Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Проблема законности - одна из центральных в общей теории государства и права. Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

В области защиты избирательных прав граждан задачи прокурорского надзора должны быть сосредоточены на двух направлениях: надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых избирательными комиссиями, и надзор за законностью в деятельности избирательных комиссий.

Конституция РФ (статья 30), а также Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. гарантируют гражданам свободу общественных объединений по признаку общности интересов для решения целей, указанных в их Уставах.

Обнаружение фактов злоупотребления свободой со стороны политических партий, общественных движений, выразившихся, в частности, пропаганде через средства массовой информации запрещенных законом идей, служит безусловным поводом для прокурорского вмешательства. Прокуроры должны принять исчерпывающие меры воздействия и ставить вопрос о принудительном прекращении деятельности политических партий, общественных движений перед органом государственного контроля за деятельностью средств массовой информации, а также об аннулировании или приостановлении лицензий печатного органа, электронных средств за нарушение Федерального закона «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий предоставляется гражданам Конституцией для выражения политической и социальной позиции.

Нормативной основой реализации этого политического права граждан служит Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов и уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобы гражданами и органами исполнительной власти соблюдался уведомительный порядок их организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях, противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительных ограничений при осуществлении политического волеизъявления.

Прокурорская практика изобилует примерами ненадлежащего пользования правами со стороны как граждан, так и государственных органов. Самое распространенное нарушение законодательства, регламентирующего порядок проведения публичных акций граждан, - их стихийный характер, несоблюдение требований о предварительном уведомлении. Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере требует неослабного внимания, особенно в период социальных напряжений, и должен носить упреждающий характер.

Социально-экономические права человека и гражданина касаются важнейших сторон жизни общества и индивида.

Провозглашенную в статье 7 Конституции Российской Федерации политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать как перспективу развития общества, стремление приблизиться к стандартам индустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни. В этих целях недопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление от провозглашенных Конституцией принципов.

Защита социально-экономических прав основана на конституционном нормировании основных прав. В законодательстве закреплен такой режим экономической деятельности, который позволяет обеспечить обладание каждым гражданином конституционно признанными правами, среди которых право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия любыми не запрещенными видами деятельности и корреспондирующая им обязанность органов государственной регистрации не чинить препятствий в становлении предпринимательства.

Группу конституционных прав и свобод образуют право свободно избирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции); право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороны государства (статья 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе для предпринимательских целей (статья 30); поощрение со стороны государства свободной конкуренции и ограничение монополистической деятельности (статья 34).

Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на охрану законных интересов прежде всего больших групп населения, на вмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие, как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых и инвалидов,

Предмет надзора за соблюдением экономических прав и свобод граждан образует также исполнение законодательных установлений о правомерном ограничении прав на занятие отдельными видами деятельности в соответствии со статьей 55 Конституции и статьей 49 ГК РФ. Лицензирование отдельных видов деятельности - одна из гарантий предотвращения вреда жизни, здоровью граждан из-за отсутствия специального образования, надлежащей профессиональной подготовки физических и юридических лиц - предпринимателей.

Прокурор не должен упускать из вида и факты злоупотребления предпринимательской свободой, такие, как систематическое извлечение прибыли некоммерческой организацией путем занятия деятельностью, не соответствующей ее уставной правоспособности, уклонения от постановки на налоговый учет и т.д.

Неослабного внимания прокурора требуют вопросы законности применения мер государственного принуждения к предпринимателям вследствие неисполнения ими или ненадлежащего исполнения предписаний законодателя, совершения действий, образующих административно наказуемый проступок или уголовное преступление. Имеется в виду законность мер привлечения к финансовой, административной ответственности со стороны налоговых, антимонопольных органов.

Особую, охраняемую законом группу составляют права граждан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы надзор за исполнением природоохранного законодательства воспринимался как одно из приоритетных направлений.

Особое значение в деле предупреждения экологических правонарушений имеет взаимодействие органов прокуратуры с общественными природоохранными движениями в целях своевременного выявления самовольно возводящихся объектов в обход требований об обязательной экологической экспертизе, ненадлежащего выполнения контрольных полномочий территориальными органами.

Заключение

 

Практика применения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственную целесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорской деятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органами представительной и исполнительной власти, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и арестованных и отбывания наказания, надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, участие прокуроров в судебном разбирательстве дел и др.

Задачи прокурорского надзора - надзора за точным и единообразным исполнением законов - на современном этапе должны рассматриваться как защита граждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдение конституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия и дознания требуют решительного улучшения постановки прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

- Действуют гласно в  той мере, в какой это не  противоречит требованиям законодательства  Российской Федерации об охране  прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

-  Информируют федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии  законности.

В результате прокурорского надзора устраняются ошибки и недостатки в правоприменительной практике, ежегодно отменяется большое количество незаконных правовых актов, рассматриваются и должным образом разрешаются многочисленные жалобы и заявления граждан, восстанавливаются нарушенные права многих сотен тысяч заявителей, исправляются ошибки в работе следственных органов, пересматриваются незаконные судебные решения. Улучшение правового регулирования организации и деятельности прокуратуры, усиление роли и государственной значимости работы ее органов отвечают задачам строительства правового государства.

В заключении можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностей является человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветви государственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры - правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры проявляется двуединая направленность - охрана прав и законных интересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за тем, чтобы права подсудимого - гражданина не были нарушены).

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2013. - №5.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 N 2202-1 // Собрание законодательства РФ. – 2014.
  3. Крыленко, Н.В. О революционной законности / Н.В. Крыленко // Советское государство и право. – М.: Наука, 1996. - №6. – С.21-25.
  4. Лунев, А.Е. Социалистическая законность в советском государственном управлении / А.Е. Лунев, С.С. Студеникин, С.А. Ямпольская. – М.: ИНФРА, 1995. – 194 с.
  5. Александров, Н.Г. Законность и правоотношение в советском обществе / Н.Г. Александров. – М.: Глобус, 2004. – 231 с.
  6. Самощенко, И.С. Охрана режима законности в современном государстве / И.С. Самощенко. – М.: Истомина, 2001. – 166 с.
  7. Братусь, С.Н. Юридическая ответственность и законность / С.Н.Братусь. – Ростов – на – Дону, 2003. – 213 с.
  8. Бессарабов, В.Г. Новое в законодательстве о прокуратуре / В.Г. Бессарабов. – М.: Законодательство, 1999. – 213 с.
  9. Макаров, Н. Правозащитная роль прокуратуры / Н. Макаров. – М.: Законодательство, 1997. – 178 с.
  10. Мельников, Н.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти / Н.В. Мельников. – М.: Прокурорский надзор, 2002. – № 6. – С.34-41

 

 

 


Информация о работе Прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве