Происхождение государства. Типология и типы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

История развития государственности насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
1. Возникновение государства………………………………………………
1.1. Родоплеменная организация общества, ее особенности…………
1.2. Факты разложения родоплеменной организации общества и образование государства…………………………………………..
1.3. Теория происхождения государства………………………………
2. Типология государства: понятие, подходы……………………………..
2.1. Формационный подход…………………………………………….
2.2. Цивилизационный подход…………………………………………
2.3. Универсальный подход…………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ  И ПРАВА

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ФИЛИАЛ 
 

КАФЕДРА:  
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

ДИСЦИПЛИНА:  
 

ТЕМА: Происхождение государства. Типология и типы государства 11  
 
 
 
 
 

              Студент                    1                   курса

                    сокращенная                              впвап

              формы обучения, заочного отделения,

              набор     2011     года

              Ханты – Мансийского  филиала УИКиП

                     Мишустин Андрей Васильевич    22  
               
               
               
               
               
               
               

  
 
 
 

Ханты –  Мансийск 2011 г.

 

 

Содержание  

Введение………………………………………………………………………...  
1. Возникновение государства………………………………………………  
1.1. Родоплеменная организация общества, ее особенности…………  
1.2. Факты разложения родоплеменной организации общества и образование государства…………………………………………..  
1.3. Теория происхождения  государства………………………………  
2. Типология государства: понятие, подходы……………………………..  
2.1. Формационный  подход…………………………………………….  
2.2. Цивилизационный подход…………………………………………  
2.3. Универсальный подход…………………………………………….  
Заключение……………………………………………………………………..  
Список  литературы……………………………………………………………  
 

 

     2. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ПОДХОДЫ 

     История развития государственности насчитывает  огромное количество государств, различных  по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.

     Типология – учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство.

     Типология государства – это научная  классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

     Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы  это дало возможность раскрыть их социальную сущность.

     Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

     Особенности государства конкретного исторического  периода определяются состоянием и  уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

     Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в  развитии государственно-организационного общества у различных народов  в различное историческое время  позволяют тем неменее выявить  существенные общие черты, характерные  для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

     Аристотель  считал, что основными критериями разграничения государств являются: Количество властвующих в государстве; осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

     Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

     Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало  объективной основой концептуального  плюрализма типологии государств.

2.1. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

     Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису. В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Данный вариант типологии государств и правовых систем особенно вызывал и вызывает среди специалистов в области философии, государства и права довольно разноречивые суждения и споры.

     Типы  государств согласно формационному  подходу

     Основные  достоинства формационного  подхода.

     1) выявлена принадлежность политической  власти тому или иному классу, определена роль различных классов  в управлении государством;

     2) определена зависимость государственной  власти от социально-экономических  факторов, которые играют существенную  роль в государственно-правовой  жизни общества;

     3) показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.

     Основные  недостатки формационного  подхода.

     1) не учитываются иные факторы:  духовные, культурные, психологические,  национальные, географические, и т.д.., которые также наряду с социально-экономическими  оказывали влияние на развитие государственности;

     2) заранее предопределена схема  закономерной смены одного типа  государства другим, хотя многоаспектность  становления и развития государственности  в различных регионах не позволяет  ограничить данный процесс определенными рамками;

     3) не учитывается восточный тип  государства со свойственными  ему азиатским способом производства; рабовладение выступает как первичная  форма государственности, в то  время как первые государства,  возникшие на Востоке, определяются  как государства не рабовладельческого, а восточного типа.

     4) игнорируется общесоциальное предназначение  государственной власти, призванной  обеспечивать интересы не только  одного класса, но и всего общества;

     5) социалистическое государство представляется  единственным «неэксплуататорским» типом в отличие от рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств;

     6) в результате всеобщей социалистической  революции уйдет в прошлое  буржуазное государство, а затем  уже и государство как таковое  в процессе неизбежного строительства коммунистического общества, соответственно предопределяется временный характер социалистического «полугосударства», характеризуется процесс его «отмирания».

     Однако, несмотря на целый ряд на целый  ряд существенных недостатков, классификация  государств на типы в рамках формационного подхода, имеющая свою рациональную основу, применяется до сих пор в совокупности с другими подходами.

     Восточное государство

     До  недавнего времени восточные  государства в учебной и научной  литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований. Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства ("азиатский способ производства") требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а во-вторых, наличия сильной публичной власти. Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства. Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, "пирамидальную" структуру общества: на верху пирамиды - монарх (царь, фараон и т. п.), ниже - его приближенные, еще ниже - чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды-общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

     В ряде восточных государств (Китай  и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные  и храмовые рабы, которые вносили  большой вклад в экономику  этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

     Рабовладельческое государство

     Государства рабовладельческого типа возникли в  результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола  общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII — VI вв.' до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.).

Информация о работе Происхождение государства. Типология и типы государства