизация в Российской Федерации положила начало кардинальным переменам в финансовой системе. Приватизация и коммерциализация приводят к изменению форм и условий финансирования и кредитования экономики. Доходы, полученные в ходе приватизации, поступают в бюджеты всех уровней, в государственные органы по приватизации по установленным нормативам.
Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.
В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестройки экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизация проводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшим результатам.
Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этот этап не привел к главной поставленной ему задаче – к распределению имущества между эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не дала возможность рационально передать во владение государственное имущество тем юридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться. Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с целью передачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматься различные законы и нормативно-правовые акты для регламента процесса приватизации.
На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в России приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.
Законодательно-правовые акты
Учебная литература
Периодическая литература
1 Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с измен. и доп. от 17 апреля 2006 г.) // СПС «Консультант плюс».
2 Красникова Е.В. Экономика переходного периода: экономическое учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2006. –С.178.
3 Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. - 1996. - № 10.-С.12.
4 Ершова И.В. Предпринимательское право: вопросы и ответы – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. –С.95.
5 Скворцов О.Ю. Приватизационное право: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2006.-С.57.
6 Галахтин М.Г., Леонова Л.Ю. Хозяйственное право учеб. пособие для вузов. - М.: МИЭТ, 2007.-С.104.
7 Ершова И.В., Отнюкова Г.Д. Российское Предпринимательское право: учебник – М.: Проспект, 2006.-С.215.
8 Безбородов А.Б. История России в новейшее время (1945 – 2001): учеб. Для студентов высших учебных заведений – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2006.-С.231.
9 Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации (Взгляд юриста) // Государство и право. - 2004. - № 12.-С.14-15.
10 Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации: теория и практика // Государство и право. – 2001. - № 9.-С.21.
11 Петров И.С. Приватизация как способ преобразования собственности // Адвокат. - 2000. - № 9.-С.24.
12 Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. – М: НОРМА, 2007.-С.52.
13 Камышинский В.П. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Закон. – 2005.-С.17.
14 Гарина Н.В. Основные тенденции разгосударствления и приватизации в странах Запада // Гражданское право. – 2005. –№, 3.-С.17.
15 Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право РФ: учеб. пособие для вузов – М.: Юристъ, 2008.-С.159.