Процедура усыновления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:00, доклад

Описание работы

Процедура усыновления в нашем законодательстве прописана достаточно отчетливо, а сам процесс предполагает обязательное судебное решение. На первый взгляд, работа данного механизма не должна вызывать никаких сбоев и вопросов. Но без них, надо признать, не обходится. Судя по информации Генеральной прокуратуры, часто не учитываются требования закона, предписывающие иностранным усыновителям иметь непосредственный контакт с усыновляемым им ребенком не менее двух недель. Отсутствует должный контроль за уже усыновленными детьми. По законодательству стран-усыновителей он осуществляется социальными службами по защите прав детей, и, надо сказать, делают они это предельно четко. Ежегодно эти службы составляют подробные отчеты с указанием условий содержания и воспитания ребенка, которые направляют в Казахстан по месту прежнего жительства. Но существует еще и наше законодательство, по которому контроль за детьми, переданными на усыновление (удочерение) иностранным гражданам, должен осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Казахстана за рубежом.

Файлы: 1 файл

Не всегда ребенка приносят из роддома.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Не всегда ребенка приносят из роддома. Иногда его усыновляют. Усыновление  – серьезный и ответственный  шаг. Стать настоящими  родителями для чужого ребенка.

Приняты ряд  мер по защите прав и интересов  семьи и детей, в том числе  детей-сирот. Такие как ратификация конвенций, а именно  Конвенция о правах ребенка и Конвенция о защите детей и  сотрудничестве в отношении иностранного усыновления. 26 декабря 2011 года Главой государства Республики Казахстан подписан Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». Правительством утверждены правила передачи детей, являющихся гражданами РК на усыновление.

Но существуют и ряд проблем, которые требуют  своего внимания.

Чтобы успешно  усыновлять детей, должна быть отлажена кристально чистая и прозрачная система. Потенциальные усыновители должны иметь возможность в любой момент зайти на сайт и узнать, в каком детском доме какие дети, как их зовут, сколько им лет, увидеть их фотографии. 

Это надо, чтобы  победить коррупцию при усыновлении. Чтобы никто и никогда не мог сказать усыновителям: "Официально детей нет, но если хотите, мы подберем вам хорошенького, здоровенького ребенка нужной национальности".Я не могу сказать, много или мало таких фактов, поскольку ни один усыновитель не признается, что он прибегал к взятке при решении этого вопроса. Потому что после этого акт усыновления признают недействительным, и ребенка заберут!

благотворительный фонд "ДОМ" и комитет по охране прав детей запустили такой сайт, в котором на сегодняшний момент есть данные всего на 10–12% всех детей.  

В России такой  сайт существует еще с 2001 года, а  у нас все рассуждают, хорошо это  или плохо,

К сожалению, усыновление в нашей стране мало распространено, поэтому у нас  еще такое большое количество детдомов. И, как ни прискорбно, практически никогда казахстанские граждане не усыновляют детей с какими-то патологиями и болезнями. 
Наши будущие родители хотят только здоровых, веселых, да еще и похожих на одного из них. То есть они берут детей для себя, а не для того, чтобы им помочь. Но кроме такого менталитета, есть еще множество проблем, мешающих малышам обрести семью. Главные из них связаны с несовершенством законов, многие положения которых давно устарели, остались от советских времен. В качестве примера, когда хорошие законы могут изменить ситуацию, общественники приводят Россию. В этой стране несколько лет назад значительно облегчили процесс усыновления сирот, одновременно усилив контроль за дальнейшим их пребыванием в семьях со стороны государственных органов опеки. В средствах массовой информации шли мощные информационные и пропагандистские акции в пользу усыновления сирот, что дало очень хороший результат. И спустя какое-то время там закрылись за ненадобностью сто сорок детских домов! В нашей стране процесс усыновления по прежнему остается уделом только государственных структур, достаточно закрытой процедурой. 
Россия  пошли по такому пути: они разделили базы данных на детей-сирот на две части - общую и конфиденциальную, которая разглашению не подлежит, Так соблюдается безопасность ребенка и исключается использование такой информации в корыстных целях. С другой стороны, теперь открытая часть информации может быть использована гражданами, которые хотят взять ребенка в семью или под патронат, они получают нужные им сведения о ребенке и могут взвешенно делать свой выбор. 
Усыновители желают скрыть факт усыновления и предпочитают, чтобы усыновленного ребенка считали их родным, биологическим. Большинство усыновителей поэтому предпочитают усыновлять новорожденных детей. И мы должны это учитывать. Но здесь мешает норма закона о том, что лишение родительских прав занимает шесть месяцев. А после этого срока усыновители уже могут и не захотеть усыновлять ребенка… Поэтому такую норму нужно срочно менять. В России этот срок резко сокращен, в США он вообще занимает 10 дней… Что сразу резко повышает количество усыновленных детей-сирот.  
Нужны какие-то дополнительные стимулы и для тех родителей, которые берут на воспитание больных детишек. Ведь им, как никому другому, нужна забота и тепло, но болезнь требует больших материальных затрат. Поэтому можно было бы выделять дополнительные пособия для таких родителей. Представители общественных организаций подчеркивают, что некоторые нормы, которые они предлагают, уже были в 2000 году прописаны в специальном постановлении Верховного суда, но продолжают игнорироваться.

В США и  странах Европы функционирует хорошая, грамотно выстроенная, пошаговая система  подготовки, обучения приемных родителей. В ходе обучения люди не только получают необходимые знания, но и выполняют  ряд практических заданий, упражнений. Хорошим результатом считается, когда приходят на тренинг 12 семей, а в ходе обучения половина самоотсеивается. 
В Казахстане до сих пор к процессу усыновления многие люди подходят с точки зрения: «взять ребенка», а цель на самом деле должна быть не взять, а вырастить. Примечательно, что иностранные усыновители не вернули ни одного ребенка. В то же время, по данным уже республиканской статистики, из 709 детей, усыновленных иностранцами в прошлом году, 665 имеют физические недостатки, врожденные заболевания. 
В развитых странах мира не приемные родители выбирают ребенка-сироту, а наоборот. Будущие усыновители проходят психологические тесты, сдают своеобразные экзамены на право воспитывать малыша. У нас этого, увы, нет.

В Казахстане международное усыновление стало устойчивой практикой с 1999 года. С этого времени наблюдается неуклонный рост числа казахстанских детей, обретших новых родителей и покинувших страну. Если в 1999 году иностранные граждане усыновили (удочерили) 196 детей, то в 2002 году – уже 883, а по итогам 2005 года, по официальным данным, 1022 маленьких казахстанца стали иностранными гражданами. Если рассматривать динамику усыновления иностранцами в отдельно взятом регионе, то в Костанайском районе Костанайской области в 2004 году 12 детей обрели новых родителей, а в 2005 – 3 детей. Чаще всего усыновители приезжают из США, где уже проживают более двух с половиной тысяч казахстанских детей. Далее по убывающей идут Ирландия, Канада, Бельгия, ЮАР, Израиль и Франция.

 

 

 За последние пять лет иностранные граждане усыновили и удочерили в нашей стране около трех тысяч детей. Вместе с тем не утихают споры по поводу нравственной и юридической оценки этого явления. А сама проблема, как правило, подается и видится в одностороннем ключе. Рассуждают о подрыве основ патриотизма, утечке генофонда. Все чаще стали применяться такие суровые и жесткие термины, как «детопродавцы», «детоторговля» и т.д. По данным социологических опросов, не менее трети граждан нашей страны по разным мотивам отрицательно относятся к усыновлению детей иностранцами. Значительная часть из них предполагает, что наши дети вывозятся за границу в качестве «доноров» человеческих органов, хотя ни одного подобного случая на официальном уровне выявлено не было. 
Процедура усыновления в нашем законодательстве прописана достаточно отчетливо, а сам процесс предполагает обязательное судебное решение. На первый взгляд, работа данного механизма не должна вызывать никаких сбоев и вопросов. Но без них, надо признать, не обходится. Судя по информации Генеральной прокуратуры, часто не учитываются требования закона, предписывающие иностранным усыновителям иметь непосредственный контакт с усыновляемым им ребенком не менее двух недель. Отсутствует должный контроль за уже усыновленными детьми. По законодательству стран-усыновителей он осуществляется социальными службами по защите прав детей, и, надо сказать, делают они это предельно четко. Ежегодно эти службы составляют подробные отчеты с указанием условий содержания и воспитания ребенка, которые направляют в Казахстан по месту прежнего жительства. Но существует еще и наше законодательство, по которому контроль за детьми, переданными на усыновление (удочерение) иностранным гражданам, должен осуществляться дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Казахстана за рубежом. 
Однако Казахстанские дети, выехав за пределы страны, в большинстве своем оказываются вне поля зрения наших представителей. С одной стороны это обусловлено малочисленностью их персонала. К примеру, в США всего два консульства – в Вашингтоне и Нью-Йорке, и несколько консульских работников смогли посетить лишь 73 ребенка из 2596 детей. В отношении других остается надеяться на деятельность международных агентств.  
Есть и другая сторона «медали» - несогласованность национального законодательства и законов стран-усыновителей. К примеру, усыновленный гражданином США ребенок с момента прибытия на территорию этой страны автоматически получает американское гражданство. Под предлогом защиты права собственности и невмешательства в частную жизнь усыновитель вправе не допускать наших дипломатов даже за порог своего дома, и такие случаи имели место. Получается, что консульские работники лишены возможности осуществлять в полном объеме контроль за усыновленными детьми. Кроме того, в законодательстве республики и международных договорах отсутствуют нормы, регулирующие вопросы возврата казахстанских детей из страны-усыновителя в случаях нарушения их законных прав.  
Международное усыновление – проблема деликатная, и многое здесь зависит от того, насколько прозрачным оно будет для общества.  
В стране до сих пор нет уполномоченного государственного органа, который бы занимался вопросами международного усыновления, координировал бы всю процедуру и вопросы правовой защиты. Поэтому пока нам не обойтись без международных агентств и общественных фондов, оказывающих в Казахстане услуги иностранцам по подбору детей для усыновления. Другое дело, что их деятельность должна быть урегулирована с точки зрения легитимности пребывания и отслеживания дальнейшей судьбы ребенка.  
В любом случае ситуация по проблеме международного усыновления пока остается открытой. Но как бы она дальше ни развивалась, ясно одно: во всем и везде в первую очередь должны учитываться права и интересы детей. И не важно при этом, в какой стране будет жить ребенок, какой национальности будут его усыновители, потому что семью – это мудрое божественное устройство все равно ничем нельзя заменить. 

Каждый  ребенок имеет право расти  в семье, получая заботу, ласку  и нежность!

 


Информация о работе Процедура усыновления