Профессиональная этика государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Этика объединяет принципы и нормы морали и нравственности, поведения людей по отношению друг к другу и в обществе.
Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие вопросы профессиональной этики 5
1.1. Понятие и виды профессиональной этики 5
1.2. Функции и правила служебной этики 7
2. Профессиональная этика государственного служащего 11
2.1. Этические начала служебной деятельности государственных служащих и особенности профессиональной этики государственного служащего 11
2.2. Основные требования служебного поведения (этикета) государственных служащих 16
2. 3. Общие принципы поведения государственных служащих 20
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

кодекс этики государственных служащих.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

2. 3. Общие принципы поведения государственных служащих

 
 
Общие принципы представляют собой  основы поведения государственных  служащих, которыми им надлежит руководствоваться  при исполнении должностных (служебных) обязанностей. 
 
Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:4 
 
- исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа; 
 
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; 
 
- осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа; 
 
- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; 
 
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; 
 
- соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих; 
 
- соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений; 
 
- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; 
 
- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций; 
 
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 
 
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; 
 
- при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов; 
 
- не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся; 
 
- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности; 
 
- соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; 
 
- уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации. 
 
Государственный служащий, наделенный организационно - распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван: 
 
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; 
 
- не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.  
 
Государственный служащий обязан: 
 
- поддерживать конституционный строй, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции и иных актов законодательства; 
 
- исполнять в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством, следующие должностные обязанности: (подробно перечисляются должностные обязанности или прилагается должностная инструкция); 
 
- соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией, иными законодательными актами, а также следующие ограничения; 
 
- не заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, не оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или)подконтрольного ему; 
 
- не принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; 
 
- не занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами; 
 
- не принимать участие в забастовках; 
 
- не заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством; 
 
- не выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; 
 
- не использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы; 
 
- не принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке; 
 
- не пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей; 
 
- не использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну; 
 
- не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев; 
 
- передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; 
 
- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; 
 
- исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; 
 
- соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики; 
 
- не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности; 
 
- соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией; 
 
- в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством; 
 
- сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством; 
 
- не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; 
 
- поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей; 
 
- при выполнении работы соблюдать требования по охране труда, установленные нормативными правовыми актами; 
 
- бережно относиться к имуществу нанимателя, использовать это имущество для выполнения работы, предусмотренной настоящим контрактом, и (или) в соответствии с письменными и устными приказами, распоряжениями нанимателя, не противоречащими законодательству; 
 
- не позднее чем за две недели до истечения срока действия контракта письменно предупредить нанимателя о решении продолжить или прекратить с ним трудовые отношения; 
 
- исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов: 

Заключение

 
Важнейшим показателем культуры управления является профессиональная этика и деловой этикет. 
 
Профессиональная этика – совокупность определенных нравственных обязанностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношениях работников в процессе трудовой деятельности. Она призвана прививать моральные принципы и правила долга, чести, воспитывать человека. Профессиональная этика базируется на общечеловеческой этике, поэтому в ней выражаются моральные принципы руководителей и специалистов. Ее основа – добросовестный труд, умножение личного и общественного достояния, высокое сознание общественного долга, коллективизма и товарищеская взаимопомощь, гуманные отношения между людьми и взаимное уважение, честность, гласность, демократизм, скромность, непримиримость к несправедливости, взяточничеству, бюрократизму, волоките. 
 
Государственные служащие должны знать, что этический кодекс должен быть эталоном, поэтому им следует требовательно относится к себе.  
 
Президент Российской Федерации В.В. Путин 12 августа 2002 года подписал указ об общих принципах служебного поведения государственных служащих. Документ предписывает государственным служащим профессионально исполнять служебные обязанности и «осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами компетенции государственного органа».5 
 
Государственные служащие должны оставаться независимыми от влияния профессиональных или социальных групп, а также финансовых факторов, соблюдать политическую нейтральность и нормы профессиональной этики. 
 
Как сообщил вновь избранный Президент Д. Медведев, «принятые общие принципы носят рекомендательный характер и не предусматривают какой-либо особой ответственности за исключением всегда существовавшей в рамках административного, гражданского и, в отдельных случаях, уголовного законодательства». По его словам, закон о системе государственной службы будет в начале сентября передан на рассмотрение Правительства для последующей передачи его в Государственную Думу. 

Список литературы

 
 
 

  1.  
    Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих».
  2.  
    Башкинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: Информационное агентство «ИПБР – БИНФА», 2005. – 177с. 
  3.  
    Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Издательство группа НОРМА – ИНФРА – М, 2001г. – 168 с.
  4.  
    Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: 2000. – 312с.
  5.  
    Пошатаев А.В, Веспалов Управление производством. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2001. – 272 с.
  6.  
    Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 416 с.
  7.  
    Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: - М.: Высшая школа, 2000. – 304с.
  8.  
    Шкатула В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М, 2001. – 527с.
  9.  
    Ресурсы Интернет:

 
www.jurinfor.ru 
 
www.ndc.ru 

 
1 Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы  управленческой деятельности: - М.: Высшая  школа, 2000. –112с.

 
2 Кобликов А. С. Юридическая  этика. Учебник для вузов. –  М.: Издательство группа НОРМА  – ИНФРА – М, 2001г. – 91 с.

 
3 Ресурсы Интернет: www.jurinfor.ru

 
4 Ресурсы Интернет: www.ndc.ru

 
5 Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих».


Информация о работе Профессиональная этика государственного служащего