Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 01:10, реферат
В Российской Федерации, как и в любом другом правовом демократическом государстве, устанавливается система государственной защиты прав и свобод граждан. Она включает в себя перечень государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. Согласно ст. 45 Конституции РФ и Федерального закона о «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. защита прав и свобод человека и гражданина традиционно провозглашается одной из основных задач прокуратуры во главе с Генеральным прокурором РФ.
Введение 3
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации. 4
Заключение 15
Библиографический список использованной литературы 17
Тема: Прокурорский
надзор за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина представительными(
Содержание
Введение
В Российской Федерации, как и в любом другом правовом демократическом государстве, устанавливается система государственной защиты прав и свобод граждан. Она включает в себя перечень государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. Согласно ст. 45 Конституции РФ1 и Федерального закона о «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г.2 защита прав и свобод человека и гражданина традиционно провозглашается одной из основных задач прокуратуры во главе с Генеральным прокурором РФ. Она осуществляется как самостоятельное направление деятельности прокуратуры в виде надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Возложение на прокуратуру надзора за соблюдением требований Конституции РФ усиливает ее правозащитную функцию, создает, с одной стороны, реальные гарантии прав и свобод граждан, с другой - обеспечивает возможность воздействия на неправомерные действия органов власти и должностных лиц. Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония.
Естественно, что выполнение прокурорами функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина невозможно без наделения их соответствующими полномочиями.
В своей работе я хочу рассмотреть основные полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Прокурорский
надзор за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина представительными(
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре» предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом органы прокуратуры постоянно должны видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности других органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. Они не должны подменять другие государственные органы, а лишь осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция.
Кроме того, Федеральный закон «О прокуратуре» особый акцент делает на недопустимость вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Вот поэтому сотрудникам прокуратуры всегда необходимо проводить точный правовой анализ имеющихся в их распоряжении фактических данных. В тех же случаях, когда для решения правовых вопросов требуется характеристика оперативно-хозяйственной деятельности, имеет смысл прибегнуть к помощи соответствующих специалистов.
Основной круг полномочий прокуроров определены Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре» и детализированы рядом нормативных актов Генеральной прокуратуры. Среди данных полномочий есть и осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Здесь следует сразу оговориться, что объем полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в определенной своей части идентичен полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов. В соответствии с п. 1 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре» прокурор при осуществлении функций в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина использует полномочия по надзору за соблюдением законов, предусмотренные ст. 22 вышеназванного закона, к числу которых относятся:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;
— при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
— выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
— проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
— по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
— предостерегать о недопустимости нарушения закона;
— освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
— опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
— вносить представление об устранении нарушений закона.
Кроме того, при осуществлении функции в сфера надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре»:
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры
по предупреждению и
- при наличии оснований
полагать, что нарушение прав
и свобод человека и
- в случаях, когда нарушение
прав и свобод человека и
гражданина имеет характер
- в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Рассмотрим данные полномочия более подробно.
Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека. В целях совершенствования порядка рассмотрения и разрешения заявлений, обращений и жалоб граждан Приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3 в действие была введена Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.
Заявления и жалобы служат той отправной точкой, которой определяется необходимость прокурорского вмешательства. Заявителями выступают в основной своей массе лица, права и свободы которых нарушены, хотя заявления и жалобы могут поступать и от других категорий граждан, а также государственных органов, различных организаций. По каждому заявлению, обращению или жалобе может быть выполнено одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. Заявления, жалобы граждан, должностных и иных лиц, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности.
Рассмотрение сообщений о нарушении прав и свобод позволяет прокурору уяснить суть поступившего к нему обращения, сформировать мнение о характере реагирования на него. При разрешении жалоб и заявлений граждан в обязательном порядке должны быть истребованы необходимые нормативные документы, получаются объяснения должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. По итогам составляется заключение, а при необходимости выносится решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. При рассмотрении и разрешении жалоб граждан запрещается без согласия граждан разглашать сведения об их частной жизни. По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению его анкетные данные и домашний адрес.
В тех случаях, когда заявления, жалобы, иные сообщения не содержат всех необходимых для принятия решения данных либо когда представленные доказательства вызывают сомнение, прокурор проводит проверку. Указанные сообщения являются поводом для проведения проверок. Заявления, жалобы, запросы (обращения) о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов РФ, военных прокуратур окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на место.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.
В ходе проверки, как правило, устанавливаются следующие обстоятельства: имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина; в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод, какие правовые нормы при этом были нарушены; каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека; какие обстоятельства способствовали нарушению.
Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.
По окончании проверки заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (с прекращенными производством уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т.п.), в той мере, в которой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники управлений и отделов (на правах управлений), а в прокуратурах субъектов РФ, городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах - соответствующий прокурор, его заместители, начальники управлений и отделов.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и вкладывает в надзорное производство справку о том, с какими материалами он ознакомлен.
Жалобы, заявления, обращения могут быть оставлены без разрешения и уведомления авторов, когда: обращение является анонимным, за исключением случаев, когда в таких обращениях содержатся сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях (направляются в правоохранительные органы по принадлежности); обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события; имеется решение о прекращении переписки. Не подлежат разрешению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. При отказе в удовлетворении просьбы заявителю дается аргументированное разъяснение.
Об этом в срок не позднее 10 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение.
Решение об оставлении без разрешения жалобы (обращения) принимается начальником управления, отдела (на правах управления), старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором по рапорту исполнителя.
Закон представляет прокурору при надзоре полномочия по разъяснению пострадавшим порядка защиты их прав и свобод. Обусловлено это тем, что помимо порядка судебной защиты прав и свобод, установленного Конституцией РФ (ст. 46), возможны и альтернативные способы защиты нарушенных прав. Такая информация сообщается пострадавшему при следующих ситуациях: при его личном обращении за защитой своих прав в компетентный орган прокуратуры; когда иные варианты восстановления нарушенных прав могут привести к более длительным срокам принятия решения по данному вопросу. В ходе разъяснения прокурору надлежит указать конкретный орган, правомочный восстановить нарушенные права и свободы, в который может обратиться пострадавший, и форму обращения в данный орган. Кроме того, прокурор может разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. При этом прокурор не составляет от имени пострадавшего жалобы в различные инстанции, исковые заявления, иные документы. Он не должен подменять органы, в обязанности которых входит оказание юридической помощи населению, а может лишь разъяснять порядок защиты прав и свобод пострадавшими, т.е. теми, кому непосредственно причинен вред нарушениям их прав и свобод.